Патриотическое воспитание на уроках кубановедения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Воспитание патриотизма, единения с родной землей, природой, историей края - одна из приоритетных задач кубановедения.

“Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю
Переходит в любовь к своему государству,
Его истории, его прошлому и настоящему,
А затем ко всему…”
Д. Лихачев

Для совершенствования учебно-воспитательного процесса на уроках кубановедения и активизации знаний учащихся о малой родине, мною был

собран материал и издано (в соавторстве) пособие “Родной Белореченск” в качестве дополнения к региональному учебному курсу “Кубановедение”. Пособие знакомит учащихся с историей, традициями, культурой и бытом населения Белореченского района Краснодарского края. При использовании материала пособия “Родной Белореченск” решаются многие образовательные задачи, используются разноуровневые задания. Учитывая возрастные особенности учащихся, используются исследовательский, поисковый, проектный методы, осуществляется интеграция с другими предметами. Материал используется для проведения нестандартных уроков.
В результате активизации познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения уровень обученности моих учащихся высок. Это прослеживается в течение двух лет. Повышается уровень воспитанности во время посещений

различных выставок, музеев, встреч с интересными людьми. Дети учатся правилам этикета, умению общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Развивается монологическая, диалогическая речь, творческая активность.

В процессе школьного обучения учащиеся накапливают свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации своих гражданских прав.

Отслеживание результатов деятельности на уроках кубановедения и во внеурочное время, показывает, что растущий человек постепенно учится управлять на основе интересов и потребностей своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути их решения, то есть становиться субъектом учебной деятельности, а потом и собственной жизни. Учащиеся научились добывать знания из разных источников, используя межпредметные связи, межпредметную компетентность, применять

полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание и многочисленные практические задания пособия “Родной Белореченск” позволяют детям понять и оценить важность мер по охране природы, помогают воспитывать гуманное отношение ко всему живому и уважение к тому, что сделано замечательными людьми, нашими земляками.

Используя в работе материалы по краеведению,я пришла к выводу, что для успешного изучения материала необходимо, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, важно, чтобы ученики откровенно обсуждали события прошлого и настоящего города и края, учились любить, беречь и возрождать культурные традиции своей малой родины.

Привожу пример одного из уроков кубановедения.

Тема: Растительный и животный мир Краснодарского края. Методическая информация.

Тип урока: проблемно-диалоговый.

Цели:

  • расширение и обобщение знаний о растительном и животном мире Краснодарского края;
  • создание проблемной ситуации;
  • актуализация учащимися своих знаний;
  • поиск решения;
  • воспитание экологической культуры, показать необходимость охраны природы;
  • применение приобретенных знаний, умений, навыков в практической деятельности;
  • способствовать формированию патриотизма и любви к малой родине;
  • развивать речь и логическое мышление.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, физическая карта России, физическая и контурная карта Краснодарского края, иллюстрации с изображением животных, птиц, растений, Красная книга Кубани, карточки с заданиями.

Ход урока

В чудесном краю, где растет виноград, Хлеба колосятся и реки шумят, Где солнце над морем лазурным встает,

Тепло свое дарит почти круглый год.

1. Сообщение темы и целей урока.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока. Доказывают, что эпиграф помог охарактеризовать особенности края .

2. Актуализация знаний учащихся.

Рассмотрите физическую карту России. Где находится наш край по отношению к столице России? Почему его называют морскими воротами России? Какие моря омывают территорию Краснодарского края ?

(Учащиеся рассматривают физическую карту России, определяют нахождение его по отношению к столице России, показывают Черное и Азовское моря.)

Мы живем в удивительном и прекрасном крае. Его называют жемчужиной юга. Мы гордимся его величием и красотой. А обобщить знания о географическом положении, растительном и животном мире края поможет работа групп “географов”, “ботаников”, “ зоологов”. Но самая главная задача-сохранить и приумножить природные богатства края.

(Группы получают карточки с заданиями. Время на подготовку 5-7 мин.)

Задания для “географов”.

1 .Покажите на карте “соседей” Краснодарского края .

2. Покажите столицу и крупные города края .

3. Какие горы находятся в южной его части ?

4. Как называется главная река края ?

5 .Расскажите о крупных водоемах на территории края.

Задания для “ботаников”.

1. Какие виды растений чаще встречаются на территории края?

2. Есть ли здесь влаголюбивые растения?

3. Перечислите с/х культуры, выращиваемые на кубанских полях .

4. Назовите известные садовые растения .

5. Подумайте ,какие растения могли служить символами Кубани ?

Задания для “зоологов”.

1.Расскажите о самом крупном хищнике, обитающем на Кубани.

2. Какие представители отряда парнокопытных живут на Кубани ?

3. Перечислите животных – вредителей кубанских полей .

4. Каких птиц можно встретить на территории края ?

5. Какие виды рыб обитают в водоемах края?

3. Систематизация знаний учащимися.

Слово предоставляется “географам”

(Учащиеся отвечают на вопросы, показывают географические объекты)

 “Ботаники” рассказывают о растительном мире Кубани.

 

“Зоологи” рассказывают о животном мире Кубани.

 

Физминутка.

4. Охрана животных и растений.

Мы с вами будем решать очень серьезную проблему – как защитить братьев наших меньших от равнодушия и жестокости.

Вы – тот щит, который должен заслонить нашу планету от бед

и несчастий. В результате возрастающего влияния человека на природу сокращается численность видов растений и животных.

С целью разработки мер по их охране создана Красная книга Краснодарского края. Она привлечет внимание населения и будет способствовать активизации движения по охране природы.

Особо охраняемые территории включает в себя Кавказский государственный биосферный заповедник.

 

В нашем Белореченском районе есть государственный заказник “Кашка”, его называют маленькой “Белореченской Швейцарией”. Откройте учебное пособие “Родной Белореченск”, с,18.-19. Прочтите сведения о заказнике. В “Толковом словаре” найдите значение слов: Швейцария, заказник. По контурам назовите зверей, которых увидели. Кто лишний?

На с.21 по рисункам сформулируй правила охраны растений и животных.

Работа по развитию речи учащихся.

Объясните смысл пословицы и высказывания.

 

(Высказывания учащихся о защите природы. )

Послание природе… Я обещаю…

6. Рефлексия деятельности на уроке.

7. Самооценка.

8. Домашнее задание. Составить рассказ на тему: “Я - защитник природы”.