Программное содержание:
- Уточнить представления детей о лесе, где живут растения и животные, правила поведения в лесу. В ходе опыта учить распознавать травы и плоды кустарников по запаху и внешнему виду, закрепить знания об их лечебных свойствах (зверобой, ромашка, душица, цикорий, календула; боярышник, шиповник).
- Учить детей звуко-буквенному анализу, согласованию прилагательных с существительным, отвечать на вопросы распространенными предложениями, с опорой на схему составлять рассказы по теме.
- Растить экологически мыслящих людей. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; беседы о лесе и жизни животных и растений; рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Кто мы», «Где растет», «С какого дерева лист»; экскурсии в парк и лес, сбор лекарственных трав, рассказы об их пользе).
Оборудование: фонограмма «Звуки леса», русского народного хоровода «Солнышко, солнышко…»; схема рассказа (название, как выглядит, где произрастает, как используется людьми); слово «Школа»; кроссворд; предупреждающие знаки (муравейник, цветы, костер); макет «Чудо дерева» на лесной полянке; коробочки с лечебными травами и плодами (зверобой, ромашка, душица, цикорий, календула; боярышник, шиповник) на каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Перед занятием воспитатель предлагает детям взяться за руки, интересуется о настроении детей, предлагает улыбнуться друг другу, показать с каким хорошим настроением они будут заниматься. Включает фонограмму «Звуки леса».
Воспитатель:
– Дети, сегодня мы с вами отправимся в
путешествие в сказочный лес. (Держась за руки
цепочкой дети входят на ковер украшенный в виде
полянки в лесу. )
– Присаживайтесь на полянку, закройте глаза и
послушайте звуки леса. Что вы услышали? (Пение
птиц: соловья, кукушки, воробья, как шелестят
листочки на деревьях, журчание ручья, шуршание и
жужжание насекомых)
– Почему мы вошли в лес осторожно, цепочкой по
одному? (Чтобы не нарушить жизнь птиц и
животных, не наступить на насекомых, не помять
цветов). Посмотрите, какое интересное дерево
растет на нашей полянке. Расскажите о
предупреждающих знаках на нем.
1-й ребенок: На знаке изображено правило:
недалеко муравейник, надо идти осторожно, не
наступить на муравьев и их дорожки. Разорять
муравейники нельзя. Муравьи приносят пользу лесу
(лечат его от тли), животным – как лекарство от
болезней.
2-й ребенок: Этот знак обозначает, что в
лесу нельзя разводить костер. От огня может
случиться пожар, погибнут растения и животные.
3-й ребенок: На знаке изображена нога
человека над цветком. Он обозначает, что в лесу
нельзя топтать и вырывать с корнем растения.
Растения радуют нас своей красотой и запахом,
приносят нам пользу во время болезней в виде
отваров и мазей.
– Посмотрите, какой красивый, большой конверт!
Давайте посмотрим, что на нем написано: «Дети, вы
так много знаете о правилах поведения в лесу.
Сможете ли вы ответить на мои вопросы? Если
правильно и интересно ответите, то вас ждет
сюрприз!» Как много интересных заданий прислало
нам «Чудо дерево»! (Раскладывает перед
детьми разноцветные карточки с заданиями,
дети по очереди тянут карточки, воспитатель
зачитывает)
1 задание: Отгадайте загадки о красавицах в моем лесу:
- Одно туловище и много рук. (Дерево)
- На берегу, у обрыва, долго-долго плачет… (ива)
- Зимой и летом одним цветом. (Ель)
- Туловище белое, а руки зеленые. (Береза)
2 задание: (Дидактическая игра «Какой буквы не хватает?») Прочитайте слова и скажите, какая первая буква (звук) потерялась. (Л)иса, (з)аяц, (в)олк, (е)жик, (м)едведь, (к)рот, (м)ышь, (в)ерблюд. Какое животное не живет в моем лесу? Откуда прибыл этот гость?
Воспитатель уточняет: «Чем отличатся буква от звука?» (Звук мы слышим, букву мы видим и читаем) Затем дети работают со словами.
3 задание: Расскажите стихотворения о лесе.
Яз булгач
Нэкый Исэнбэт
Боз киткэч, жир кипкэч,
Саф аяз коннэрдэ.
Китэрбез юл белэн
Зэнгэрсу урманга.Кубэлэк куарбыз,
Чэчэклэр жыярбыз
Шатланып жырларбыз
Кунелле булганга.
Сыерчык
Гасыйм Лотфи
Ой турендэ – бакчада,
Тлачыбык куначада.
Сыерчык канат кага –
Яз килугэ шатлана.Жилпенэ ул талпына,
Шатлыктан сайрап куя:
Ак каеннын башында
Бик матур оя кора.Чут-чут итеп сайравы–
Анын оя сайлавы.
Кем ясаган ояны–
Сыерчык белэ аны.
