Урок москвоведения в 3-м классе с элементами методики критического мышления: "Достопримечательности России и Сербии"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель урока: показать культурное наследие русского и сербского народов с целью выявления их схожести.

Задачи урока:

  • получение и осмысление учащимися новой информации;
  • формирование навыков самообучения и взаимообучения через действия;
  • развитие умения ставить цель и выбирать нужный способ действия для её достижения;
  • актуализировать и обобщить имеющиеся у учеников знания по данной теме;
  • развитие мышления, памяти, речи;
  • обогащение словарного запаса, поиск ключевого слова;
  • воспитание чувства патриотизма, умения работать в парах, отстаивать своё мнение и прислушиваться к мнению других.

Оборудование:

  • презентация;
  • тексты;
  • памятки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Первая стадия – вызов (используется методический приём «составление кластера»)

1) Слово учителя

– Читая и анализируя сказки русского и сербского народов на уроках литературного чтения, сравнивая элементы узоров, используемых в костюмах этих народов на уроках рисования, вы пришли к выводу, что сербский и русский народы  имеют одни корни ,одни истоки, у них много общего, они – славяне.
Сегодня на уроке москвоведения мы попытаемся проследить эту связь и в культурном наследии России и Сербии.

2) Составление кластера

– Каждая эпоха оставляет свой след в развитии и становлении культуры. Об этом нам напоминают сохранившиеся памятники, храмы, монастыри, летописи.
– Опираясь на жизненный опыт, рассматривая иллюстрации на доске,  определите ключевые слова для составления кластера.
(Достопримечательности и значения достопримечательностей см. Приложение 1)
– Что включает в себя понятие достопримечательность? (Что-то очень значимое: памятники, музеи, театры, выставки  и т.д)
Сравните своё определение достопримечательностей с тем, как это определяется в «Толковом словаре русского языка» В.И.Даля. (Презентация слайд 1)
Объясните значение слова памятник
Сравните толкование данного слова со значением его в словаре. (Презентация слайд 2)
Виды памятников ( архитектурные, монументы, деревянного зодчества, мемориальные и т.д)
Давайте подумаем,  насколько важны достопримечательности для страны в целом и для каждого человека в отдельности. (Презентация слайд 3 – кластер)

Игра «Соотнеси понятие с изображением» (Презентация слайд 4)

Дети заполняют таблицу

Памятник деревянного зодчества

Соборы, храмы

Статуи

 

 

   

Прослушивание вариантов ответов

3. Вторая стадия – осмысление (используется методический приём «инсерт» или «пометки на полях», составление таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал», «Ромашка вопросов»)

1) Слайд 5 Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге и Голубацкая крепость  в Сербии.

Что вы видите на слайде? (Крепости)

  • Заполнение таблицы. Работа в парах

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

     
     
     
     
     

Какая из крепостей на слайде вам знакома? (Петропавловская крепость)
Заполните первую часть таблицы известными сведениями об этой крепости (Её заложил Пётр первый, на Заячьем острове, должна защищать отвоёванные у шведов земли в ходе северной войны, имеет форму неправильного шестиугольника с угловыми бастионами, первоначально была деревянной, а затем кирпичной, использовалась как тюрьма)

  • Прослушивание ответов

А что бы вы хотели узнать о второй крепости на слайде?
Заполните вторую часть таблицы(название крепости, где расположена, когда построена, в связи с какими событиями, что из себя представляет и т.д)
Заполнить третью часть таблицы поможет текст. (Приложение 2)

  • Погружение в текст. Чтение, работа с пометками (карандашом на полях ставить ? где что-то не понятно

  • Прослушивание ответов

2) Слайд  6: Собор Святого Саввы в Сербии

Какой памятник в России напоминает вам этот памятник (Храм Христа Спасителя)
Прочитав текст о соборе Святого Саввы (Приложение  3), нужно составить ромашку вопросов.

  • Погружение в текст.

  • Осознание текста через вопросы.

а) составление вопросов (работа в парах) Напоминаю, цвет лепестка ромашки соответствует разные сложности вопросов. Розовые лепестки – простые вопросы, начинающиеся со слов «что», «когда», «где». Жёлтые лепестки – это вопросы, начинающиеся со слова «почему». Голубые лепестки – это творческие вопросы.

б) Прослушивание вариантов вопросов и ответы детей (Когда создан храм, в какой стране, на какой храм в России похож, в честь кого создан, почему его так назвали, почему установлен на площади, если бы ты был архитектором, какие бы материалы использовал для отделки собора и т.д)

4. Третья стадия – рефлексия (используется методический приём «написание синквейна»)

– На уроке мы поняли, что памятники сербского и русского народов схожи между собой. В заключении напишем синквейн (стихотворение из 5 строк:

1 строка сущ., тема синквейна
2 строка 2 прилаг., раскрывающие тему
3 строка – 3 глаг., описывающие действия
4 и 5 строки – фраза, отношение к теме

Составление и написание детьми синквейна на тему «Памятник»

Прослушивание ответов (Приложение 3)

5. Подведение итогов

– Дорогие, ребята! Сегодня я открыла много нового в вас, моих учениках. Спасибо за активную работу!
Какой вид работы вас заинтересовал?
Чему вы  новому научились, работая с текстом, таблицей?