Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в старшей группе: "Путешествие в сказочный лес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Уточнить представления детей о лесе, где живут растения и животные, правила поведения в лесу.  В ходе опыта учить распознавать травы и плоды кустарников по запаху и внешнему виду, закрепить знания об их лечебных свойствах (зверобой, ромашка, душица, цикорий, календула; боярышник, шиповник).
  • Учить детей звуко-буквенному анализу, согласованию прилагательных с существительным, отвечать на вопросы распространенными предложениями, с опорой на схему составлять рассказы по теме.
  • Растить экологически мыслящих людей. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; беседы о лесе и жизни животных и растений; рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Кто мы», «Где растет», «С какого дерева лист»; экскурсии в парк и лес, сбор лекарственных трав, рассказы об их пользе).

Оборудование: фонограмма «Звуки леса», русского народного хоровода «Солнышко, солнышко…»; схема рассказа (название, как выглядит, где произрастает, как используется людьми); слово «Школа»; кроссворд; предупреждающие знаки (муравейник, цветы, костер); макет «Чудо дерева» на лесной полянке; коробочки с лечебными травами и плодами (зверобой, ромашка, душица, цикорий, календула; боярышник, шиповник) на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Перед занятием воспитатель предлагает детям взяться за руки, интересуется о настроении детей, предлагает улыбнуться друг другу, показать с каким хорошим настроением они будут заниматься. Включает фонограмму «Звуки леса».

Воспитатель:
– Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный лес. (Держась за руки цепочкой дети входят на ковер украшенный в виде полянки в лесу. )
– Присаживайтесь на полянку, закройте глаза и послушайте звуки леса. Что вы услышали? (Пение птиц: соловья, кукушки, воробья, как шелестят листочки на деревьях, журчание ручья, шуршание и жужжание насекомых)
– Почему мы вошли в лес осторожно, цепочкой по одному? (Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов). Посмотрите, какое интересное дерево растет на нашей полянке. Расскажите о предупреждающих знаках на нем.
1-й ребенок: На знаке изображено правило: недалеко муравейник, надо идти осторожно, не наступить на муравьев и их дорожки. Разорять муравейники нельзя. Муравьи приносят пользу лесу (лечат его от тли), животным – как лекарство от болезней.
2-й ребенок: Этот знак обозначает, что в лесу нельзя разводить костер. От огня может случиться пожар, погибнут растения и животные.
3-й ребенок: На знаке изображена нога человека над цветком. Он обозначает, что в лесу нельзя топтать и вырывать с корнем растения. Растения радуют нас своей красотой и запахом, приносят нам пользу во время болезней в виде отваров и мазей.
– Посмотрите, какой красивый, большой конверт! Давайте посмотрим, что на нем написано: «Дети, вы так много знаете о правилах поведения в лесу. Сможете ли вы ответить на мои вопросы? Если правильно и интересно ответите, то вас ждет сюрприз!» Как много интересных заданий прислало нам  «Чудо дерево»! (Раскладывает перед детьми  разноцветные карточки с заданиями, дети по очереди тянут карточки, воспитатель зачитывает)

1 задание: Отгадайте загадки о красавицах в моем лесу:

  • Одно туловище и много рук. (Дерево)
  • На берегу, у обрыва, долго-долго плачет… (ива)
  • Зимой и летом одним цветом. (Ель)
  • Туловище белое, а руки зеленые. (Береза)

2 задание: (Дидактическая игра «Какой буквы не хватает?») Прочитайте слова и скажите, какая первая  буква (звук) потерялась. (Л)иса, (з)аяц, (в)олк, (е)жик, (м)едведь, (к)рот, (м)ышь, (в)ерблюд. Какое животное не живет в моем лесу? Откуда прибыл этот гость?

Воспитатель уточняет: «Чем отличатся буква от звука?» (Звук мы слышим, букву мы видим и читаем) Затем дети работают со словами.

3 задание: Расскажите стихотворения о лесе.

Яз булгач

Нэкый Исэнбэт

Боз киткэч, жир кипкэч,
Саф аяз коннэрдэ.
Китэрбез юл белэн
Зэнгэрсу урманга.

Кубэлэк куарбыз,
Чэчэклэр жыярбыз
Шатланып жырларбыз
Кунелле булганга.

Сыерчык

Гасыйм Лотфи

Ой турендэ – бакчада,
Тлачыбык куначада.
Сыерчык канат кага –
Яз килугэ шатлана.

Жилпенэ ул талпына,
Шатлыктан сайрап куя:
Ак каеннын башында
Бик матур оя кора.

Чут-чут итеп сайравы–
Анын оя сайлавы.
Кем ясаган ояны–
Сыерчык белэ аны.

4 задание (Дидактическая игра «Да и нет») Давайте поиграем. На то растение, которое есть в лесу  вы хлопаете, которого нет – сидите тихо.

