Воспитание патриотизма, единения с родной землей, природой, историей края - одна из приоритетных задач кубановедения.
“Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю
Переходит в любовь к своему государству,
Его истории, его прошлому и настоящему,
А затем ко всему…”
Д. Лихачев
Для совершенствования учебно-воспитательного процесса на уроках кубановедения и активизации знаний учащихся о малой родине, мною был
собран материал и издано (в соавторстве)
пособие “Родной Белореченск” в качестве
дополнения к региональному учебному курсу
“Кубановедение”. Пособие знакомит учащихся с
историей, традициями, культурой и бытом
населения Белореченского района Краснодарского
края. При использовании материала пособия
“Родной Белореченск” решаются многие
образовательные задачи, используются
разноуровневые задания. Учитывая возрастные
особенности учащихся, используются
исследовательский, поисковый, проектный методы,
осуществляется интеграция с другими предметами.
Материал используется для проведения
нестандартных уроков.
В результате активизации познавательной
деятельности учащихся на уроках кубановедения
уровень обученности моих учащихся высок. Это
прослеживается в течение двух лет. Повышается
уровень воспитанности во время посещений
различных выставок, музеев, встреч с интересными людьми. Дети учатся правилам этикета, умению общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Развивается монологическая, диалогическая речь, творческая активность.
В процессе школьного обучения учащиеся накапливают свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации своих гражданских прав.
Отслеживание результатов деятельности на уроках кубановедения и во внеурочное время, показывает, что растущий человек постепенно учится управлять на основе интересов и потребностей своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути их решения, то есть становиться субъектом учебной деятельности, а потом и собственной жизни. Учащиеся научились добывать знания из разных источников, используя межпредметные связи, межпредметную компетентность, применять
полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание и многочисленные практические задания пособия “Родной Белореченск” позволяют детям понять и оценить важность мер по охране природы, помогают воспитывать гуманное отношение ко всему живому и уважение к тому, что сделано замечательными людьми, нашими земляками.
Используя в работе материалы по краеведению,я пришла к выводу, что для успешного изучения материала необходимо, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, важно, чтобы ученики откровенно обсуждали события прошлого и настоящего города и края, учились любить, беречь и возрождать культурные традиции своей малой родины.
Привожу пример одного из уроков кубановедения.
Тема: Растительный и животный мир Краснодарского края. Методическая информация.
Тип урока: проблемно-диалоговый.
Цели:
- расширение и обобщение знаний о растительном и животном мире Краснодарского края;
- создание проблемной ситуации;
- актуализация учащимися своих знаний;
- поиск решения;
- воспитание экологической культуры, показать необходимость охраны природы;
- применение приобретенных знаний, умений, навыков в практической деятельности;
- способствовать формированию патриотизма и любви к малой родине;
- развивать речь и логическое мышление.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, физическая карта России, физическая и контурная карта Краснодарского края, иллюстрации с изображением животных, птиц, растений, Красная книга Кубани, карточки с заданиями.
Ход урока
В чудесном краю, где растет виноград, Хлеба колосятся и реки шумят, Где солнце над морем лазурным встает,
Тепло свое дарит почти круглый год.
1. Сообщение темы и целей урока.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока. Доказывают, что эпиграф помог охарактеризовать особенности края .
2. Актуализация знаний учащихся.
Рассмотрите физическую карту России. Где находится наш край по отношению к столице России? Почему его называют морскими воротами России? Какие моря омывают территорию Краснодарского края ?
(Учащиеся рассматривают физическую карту России, определяют нахождение его по отношению к столице России, показывают Черное и Азовское моря.)
Мы живем в удивительном и прекрасном крае. Его называют жемчужиной юга. Мы гордимся его величием и красотой. А обобщить знания о географическом положении, растительном и животном мире края поможет работа групп “географов”, “ботаников”, “ зоологов”. Но самая главная задача-сохранить и приумножить природные богатства края.
(Группы получают карточки с заданиями. Время на подготовку 5-7 мин.)
Задания для “географов”.
1 .Покажите на карте “соседей” Краснодарского края .
2. Покажите столицу и крупные города края .
3. Какие горы находятся в южной его части ?
4. Как называется главная река края ?
5 .Расскажите о крупных водоемах на территории края.
Задания для “ботаников”.
1. Какие виды растений чаще встречаются на территории края?
2. Есть ли здесь влаголюбивые растения?
3. Перечислите с/х культуры, выращиваемые на кубанских полях .
4. Назовите известные садовые растения .
5. Подумайте ,какие растения могли служить символами Кубани ?
Задания для “зоологов”.
1.Расскажите о самом крупном хищнике, обитающем на Кубани.
2. Какие представители отряда парнокопытных живут на Кубани ?
3. Перечислите животных – вредителей кубанских полей .
4. Каких птиц можно встретить на территории края ?
5. Какие виды рыб обитают в водоемах края?
3. Систематизация знаний учащимися.
Слово предоставляется “географам”
(Учащиеся отвечают на вопросы, показывают географические объекты)
“Ботаники” рассказывают о растительном мире Кубани.
“Зоологи” рассказывают о животном мире Кубани.
Физминутка.
4. Охрана животных и растений.
Мы с вами будем решать очень серьезную проблему – как защитить братьев наших меньших от равнодушия и жестокости.
Вы – тот щит, который должен заслонить нашу планету от бед
и несчастий. В результате возрастающего влияния человека на природу сокращается численность видов растений и животных.
С целью разработки мер по их охране создана Красная книга Краснодарского края. Она привлечет внимание населения и будет способствовать активизации движения по охране природы.
Особо охраняемые территории включает в себя Кавказский государственный биосферный заповедник.
В нашем Белореченском районе есть государственный заказник “Кашка”, его называют маленькой “Белореченской Швейцарией”. Откройте учебное пособие “Родной Белореченск”, с,18.-19. Прочтите сведения о заказнике. В “Толковом словаре” найдите значение слов: Швейцария, заказник. По контурам назовите зверей, которых увидели. Кто лишний?
На с.21 по рисункам сформулируй правила охраны растений и животных.
Работа по развитию речи учащихся.
Объясните смысл пословицы и высказывания.
(Высказывания учащихся о защите природы. )
Послание природе… Я обещаю…
6. Рефлексия деятельности на уроке.
7. Самооценка.
8. Домашнее задание. Составить рассказ на тему: “Я - защитник природы”.