"Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы" – это высказывание В. А. Сухомлинского послужило эпиграфом к моему педагогическому проекту, тема которого "Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством досуговой деятельности".
Творческое название проекта – "Здравствуй, праздник!".
В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных проблем воспитания. Именно этот возрастной период является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны. В этот период чувства дошкольника отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребенка, и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выражают отношение ребенка к окружающему миру.
Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольнику сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. С позиций гуманистической образовательной парадигмы человек не воспитывается по частям, а развивается как система, и она отражается в его культурных потребностях и универсальных сущностных силах. Потребности детей дошкольного возраста охватывают их нужды в том, без чего невозможен человеческий образ жизни.
Огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных и эстетических проблем детства обладает музыкальный досуг, которая является важнейшим средством социализации и индивидуализации личности, обеспечивая ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом виде деятельности. Музыкально-досуговая деятельность – приоритетное направление освоения ребенком многонациональной культуры страны. Ее содержание наиболее полно раскрывается в процессе развлечений, праздников, отдыха, самостоятельной творческой работы, обеспечивая детей возможностью развивать культурные потребности, духовный потенциал, творческие способности, расширять знания о различных видах искусства. Все это в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка.
Все вышесказанное выявило ряд противоречий:
- между необходимостью повышения роста музыкальной культуры детей и недостаточностью использования развивающего потенциала продуктивной досуговой деятельности;
- между сущностью досуговой деятельности как целостного, интегративного феномена и особенностями его места в системе организации учебного процесса.
Разрешение названных противоречий обусловило выбор проблемы исследования: каковы оптимальные педагогические условия использования музыкально-досуговой деятельности как средства повышения роста музыкальной культуры ребенка.
Цель исследования – поиск путей развития основ
музыкальной культуры детей средствами
музыкально-досуговой деятельности.
Предмет исследования – педагогические условия
для развития музыкальной культуры детей.
Объект исследования – музыкально-досуговая
деятельность дошкольников.
Субъектом исследования являются дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей.
Гипотеза исследования – процесс формирования
основ музыкальной культуры детей будет более
эффективным, если использовать различные
средства досуговой деятельности.
Цель, предмет, объект и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
- Определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности;
- Разработать модель формирования основ музыкальной культуры ребенка;
- Разработать и апробировать поэтапную педагогическую технологию развития музыкальной культуры детей средствами досуговой деятельности, выявив ее развивающий эффект.
Основные этапы исследования:
- На первом поисково-теоретическом этапе, который осуществлялся с августа по сентябрь 2008 года, проводился ретроспективный анализ научной литературы и поиск музыкального и дидактического материала. Была разработана технология по повышению уровня музыкальной культуры дошкольников средствами досуговой деятельности. Поисково-теоретический этап также имел цель выявить начальный уровень музыкальной культуры детей.
- На втором – практическом этапе, который проходил с сентября 2008 года по апрель 2009 года, проводилось обучение детей по разработанной технологии, отличающихся от традиционных подходов по "вхождения ребенка в культуру" и ее апробация с целью выявления эффективности. На данном этапе применялась методика опроса и анкетирования, велись наблюдения за деятельностью воспитанников.
- Третий обобщающий этап – завершает педагогическое исследование. В мае 2009 года подводились окончательные итоги, обобщение результатов исследования.
Новизна проведенного исследования заключается
в том, что мною разработана и апробирована
технология формирования основ музыкальной
культуры старших дошкольников средствами
досуговой деятельности.
Продолжительность проекта – с августа 2008 по май
2009 года.
Технология организации деятельности по решению
выдвинутых задач.
Музыкально-досуговая деятельность детей – это
самостоятельный и специфический компонент
воспитательно-образовательной работы
дошкольного образовательного учреждения; важная
сфера жизни детей, которая создает условия для
развития культуры ребенка в процессе изучения и
познания ценностей (духовных, нравственных,
эстетических) различных видов искусств. В итоге
это способствует формированию индивидуальных
способностей и интересов, раскрытию талантов и
возможностей войти дошкольнику в культуру через
творчество. В дошкольном образовательном
учреждении она имеет следующие виды:
- отдых – игровая деятельность, прослушивание по желанию ребенка различных произведений, просмотр иллюстраций, фильмов и музыкальных сказок.