Цветы: ромашки, розы, гвоздика, пионы, душица, тюльпаны, колокольчики, галлярдия, календула.
Кустарники: смородина, боярышник, крыжовник, шиповник, жасмин, орешник, черноплодная рябина.

Если в лесу летают – вы машете руками, если нет – сидите смирно: бабочки, курицы, стрекозы, тля, жуки, бегемоты, птицы.

5 задание: решите кроссворд с волшебным словом (ключевое слово – «Лес»)

  • Длинным, тонким  клювом схватит лягушонка, капнет с клюва капля. Кто же это?.. (Цапля)
  • Он долго дерево долбил и всех букашек истребил. Зря он время не теряет, длинноклювый, пестрый … (дятел)
  • Угадайте, что за птица света яркого боится. Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это … (сова)

6 задание: спойте  песенку о  солнышке, которое дает растениям тепло и свет. (Исполнение  под фонограмму русского народного хоровода «Солнышко, солнышко…»)

7 задание: Дерево благодарит детей за правильно выполненные задания и приглашает в лесную сказочную школу. Чтобы войти в школу надо подобрать слова определения к слову «Весна»

– Вот мы с вами и в лесной  сказочной школе. Садитесь на свои места. Спина у всех прямая, ноги вместе, следите за своей осанкой до конца занятия.
Давайте проведем опыт «Определи и расскажи»: на столе у каждого из вас стоят коробочки с лесными растениями и плодами кустарников, необходимо определить растение из коробочки, взять картинку с изображением растения, показать  и у доски рассказать о нем, опираясь на схему рассказа (название, как выглядит, где произрастает, как используется людьми). Все слушают рассказ и дополняют его по мере необходимости.

1-й ребенок: Это – душица. У нее  маленькие, с круглыми лепестками фиолетовые цветочки, душистый запах, растет в поле и на лужайках в лесу, применяется в виде отваров при простудных заболеваниях и как успокоительное средство на ночь.

2-й ребенок: Это – лесная ромашка. Мелкие белые цветочки на тонких стеблях, листочки как елочки, лепестки цветка мелкие, белые, круглые, серединка желтая с множеством тычинок; растет в лесу на лужайках и в поле. Лечебное растение: применяется при воспалительных процессах в организме; во время ухода за кожей тела и  волосами. Используется также при изготовлении шампуней и кремов.

3-й ребенок: Это – зверобой.  Прямо стоящий жесткий стебель с мелкими желтыми  цветами и мелкими зелеными  листочками, растет на лугах и лужайках в лесу. Лечит 99 болезней.

4-й ребенок: Это – цикорий. Прямо стоящий жесткий стебель с синими цветами и зелеными разной величины листочками, растет повсюду. Отвар из цветов пьют для улучшения аппетита, из листьев готовят салат, из корней напиток.

5-й ребенок: Это – календула (ноготки). Яркие оранжевые и желтые цветы, с ветвистым прямостоящим стеблем и продолговатыми листочками и душистым запахом. Растет на цветниках и огородах. Используется для обработки ран, ушибов и ожогов, в виде настоя при болях в животе, горле и зубах. А также при изготовлении шампуней и кремов.

6-й ребенок: Это – боярышник. Белые мелкие цветы и большие зеленые листочки, с неприятным запахом, с оранжевыми и красными ягодками. Растет на опушке леса и в огороде. Используется в виде настоя как общеукрепляющее и успокоительное средство на ночь. А также при изготовлении шампуней и кремов.

7-й ребенок: Это – шиповник. Круглые и овальные ягоды красного цвета, растет в лесу , на огороде и в городе украшая участок зелеными резными листочками и красными, белыми цветами. Используется как общеукрепляющее и успокоительное средство, при лечении ран и ожогов.

Воспитатель включает фонограмму «Чудо дерево к детям»: «Молодцы, все справились с заданиями: ответили на все мои вопросы распространенными предложениями, составили интересные рассказы о запрещающих знаках и  результатах опыта с лесными травами, нашли недостающие буквы и звуки в словах, выразительно читали стихотворения и мелодично пели песню хоровода о Солнышке; хорошо знаете растения и птиц моего леса. Найдите мое угощение под травкой в корзинке из шишек. До скорых встреч в лесу» (дети находят печение в виде грибов).

Литература:

1. Большая энциклопедия для дошкольников. Жильцова Н. М.: «Красный пролетарий», 1998.– 488с.
2. Дошкольникам о Татарстане/ учебно-методическое пособие. Богомолова М.И., Шарафутдинов З.Т., Набережные Челны, институт непрерывного педагогического образования, 1994.–164 с.
3. Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). Щеповских А.И. Издание второе.– Казань. Издательство «Идел-Пресс», 2006.– 832с.