Цель урока: показать культурное наследие русского и сербского народов с целью выявления их схожести.
Задачи урока:
- получение и осмысление учащимися новой информации;
- формирование навыков самообучения и взаимообучения через действия;
- развитие умения ставить цель и выбирать нужный способ действия для её достижения;
- актуализировать и обобщить имеющиеся у учеников знания по данной теме;
- развитие мышления, памяти, речи;
- обогащение словарного запаса, поиск ключевого слова;
- воспитание чувства патриотизма, умения работать в парах, отстаивать своё мнение и прислушиваться к мнению других.
Оборудование:
- презентация;
- тексты;
- памятки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Первая стадия – вызов (используется методический приём «составление кластера»)
1) Слово учителя
– Читая и анализируя сказки русского и
сербского народов на уроках литературного
чтения, сравнивая элементы узоров, используемых
в костюмах этих народов на уроках рисования, вы
пришли к выводу, что сербский и русский народы
имеют одни корни ,одни истоки, у них много общего,
они – славяне.
Сегодня на уроке москвоведения мы попытаемся
проследить эту связь и в культурном наследии
России и Сербии.
2) Составление кластера
– Каждая эпоха оставляет свой след в развитии и
становлении культуры. Об этом нам напоминают
сохранившиеся памятники, храмы, монастыри,
летописи.
– Опираясь на жизненный опыт, рассматривая
иллюстрации на доске, определите ключевые
слова для составления кластера.
(Достопримечательности и значения
достопримечательностей см. Приложение
1)
– Что включает в себя понятие
достопримечательность? (Что-то очень значимое:
памятники, музеи, театры, выставки и т.д)
– Сравните своё определение
достопримечательностей с тем, как это
определяется в «Толковом словаре русского
языка» В.И.Даля. (Презентация слайд 1)
– Объясните значение слова памятник
– Сравните толкование данного слова со
значением его в словаре. (Презентация
слайд 2)
– Виды памятников ( архитектурные,
монументы, деревянного зодчества, мемориальные и
т.д)
– Давайте подумаем, насколько важны
достопримечательности для страны в целом и для
каждого человека в отдельности. (Презентация
слайд 3 – кластер)
Игра «Соотнеси понятие с изображением» (Презентация слайд 4)
Дети заполняют таблицу
Памятник деревянного зодчества |
Соборы, храмы |
Статуи |
|
– Прослушивание вариантов ответов
3. Вторая стадия – осмысление (используется методический приём «инсерт» или «пометки на полях», составление таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал», «Ромашка вопросов»)
1) Слайд 5 Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге и Голубацкая крепость в Сербии.
– Что вы видите на слайде? (Крепости)
- Заполнение таблицы. Работа в парах
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
– Какая из крепостей на слайде
вам знакома? (Петропавловская крепость)
– Заполните первую часть таблицы
известными сведениями об этой крепости (Её
заложил Пётр первый, на Заячьем острове, должна
защищать отвоёванные у шведов земли в ходе
северной войны, имеет форму неправильного
шестиугольника с угловыми бастионами,
первоначально была деревянной, а затем
кирпичной, использовалась как тюрьма)
- Прослушивание ответов
– А что бы вы хотели узнать о второй
крепости на слайде?
– Заполните вторую часть таблицы(название
крепости, где расположена, когда построена, в
связи с какими событиями, что из себя
представляет и т.д)
– Заполнить третью часть таблицы поможет
текст. (Приложение 2)
Погружение в текст. Чтение, работа с пометками (карандашом на полях ставить ? где что-то не понятно
Прослушивание ответов
2) Слайд 6: Собор Святого Саввы в Сербии
– Какой памятник в России напоминает вам
этот памятник (Храм Христа Спасителя)
– Прочитав текст о соборе Святого Саввы (Приложение 3), нужно
составить ромашку вопросов.
Погружение в текст.
Осознание текста через вопросы.
а) составление вопросов (работа в парах) Напоминаю, цвет лепестка ромашки соответствует разные сложности вопросов. Розовые лепестки – простые вопросы, начинающиеся со слов «что», «когда», «где». Жёлтые лепестки – это вопросы, начинающиеся со слова «почему». Голубые лепестки – это творческие вопросы.
б) Прослушивание вариантов вопросов и ответы детей (Когда создан храм, в какой стране, на какой храм в России похож, в честь кого создан, почему его так назвали, почему установлен на площади, если бы ты был архитектором, какие бы материалы использовал для отделки собора и т.д)
4. Третья стадия – рефлексия (используется методический приём «написание синквейна»)
– На уроке мы поняли, что памятники сербского и русского народов схожи между собой. В заключении напишем синквейн (стихотворение из 5 строк:
1 строка – сущ., тема синквейна
2 строка – 2 прилаг., раскрывающие тему
3 строка – 3 глаг., описывающие действия
4 и 5 строки – фраза, отношение к теме
– Составление и написание детьми синквейна на тему «Памятник»
– Прослушивание ответов (Приложение 3)
5. Подведение итогов
– Дорогие, ребята! Сегодня я открыла много
нового в вас, моих учениках. Спасибо за активную
работу!
– Какой вид работы вас заинтересовал?
– Чему вы новому научились, работая с
текстом, таблицей?