Тип занятия: внеклассное занятие.
Цели занятия:
- познакомить с конкретными мерами длины и показать преимущества системы СИ;
- сообщить правильные знания о метрической системе мер;
- ознакомить с разными системами единиц длины: старорусскими, английскими, морскими и метрическими.
Методы обучения:
- словесные: беседа, объяснение.
- наглядные: задания на компьютере.
- практические: практические задания.
Задачи занятия
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, расширение кругозора.
- Учебная – совершенствование знаний в метрической системе мер.
- Развивающая – развитие памяти, внимательности, умение выделять главное, существенное.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблицы со старинными мерами длины.
Этапы занятия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
Время (мин) |
Примечание |
Ориентировочно-мотивированный | Вступительное слово преподавателя, сообщение темы и задач занятия | Воспринимают и акцентируют внимание на поставленных задачах | 2 |
Презентация «Виртуальный музей» |
Знакомство со старинными русскими мерами | Предлагает студентам заранее подготовить материал | Рассказывают о старинных русских мерах длины | 10 |
Презентация «Старинные русские меры» |
Применение знаний в художественной литературе | Пояснения по выполнению этого задания на экране. Организует работу по обобщению мер длины | Отвечают на вопросы заданий «Что за диво эти сказки?» | 10 |
Презентация «Что за диво эти сказки?» |
Применение знаний на «Глаз» | Предлагает на глаз выполнить задания | Отвечают на задания. Кто определит точнее | 5 |
Презентация «Глазомерная викторина» |
Применение знаний в пословицах и поговорках | Заранее студенты должны были найти пословицы и поговорки о старинных русских мерах | Проводится конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок | 10 |
Презентация «Зал пословиц и поговорок» |
Самостоятельная работа | Преподаватель заранее объявил конкурс частушек с применением старинных русских мер длины | Студенты поют частушки | 10 |
Презентация «Частушечный зал» |
Рефлексивно-оценочный | Итоговая рефлексия «Достигли ли мы цели занятия?» | Студенты отвечают, оценивая каждый этап занятия, и высказывают предложения и рекомендации |
|
Подготовительный этап
- студенты получают задание найти материал о старинных русских мерах, которые ещё встречаются в нашем обиходе и литературе;
- найти и подготовить пословицы и поговорки, связанные с мерами длины;
- сочинить частушки о мерах длины.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Приветствие преподавателя, проверка готовности студентов к занятию, организация внимания студентов.
Преподаватель. Сегодня у нас
внеклассное занятие по математике «От дюйма … до
метра».
Эпиграфом занятия являются слова академика
А.Н.Крылова « Всякое рациональное творчество
должно быть основано на числе и мере».
Я приглашаю вас в виртуальный музей (Приложение 1)
Нельзя представить себе жизнь человека, который
не производил бы какие-нибудь, хотя бы самые
простые, измерения. Уже для первобытного
человека, строившего себе жилище, изготовлявшего
простейшие орудия и посуду, применение мер длины,
веса и объемов было необходимо. Первым счетным
прибором человека были пальцы рук и ног.
Небольшие расстояния мы и в настоящее время
нередко определяем шагами.
У многих народов была мера расстояния стрела, т.е.
дальность полета стрелы. До сих пор существуют
выражения: не подпускать на пушечный
выстрел, считай по пальцам, которые
напоминают о подобных единицах расстояний.
Рассмотрим наиболее распространенные старинные
меры.
Приглашаю в зал «Старинные русские меры»
Студенты рассказывают о старинных русских мерах длины.
Приведенные примеры мер основаны на размерах
частей человеческого тела. Возникли эти меры в
трудовой деятельности человека, в борьбе его за
существование. С развитием общества, появлением
частной собственности, обмена продуктами
производства и разделения труда первоначально
примитивные способы измерения перестали
удовлетворять требованиям человека. Уточнялись
меры, совершенствовались способы измерения.
У всех народов складывалась очень сложная и
запутанная, весьма пестрая система мер. Каждое
маленькое государство, каждый город стремился
измерять своими мерами. Вот уж воистину «Что
город, то норов, что деревня, то и обычай!».
Отсюда пошла поговорка «Другого на свою меру
не меряй».
Преподаватель. Переходим в следующий
зал «От поколения к поколению…».
Современные меры – метр, килограмм и другие –
существовали всегда. Международная метрическая
система мер и весов, которой пользуются в
настоящее время почти во всех странах мира, была
введена на территории бывшего СССР 14 сентября 1918
г. Декретом Совета Народных Комиссаров.