4 задание (Дидактическая игра «Да и нет») Давайте поиграем. На то растение, которое есть в лесу вы хлопаете, которого нет – сидите тихо.
Цветы: ромашки, розы, гвоздика, пионы,
душица, тюльпаны, колокольчики, галлярдия,
календула.
Кустарники: смородина, боярышник,
крыжовник, шиповник, жасмин, орешник,
черноплодная рябина.
Если в лесу летают – вы машете руками, если нет – сидите смирно: бабочки, курицы, стрекозы, тля, жуки, бегемоты, птицы.
5 задание: решите кроссворд с волшебным словом (ключевое слово – «Лес»)
- Длинным, тонким клювом схватит лягушонка, капнет с клюва капля. Кто же это?.. (Цапля)
- Он долго дерево долбил и всех букашек истребил. Зря он время не теряет, длинноклювый, пестрый … (дятел)
- Угадайте, что за птица света яркого боится. Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это … (сова)
6 задание: спойте песенку о солнышке, которое дает растениям тепло и свет. (Исполнение под фонограмму русского народного хоровода «Солнышко, солнышко…»)
7 задание: Дерево благодарит детей за правильно выполненные задания и приглашает в лесную сказочную школу. Чтобы войти в школу надо подобрать слова определения к слову «Весна»
– Вот мы с вами и в лесной сказочной школе.
Садитесь на свои места. Спина у всех прямая, ноги
вместе, следите за своей осанкой до конца
занятия.
Давайте проведем опыт «Определи и расскажи»: на
столе у каждого из вас стоят коробочки с лесными
растениями и плодами кустарников, необходимо
определить растение из коробочки, взять картинку
с изображением растения, показать и у доски
рассказать о нем, опираясь на схему рассказа
(название, как выглядит, где произрастает, как
используется людьми). Все слушают рассказ и
дополняют его по мере необходимости.
1-й ребенок: Это – душица. У нее маленькие, с круглыми лепестками фиолетовые цветочки, душистый запах, растет в поле и на лужайках в лесу, применяется в виде отваров при простудных заболеваниях и как успокоительное средство на ночь.
2-й ребенок: Это – лесная ромашка. Мелкие белые цветочки на тонких стеблях, листочки как елочки, лепестки цветка мелкие, белые, круглые, серединка желтая с множеством тычинок; растет в лесу на лужайках и в поле. Лечебное растение: применяется при воспалительных процессах в организме; во время ухода за кожей тела и волосами. Используется также при изготовлении шампуней и кремов.
3-й ребенок: Это – зверобой. Прямо стоящий жесткий стебель с мелкими желтыми цветами и мелкими зелеными листочками, растет на лугах и лужайках в лесу. Лечит 99 болезней.
4-й ребенок: Это – цикорий. Прямо стоящий жесткий стебель с синими цветами и зелеными разной величины листочками, растет повсюду. Отвар из цветов пьют для улучшения аппетита, из листьев готовят салат, из корней напиток.
5-й ребенок: Это – календула (ноготки). Яркие оранжевые и желтые цветы, с ветвистым прямостоящим стеблем и продолговатыми листочками и душистым запахом. Растет на цветниках и огородах. Используется для обработки ран, ушибов и ожогов, в виде настоя при болях в животе, горле и зубах. А также при изготовлении шампуней и кремов.
6-й ребенок: Это – боярышник. Белые мелкие цветы и большие зеленые листочки, с неприятным запахом, с оранжевыми и красными ягодками. Растет на опушке леса и в огороде. Используется в виде настоя как общеукрепляющее и успокоительное средство на ночь. А также при изготовлении шампуней и кремов.
7-й ребенок: Это – шиповник. Круглые и овальные ягоды красного цвета, растет в лесу , на огороде и в городе украшая участок зелеными резными листочками и красными, белыми цветами. Используется как общеукрепляющее и успокоительное средство, при лечении ран и ожогов.
Воспитатель включает фонограмму «Чудо дерево к детям»: «Молодцы, все справились с заданиями: ответили на все мои вопросы распространенными предложениями, составили интересные рассказы о запрещающих знаках и результатах опыта с лесными травами, нашли недостающие буквы и звуки в словах, выразительно читали стихотворения и мелодично пели песню хоровода о Солнышке; хорошо знаете растения и птиц моего леса. Найдите мое угощение под травкой в корзинке из шишек. До скорых встреч в лесу» (дети находят печение в виде грибов).
Литература:
1. Большая энциклопедия для дошкольников. Жильцова
Н. М.: «Красный пролетарий», 1998.– 488с.
2. Дошкольникам о Татарстане/ учебно-методическое
пособие. Богомолова М.И., Шарафутдинов З.Т.,
Набережные Челны, институт непрерывного
педагогического образования, 1994.–164 с.
3. Красная книга Республики Татарстан (животные,
растения, грибы). Щеповских А.И. Издание
второе.– Казань. Издательство «Идел-Пресс», 2006.–
832с.