Анализ диагностических работ – инструмент повышения уровня знаний учащихся.
Цель: мониторинг динамики качества образовательного процесса.
Одно из основных направлений в работе заместителя директора по учебной работе - это диагностика учебно-воспитательного процесса. Своевременная корректировка на основе анализа входящих и сравнительных данных. Диагностические работы проводились всегда и являлись одним из важнейших показателей качества преподавания предметов в школе. Большое внимание уделяется критериям оценки знаний учащихся. В основу данных диагностик входят стандартные задания по предметам, однако оцениваются они не по правильному ответу целого задания, а по правильности выполнения шагов в решении. Если это математика, то критериями для оценки решения примера на несколько действий будет не ответ примера, а правильность выполнения каждого действия. И если учащийся умеет выполнять все действия, кроме одного, то ответ в примере он, конечно же, получит неправильный, но при этом остальные действия он может выполнить верно. В обычной работе за такое решение он получит «минус», а в диагностической - количество баллов соответствующее количеству правильно решённых действий.
Для облегчения труда завуча по анализу этих работ хотелось бы предложить программу, составленную на базе стандартного офисного пакета Microsoft Office, Microsoft Office Excel, которая помогает достаточно быстро выполнить анализ диагностических работ и решает следующие задачи:
1. Изучение образовательного процесса по параллелям:
- сопоставление результатов образовательного процесса в общеобразовательных классах;
- сопоставление результатов образовательного процесса в гимназических классах;
- анализ динамики качества образовательного процесса на параллели.
2. Изучение уровня познавательной мотивации учебных коллективов на параллели.
3. Изучение подходов к составлению рейтинговых контрольных работ по предметам.
4. Рейтинговый отбор учащихся в гимназические классы.
Порядок организации административных работ
1. Административные работы по предметам составляют учителя-предметники, не работающие на данной параллели или заместитель директора, курирующего предмет.
2. Административные работы проводятся в соответствии с планом внутришкольного контроля гимназии.
3. Расписание проведения работ составляются заместителем директора, но не более одной работы в день, чтобы не допускать перегрузки детей.
4. Во всех классах параллели административная работа проводится в один день.
5. В процессе работы присутствует ассистент и заместитель директора.
6. Проверяет работы учитель-предметник, составлявший работу или заместитель директора соответствующей специальности.
7. Срок проверки работ – 3 дня с момента написания.
8. Бланк анализа результатов (Приложение 1) и работы учащихся сдаются заместителю директора.
9. Анализ работ проводит ШМО (предметная кафедра).
10. Данные графического анализа результатов обсуждаются по следующим параметрам:
- средний балл;
- процент выполнения работы по уровням и по заданиям;
- количество учащихся выполнивших полностью задания (по уровням и по каждому);
- количество учащихся, не выполнивших задания (по уровням и по каждому);
- динамика качества образовательного процесса во времени;
- особенности составления рейтинговых административных работ.
11. По результатам обсуждения выявляются причины положительных и отрицательных результатов.
12. Заместителем директора составляется сводная аналитическая справка, проводится совещание с учителями предметниками.
Порядок работы с программой
Окно для ввода результатов работы выглядит следующим образом:
Использовать можно не все строчки заданий, однако для полного анализа работы важно видеть и количество учащихся которые не приступили к заданию.
Классов в параллели может быть и меньше, тогда просто не заполняют оставшийся столбик, если же классов больше, то программу легко подкорректировать.
Шаг 1
Вводим букву класса, у которого проводилась диагностика.
Шаг 2
Вводим ФИО преподающего учителя по диагностируемому предмету.
Шаг 3
Записываем предмет диагностики.
Шаг 4
Вводим количество учащихся класса по списку.
Шаг 5
Вводим количество учащихся класса, писавших диагностическую работу.
Шаг 6
Заполняем результаты работы из бланков, предоставленных проверяющим учителем.
Аналогичным образом заполняем результаты данного класса в этот столбик.
Шаг 7
Вносим количество «5», «4», «3», «2», выставленных учителем за работу. Отметки выставляются проверяющим учителем по любой системе
Программа показывает процентную раскладку отличных, хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных работ, а также процент успеваемости и качества обученности по результату проверки.
Аналогичным образом заполняем результаты диагностикам по всем классам в параллели.
После чего можно посмотреть сравнительный график выполнения диагностической работы по заданиям, перейдя на следующий лист. Проследить можно не только за уровнем выполнения работы по классам, но и увидеть «западающие» моменты в диагностике. Этот график полезно представить учителям предметникам для более детальной проработки учебного материала, методики его преподавания при соблюдении индивидуальности классов.
Для сопоставления результатов диагностической работы разных классов в параллели можно посмотреть столбчатую диаграмму по составу оценок и увидеть сравнительные результаты успеваемости и качества обученности (отношение суммы «5» и «4» к количеству успевающих).
Эта диаграмма показывает рейтинг классов по результатам работы, что позволяет проследить динамику уровня знаний учащихся при проведении серии диагностик в течение учебного года.
Для возврата к первому листу используем панель управления.
Данная программа удобна в работе, можно распечатать как графики, так и таблицу результатов. По вопросам использования и изменения программы на большее или меньшее количество классов можно обращаться к автору.
Порядок хранения документации:
- текстовые результаты хранятся в папках по параллелям у заместителя директора в течение одного учебного года;
- графический анализ хранится в папках по параллелям у заместителя директора не менее 3 лет со дня написания.
К работе имеется приложение.