Вводилась эта система в жизнь постепенно. Наряду
с новой системой использовались и старые меры.
Только с января 1927 г., когда был подготовлен
переход народного хозяйства на новую
метрическую систему мер и весов, она
окончательно стала единственно допустимой
системой измерений.
Поэтому в 1960 году на 11 Генеральной конференции
мер и весов было принято решение о введении Международной
системы единиц СИ (читается «ЭС-И»).
Преподаватель. Переходим в зал «Что за диво эти сказки?»
Цитируем отрывки из художественной литературы,
в которой встречаются различные меры длины.
Я читаю выдержки из сказок, ваша задача назвать
сказку, кто ее написал. Соответственно
ответить на вопросы.
Задание 1. «Да еще рожу конька
Ростом только 3
вершка,
(обратить внимание на единицы измерения
величин)
На спине с двумя горбами
Да аршинными ушами».
Вопросы:
- Назовите произведение? Кто автор?
- Какого роста был конёк?
- Какой длины уши у конька?
Ответ:
- «Конек-горбунок», Петр Ершов.
- Вершок – равна ширине 2 пальцев руки, 4 см · 3 = 12см.
- Аршин – 71 см – длина вытянутой руки от плеча до конца среднего пальца.
Ребята, посмотрите на конька, ведь читая сказку, мы никогда не обращали внимания на то, какие уши у него и рост, в каком соотношении они находятся.
Задание 2. «Это был, в самом деле, большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали… КАК? «Дюймовочка».
Вопросы:
- Назовите произведение? Кто автор?
- Какого роста была девочка?
Ответ:
- «Дюймовочка», Г.Х. Андерсен.
- Дюйм = 2 см 54 мм – это ширина большого пальца.
Задание 3.
«…Старый Мазай любит до страсти
Свой низменный край.
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем.
… С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам: уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину».
Вопросы:
- Назовите произведение? Кто автор?
- Какова длина и ширина островка с зайцами?
- Какое расстояние проходит Старый Мазай?
Ответ:
1. «Дедушка Мазай и зайцы», Николай Алексеевич
Некрасов.
2. Меньше сажени в длину = 2 м 13 см.
Меньше аршина в ширину = 71 см 12 мм.
3. 40 верст · 1 км 0668 м = 42 км 672 м или 40км.
1 верста – 1, 0668 км
Сажень = 2 м – это расстояние от каблука
правой (левой) ноги до кончика вытянутой вверх
левой (правой) руки – это косая сажень.
Задание 4. «Самый младший мальчик был очень маленького роста. Когда он родился, то был не больше пальца. Поэтому его и прозвали … КАК?». «Мальчик с пальчик».
Вопросы:
- Назовите произведение? Кто автор?
- О какой старой мере говорится в сказке?
Ответ:
- «Мальчик с пальчик», Шарль Перро.
- Палец.
Помните выражение «Считай по пальцам».
Задание 5. «А добрая фея, которая спасла его дочь от смерти, пожелав ей столетнего сна, была в то время далеко, за 12 тысяч миль от замка. Но она сразу же узнала об этом несчастье от маленького карлика-скорохода, у которого были семимильные сапоги».
Вопросы:
- Назовите произведение? Кто автор?
- О каких единицах измерения величин говорится в этом отрывке?
- Сколько лет проспала «Спящая красавица»?
- Что значит семимильные сапоги?
Ответ:
- «Спящая красавица», Шарль Перро.
- Единицы времени и длины (100 лет, 12 тыс. миль).
- 100 лет.
- Один шаг – 7 миль = 7км.
1 миля – 1 км 609 м (сухопутная).
1 географическая миля=7,42 км
Задание 6. «… В те времена Маленький Мук был уже старичок, ростом же не более 3-4 футов».
Вопросы:
- Назовите произведение? Кто автор?
- Определите рост старичка?
Ответ:
- «Маленький Мук», Вильгельм Гауф.
- Фут = 30 см 48 мм · 3 = 91 см 44 мм или 30 см 48 мм · 4 =1 м 22 см или 30·3=90см или 120см.
Задание 7.
«Что вам надо? – шоколада.
Для кого? – для сына моего.
А много ли прислать? – да пудов этак 5 или 6:
больше ему не съесть.
Он у меня маленький!»
Вопросы:
- Назовите произведение? Кто автор?
- Кому нужно 5-6 пудов шоколада?
- Сколько это килограммов?
Ответ:
- «Телефон», Корней Чуковский.
- Слону.
