Тема: «Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе». Нравственный микроклимат семьи. (Хорошие манеры для хорошей жизни.)
Цели:
- привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей воспитанности;
- познакомить с основными составляющим воспитанности;
- дать рекомендации по приучению детей к правилам хорошего тона.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: мультимедиа система; для родителей – индивидуальные пакеты с дидактическим материалом (ситуации для обсуждения, рекомендации, памятки; сказка «Благородный путник»).
ХОД СОБРАНИЯ
1. Сообщение классного руководителя (Приложение 1, слайд 1)
Учитель: Здравствуйте, дорогие
коллеги-родители! Добро пожаловать на очередное
заседание родительского клуба. Вот сейчас, глядя
на вас, я вспоминаю нашу первую встречу… А
помните ли вы ваши первые впечатления друг о
друге? С чего начиналась для вас
встреча-знакомство с новым человеком? Однажды я
стала свидетелем разговора школьников:
– А у нас в школе новый директор…
– Ну и как?
– Ничего. Высокий такой. Седоватый. Глаза вроде
добрые. Всех учеников называет на «вы». «Вы, –
говорит, – Петров, после занятий, если, конечно, у
вас ничего срочного не намечено, зайдите ко мне в
кабинет». Петров аж онемел…
Думаю, согласитесь, что часто новый человек
начинается для других не с эрудиции, интеллекта,
вкусов, деловых и нравственных качеств и всего,
чем богат его внутренний мир. Это будет потом. А
пока – внешность, манеры, стиль, поведения.
Срабатывает, как говорят психологи, феномен
первого впечатления: «Сначала одобряет глаз,
потом сердце».
Как же привить ребёнку хорошие манеры? Как помочь
ему влиться в общество, не быть отторгнутым из-за
невоспитанности? Об этом наш разговор. (Приложение
1, слайд 2)
2. Первый этап работы. Семейные проблемы воспитания
Прошу семейные советы расставить следующие
слова: «долг», «честь», «ответственность»,
«любовь», «достоинство», терпимость» по степени
значимости. (Приложение 1,
слайд 3)
Эксперт 1: Воспитанность – качество
личности, в котором слиты культура общения,
культура внешности и культура потребностей (то
есть бытовая культура). Ядром в этой триаде
является культура общения. (Приложение
1, 4)
Принципы и нормы культуры общения
формировались веками. Народы всех стран и времён
тщательно отбирали, хранили , накапливали опыт
общения по принципу: разумно – нравственно –
красиво. Однако стержнем истинной культуры
общения является гуманное отношение человека к
человеку. Поэтому первое и непременное
условие воспитания культуры общения –
формирование у ребёнка позиции открытости,
доверия, дружелюбия.
Доброе отношение к людям должно проявляться в
понятной для всех форме. Такой формой, качеством
общения человека с человеком
является вежливость. До 16 века слово «вежа»
означало «знаток», тот, кто знает приличия –
условные и общепринятые способы выражения
доброго отношения к людям.
Учитель: Как же обстоит дело с
вежливостью у детей нашего класса?
Доброе отношение к окружающим начинается с
доброго отношения к окружающим начинается с
доброго отношения к своим близким. На уроках
окружающего мира мы провели блиц-опрос на тему «Для
чего вам нужна семья ?» (Приложение
1, слайд 5)
Я предлагаю семейным советам придумать несколько предложений, чтобы ответить на этот вопрос. Давайте узнаем мнение ребят (зачитываются ответы детей):
– чтобы в ней жить;
– чтобы любили;
– чтобы радостно было, жить в красивой шикарной
квартире;
– не будет семьи, не будет и дома;
– скучно будет;
– буду жить на улице;
– некому будет водить в школу, помогать делать
уроки;
– семья – твое близкое, этого не будет;
– не будет моего лица;
– не будет семьи, не будет и нас;
– семья – это целая сила;
– не будут ласкать;
– в семье нужно заботиться обо всех;
– не будет защиты;
– семья – это символ здоровья, своего сердца,
любви;
– мы должны кого-то любить.
Учитель: (Приложение 1, слайд 6)
– На столе каждого семейного совета лежат конверты. Я попрошу вас вскрыть их, познакомиться с некоторыми ситуациями, соответствующими теме нашего родительского клуба. Что в этих ситуациях странного или неправильного? (Родители обсуждают ситуации, затем представитель «семейного совета» высказывает общее мнение; время обдумывания 5 минут; другие родители семейных советов слушают и могут задавать уточняющие вопросы, с чем-то не согласиться, предложить свой вариант).