- развлечения – концерты, вечера досуга, театрализованные представления, музыкальные викторины и конкурсы, игры-забавы, развлечения с использованием технических средств обучения, различные виды театра (кукольный, теневой, пальчиковый, театр игрушки, театр картинок, плоскостной театр и т.д.);
- праздники – международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные, бытовые, семейные и специально организуемые;
- музыкально-образовательная деятельность – познавательные беседы, экскурсии, посещения музеев, выставок, концертов и театра;
- творчество – деятельность детей в кружках и студиях при дошкольном учреждении, которая предполагает создание ребенком субъективно нового продукта в процессе творческой деятельности: придумывание сценической ситуации, мелодий песен, танцевальных движений, элементов костюмов персонажей сказок и т.д.
Для развития творческого потенциала и роста музыкальной культуры дошкольников в досуговой деятельности необходимо было создание следующих педагогических условий:
- вариативное содержание продуктивной досуговой деятельности ребенка в соответствии с его склонностями и интересами;
- модульная организация развивающей среды для разных видов продуктивной досуговой деятельности обеспечивает ребенку возможность самореализации, проявления творчества, позволяет занять позицию субъекта деятельности;
- гибкая тактика руководства педагогическим процессом, когда педагог выступает как носитель опыта творческой деятельности, партнер по деятельности, обеспечивает освоение детьми позиции субъекта в досуговой деятельности, успешность развития творческого потенциала ребенка;
- развитие познавательного интереса, освоение базовых умений детьми;
- сотворчество педагога и ребенка в досуговой деятельности.
В основе организации детских праздников, развлечений, самообразования ребенка и его творческой деятельности положены и взаимосвязаны принципы, определяющие отдельные стороны самого процесса музыкально-досуговой деятельности, которые определили рост музыкальной культуры детей. Это принципы:
- гуманизации и демократизации – утверждающий внимание к ценностям национальной и мировой культуры и предоставляющий каждому ребенку право выбора своей траектории участия в образовательном процессе;
- природосообразности и культуросообразности – учитывающий индивидуальные особенности и задатки ребенка, его культурные потребности:
- детоцентризма – имеющий приоритетом интересы ребенка;
- интеграции – определяющий глубину взаимосвязи и проникновения разных видов искусств и видов музыкально-досуговой деятельности;
- увлекательности и творчества – развивающий творческие способности детей;
- дифференциации и индивидуализации – выявляющий и развивающий склонности и способности детей в различных направлениях деятельности и обеспечивающий их развитие, учитывая их возможности и интересы;
- сотрудничества "педагог – ребенок" – сотрудничество детей и педагога, демократичность их общения;
- системности – предполагающий взаимосвязь и преемственность знаний, т.е. повторения и учения.
В результате педагогического исследования
выявлено положительное влияние
музыкально-досуговой деятельности на повышение
роста музыкальной культуры детей.
В процессе исследования было выдвинуто и
подтверждено предположение:
музыкально-досуговая деятельность, сочетающая в
себе отдых, созерцание, развлечения, праздники,
самообразование и творчество – создает
благоприятные условия для развития музыкальной
и духовной культуры ребенка в процессе изучения
и познания ценностей различных видов искусств.
Данная технология призвана не только развивать
музыкальные способности ребенка, но и
всестороннее ему развиваться, получать
возможность раскрыть свой потенциал в различных
областях культуры и искусства, определить
приоритеты в дальнейшей жизни.
Список литературы:
- Д.М.Генкин «Массовые праздники». М. 1975;
- Т.Н.Доронова, Е.Г.Доронова «развитие детей в театральной деятельности». М. 1997;
- К. Жигульский «Праздник и культура». М. Прогресс, 1985;
- М.Б.Зацепина. Дополнительное образование и развитие культуры дошкольника // Дошкольное образование: история, теория, практика. Сб. науч. Тр. М. РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2002;
- Т. Барышникова «Здравствуй, праздник!. СПб. 1998;
- О.Л.Князева, М. Д. Маханева «приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб. Детство-Пресс, 1998;
- Т.С.Комарова «Дети в мире творчества». Кн. Для педагогов дошкольных учреждений. М. Мнемозина, 1995;
- Н.В.Крылова «Ребенок в пространстве культуры». М. 1994;
- А.И.Мазаев «Праздник как социально-художественное явление» М. 1978;
- М. Мид «Культура и мир детства». М. Наука, 1988;
- А.П.Усова «Русское народное творчество в детском саду». М. 1961