- 16 · 5 = 80 кг, 16 · 6 = 96 кг.
1 пуд = 16 кг 380 г – это мера веса.
Задание 8.
«Муха по полю пошла, муха денежку нашла».
Или
«Пошла муха на базар и купила самовар».
Вопросы:
- Назовите произведение? Кто автор?
- Сколько нашла муха? А сколько это копеек?
- Сколько стоил самовар?
Ответ:
- «Муха-цокотуха», К.Чуковский.
- Денежка = 0,5 копейки.
- Полкопейки.
– О каких единицах измерения величин идет речь в последних заданиях? (Меры веса, денежная мера).
– Ребята, вы увидели, что старинные меры измерения использовались в сказках. Читая их, мы не задумывались, а сколько же это единиц в системе СИ.
Преподаватель. Переходим в зал
«Глазомерная викторина».
Хороший мастер всегда на глаз и безошибочно
сумеет определить толщину доски, диаметр трубы,
длину плиты и т.д. А как натренирован глаз у вас?
Кто определит точнее?
- Какова длина карандаша? (19 см)
- Каков диаметр десятирублевой монеты? (25 мм)
- Определите толщину коробочки. (20 мм)
- Чему равно расстояние между зрачками взрослого человека? (60 мм – 65 мм)
- Чему равна высота железнодорожного вагона? (3,5 м)
- Определите длину классной комнаты, в которой мы находимся? (2 студента (высокий и низкий) шагами).
Преподаватель. Приглашаю посетить « Зал пословиц и поговорок».
Конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок, связанных с мерами длины
- Как говорят об очень умном человеке? (Семи пядей во лбу).
- Что говорят о человеке с большой бородой, но маленького роста. (Сам с ноготок, а борода с локоток).
- Как говорят о рослом плечистом человеке? (Косая сажень в плечах).
- Ходить пешком на большие расстояния. А иначе? (Мерить версты).
- Если человек отличается большой проницательностью? (Видеть на сажень сквозь землю).
- Как говорят о человеке большого роста? (Эка верста выросла).
- Два вершка от горшка, а уже указчик. (Так говорят о молодом человеке, не имеющем еще достаточного жизненного опыта, но поучающего всех и каждого).
- У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла. (О неаккуратной женщине).
- Не уступить ни пяди (т.е. даже самой малости).
- Семь пядей во лбу. (О человеке с очень широким лбом, как об очень умном, предусмотрительном во всем).
- Близок локоть, да не укусишь. (О каком-нибудь простом, но невыполнимом деле).
- Сам с ноготок, а борода с локоток. (До Петра 1 борода, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения. Чем больше и длиннее была борода, тем больше должно было быть уважение к его хозяину).
- Семимильными шагами (т.е. гигантскими) – когда хотят сказать о достижении крупного успеха в течение короткого времени.
- Каждый купец на свой аршин меряет. (О человеке, который судит о чем-нибудь односторонне, оценивает происходящее только со своей точки зрения).
Преподаватель. Переходим в «Частушечный зал». (Приложение 2)
Конкурс частушек о мерах длины
1. Ты, сорока-белобока,
Научи меня летать
Невысоко, недалеко,
За версту чтобы видать.2. Самолет летит,
За версту слыхать.
Мы же ждали вас,
А вы пришли опять. (и т.д)
Преподаватель. С начальной школы мы
знакомы с СМ, ДМ, М, Г, КГ, Л как с
конкретными мерами, т. е. некоторое фактическое
знакомство с единицами метрических мер.
Оказывается, еще в быту употребляются слова
локоть, сажень, верста, с которыми мы не связывали
никаких конкретных представлений как о
системе мер вообще.
Трудно представить человека, который ничего бы
не измерял. Поймал ли он рыбу, убил ли зверя,
собирается ли строить жилище, запасается ли
продуктами на зиму – везде, при любой
деятельности, человек производит разные
измерения и вычисления. Но для этого ему нужны
различные меры длины, массы, объема.
Мы сегодня рассмотрели только меры длины.
Все мы родом из детства. Когда-то и вам предстоит читать сказки своим детям, и вы сумеете дать ответ на их каверзные вопросы.
Литература:
- Старинные русские меры в народных пословицах и поговорках. – Газета «Математика» № 10/1996.
- Депман И.Я. Меры и метрическая система. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954.
- Берман Г.Н. Счет и число (как люди учились считать). – М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1952.
- Канин Е. Геометрические величины в школе. – Газета «Математика» № 26/2009 (библиотечка «Первого сентября»).