Ситуация 1. «Грецкие орехи» (Приложение
2)
Ситуация 2. «В автобусе» (Приложение
2)
Ситуация 3. «История рассказанная
В.А.Сухомлинским» (Приложение 2)
Комментарии учителя после выступления каждого семейного совета
Ситуация 1:
– Расскажите эту историю своим детям, и посмотрите на их реакцию. Наверное, вы увидите вы увидите в глазах своего ребёнка боль и сочувствие: как же бабушка станет есть орехи, если у неё нет зубов? Неужели дети, которые принесли ей орехи, не чувствовали , что они причинят горечь старой женщине? Если все эти мысли прочитаны вами на лице собственного сына или дочери – за вас можно порадоваться. Но если вдруг увидите, что ваш малыш, не ощутив скрытой мысли, смеётся (ему смешно, что «бабушка играет орехами, словно камешками»), вам нужно задуматься. Этот смех таит в себе маленькие корешки большого зла. С такими детьми нужно много, очень много работать, пробуждать в их душах высшие моральные чувства. Изучайте и развивайте в своих детях эмоциональную воспитанность. Иначе…вам не избежать участи героини истории про грецкие орехи.
Эксперт 2: Культура общения не
исчерпывается одной лишь вежливостью. Её
непременный атрибут – тактичность, которая
состоит в умении понять чувства и настроение
окружающих, поставить себя на их место,
представить, какую эмоциональную реакцию
вызывает у них те или иные наши поступки.
Если, воспитывая у ребёнка вежливость, вы не
уделяете должного внимания воспитания
тактичности, результат будет грустным.
Ситуации 2 и 3: Особое внимание родителям следует уделять формированию у детей культуры внешности, которая считается существенным признаком воспитанности. Слово экспертам.
Эксперт 3: С ранних лет необходимо
вырабатывать прочный иммунитет к неопрятности,
добиваться, чтобы ребята понимали нравственный ,
эстетический и социальный смысл
санитарно-гигиенических норм.
Не меньшее значение для характеристики
внешности имеют позы, жесты, движения, мимика,
которые являются показателем воспитанности,
сдержанности, подтянутости или, наоборот,
свидетельствуют о расхлябанности,
неорганизованности, отсутствия самоконтроля.
Бывает, что ребята высоко поднимают брови ( и на
лице застывает вечное удивление), некрасиво
морщат лоб, криво улыбаются, смотрят исподлобья,
капризно выпячивают губы, искажают лицо
гримасами. Всё это недостатки не только
эстетического порядка. Подобные дефекты вносят
путаницу и в общение. Человек может и должен
управлять своим лицом. Пусть у детей будут
открытые, живые, приветливые лица, красоту и
выразительность которых подчёркивает мимика,
выработанная хорошим воспитанием и своим
родительским примером. Примером общения
родителей друг с другом, культурой внешнего вида.
Здоровый микроклимат определяется всей
нравственной атмосферой домашнего очага.
Учитель: Домашний очаг, семья даёт
человеку не только кров и крышу, но и хранит
душевное тепло, является источником радости
бытия.
А это зависит от взаимоотношений между членами
семьи и от того, чем и как живёт семья, какие
проблемы и интересы возникают в семейной жизни,
каков семейный уклад и традиции, как разрешаются
семейные конфликты.
Главное, чтобы в семье были взаимная любовь,
доверие, внимание и забота друг к другу.
Я задала ребятам вопрос: «Почему родители
сердятся?». Получила ответы (зачитываются
ответы детей):
– ребёнок сделал что-то плохое;
– сломал что-то и не признался;
– шкодничал, залазил на окно;
– была красивая фарфоровая вещь к годовщине, он её задел и разбил;
– утюг брал без разрешения.
Трудно это понять нам взрослым? Трудно. Но ведь
очень-очень важно. Ваш ещё совсем маленький член
человеческого сообщества. Его путь только-только
начался. Пусть же с вашей помощью, с помощью
вашего родительского примера, он и станет
приятным человеком с красивыми мыслями,
чувствами и манерами. Пусть он будет предметом
вашей радости и гордости…
Совсем как благородный и очень воспитанный герой
сказки Сухомлинского. Прочитайте её вместе с
вашими детьми.
Родителям раздаётся сказка «Благородный
путник» (Приложение 2)
Удачи вам в пути, мои дорогие собеседники.
3. Второй этап работы
Добрые советы. (Приложение 1, слайд 7)
Учитель раздаёт памятки для родителей, отдельные конверты каждому родителю, где написаны отзыв классного руководителя о ребёнке и отдельные рекомендации.
4. Третий этап работы – творческий
Новый год – семейный праздник (Приложение 1, слайд 8)
Семейным советам предлагается продумать программу проведения семейного праздника; сделать сюрприз классу: написать поздравительную открытку, необычно нарядить ёлку (сладостями, выпечкой).
Заседание родительского клуба заканчивается чаепитием.
Литература:
1. Афанасьева Т.М. Семья. М.,1986.
2. Ковалёва Л.Е. Микроклимат семьи. М., 1979.
3. Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. М., 1979
.Учитель, 2005.
4. Максимочкина В.Н. Родительские собрания.
Шаги к мудрости. – Волгоград: Учитель, 2007.