Родительское собрание в начальной школе по теме "Нравственный микроклимат семьи"

Разделы: Работа с родителями


Тема: «Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе». Нравственный микроклимат семьи.  (Хорошие манеры для хорошей жизни.)

Цели:

  • привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей воспитанности;
  • познакомить с основными составляющим  воспитанности;
  • дать рекомендации по приучению детей к правилам хорошего тона.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: мультимедиа система; для родителей – индивидуальные пакеты с дидактическим материалом (ситуации для обсуждения, рекомендации, памятки; сказка «Благородный путник»).

ХОД СОБРАНИЯ

1. Сообщение классного руководителя (Приложение 1, слайд 1)

Учитель: Здравствуйте, дорогие коллеги-родители! Добро пожаловать на очередное заседание родительского клуба. Вот сейчас, глядя на вас, я вспоминаю нашу первую встречу… А помните ли вы ваши первые впечатления друг о друге? С чего начиналась для вас встреча-знакомство с новым человеком? Однажды я стала свидетелем разговора школьников:
– А у нас в школе новый директор…
– Ну и как?
– Ничего. Высокий такой. Седоватый. Глаза вроде добрые. Всех учеников называет на «вы». «Вы, – говорит, – Петров, после занятий, если, конечно, у вас ничего срочного не намечено, зайдите ко мне в кабинет». Петров аж онемел…
Думаю, согласитесь, что часто новый человек начинается для других не с эрудиции, интеллекта, вкусов, деловых и нравственных качеств и всего, чем богат его внутренний мир. Это будет потом. А пока – внешность, манеры, стиль, поведения. Срабатывает, как говорят психологи, феномен первого впечатления: «Сначала одобряет глаз, потом сердце».
Как же привить ребёнку хорошие манеры? Как помочь ему влиться в общество, не быть отторгнутым из-за невоспитанности? Об этом наш разговор. (Приложение 1, слайд 2)

2. Первый этап работы. Семейные проблемы воспитания

Прошу семейные советы расставить следующие слова: «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «достоинство», терпимость» по степени значимости. (Приложение 1, слайд 3)

Эксперт 1: Воспитанность – качество личности,  в котором слиты культура общения, культура внешности и культура потребностей (то есть бытовая культура). Ядром в этой триаде является культура общения. (Приложение 1,  4)

Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили , накапливали опыт общения по принципу: разумно – нравственно – красиво. Однако стержнем истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому первое  и непременное условие воспитания культуры общения – формирование у ребёнка позиции открытости, доверия, дружелюбия.
Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком
является вежливость. До 16 века слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает приличия – условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям.

Учитель: Как же обстоит дело с вежливостью у детей нашего класса?
Доброе  отношение к окружающим начинается с доброго отношения к окружающим начинается с доброго отношения к своим близким. На уроках окружающего мира мы провели блиц-опрос на тему «Для чего вам нужна семья ?» (Приложение 1, слайд 5)

Я предлагаю семейным советам придумать несколько предложений, чтобы ответить на этот вопрос. Давайте узнаем мнение ребят (зачитываются  ответы детей):

– чтобы в ней жить;
–  чтобы любили;
– чтобы радостно было, жить в красивой шикарной квартире;
– не будет семьи, не будет и дома;
– скучно будет;
– буду жить на улице;
– некому будет водить в школу, помогать делать уроки;
– семья – твое близкое, этого не будет;
– не будет моего лица;
– не будет семьи, не будет и нас;
– семья – это целая сила; 
– не будут ласкать;
– в семье нужно заботиться обо всех;
– не будет защиты;
– семья – это символ здоровья, своего сердца, любви;
– мы должны кого-то любить.

Учитель: (Приложение 1, слайд 6)

– На столе каждого семейного совета лежат конверты. Я попрошу вас вскрыть их, познакомиться с некоторыми ситуациями, соответствующими  теме нашего родительского клуба. Что в этих ситуациях странного или неправильного? (Родители обсуждают ситуации, затем представитель «семейного совета» высказывает общее мнение; время обдумывания 5 минут; другие родители семейных советов слушают и могут задавать уточняющие вопросы, с чем-то не согласиться, предложить свой вариант).

Ситуация 1. «Грецкие орехи» (Приложение 2)
Ситуация 2. «В автобусе» (Приложение 2)
Ситуация 3. «История рассказанная В.А.Сухомлинским» (Приложение 2)

Комментарии  учителя после выступления каждого семейного совета

Ситуация 1:

– Расскажите эту историю своим детям, и посмотрите на их реакцию. Наверное, вы увидите вы увидите в глазах своего ребёнка боль и сочувствие: как же бабушка станет есть орехи, если у неё нет зубов? Неужели дети, которые принесли ей орехи, не чувствовали , что они причинят горечь   старой женщине? Если все эти мысли прочитаны вами на лице собственного сына или дочери – за вас можно порадоваться. Но если вдруг увидите, что ваш малыш, не ощутив скрытой мысли, смеётся (ему смешно, что «бабушка играет орехами,  словно камешками»), вам нужно задуматься. Этот смех таит в себе маленькие корешки большого зла. С такими детьми нужно много, очень много работать, пробуждать в их душах высшие моральные чувства. Изучайте и развивайте в своих детях эмоциональную воспитанность. Иначе…вам не избежать участи героини истории про грецкие орехи.

Эксперт 2: Культура общения не исчерпывается одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут – тактичность, которая состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывает у них те или иные наши поступки.
Если, воспитывая у ребёнка вежливость, вы не уделяете должного внимания воспитания тактичности, результат будет грустным.

Ситуации 2 и 3: Особое внимание родителям следует уделять формированию у детей культуры внешности, которая считается существенным признаком воспитанности. Слово экспертам.

Эксперт 3: С ранних лет необходимо вырабатывать прочный иммунитет к неопрятности, добиваться, чтобы ребята понимали нравственный , эстетический и социальный смысл санитарно-гигиенических норм.
Не меньшее значение  для характеристики внешности имеют позы, жесты, движения, мимика, которые являются показателем воспитанности, сдержанности, подтянутости или, наоборот, свидетельствуют о расхлябанности, неорганизованности, отсутствия самоконтроля. 
Бывает, что ребята высоко поднимают брови ( и на лице застывает вечное удивление), некрасиво морщат лоб, криво улыбаются, смотрят исподлобья, капризно выпячивают губы, искажают лицо гримасами. Всё это недостатки не только эстетического порядка. Подобные дефекты вносят путаницу и в общение. Человек может и должен управлять своим лицом. Пусть у детей будут открытые, живые, приветливые лица, красоту и выразительность которых подчёркивает мимика, выработанная хорошим воспитанием и своим родительским примером. Примером общения родителей друг с другом, культурой внешнего вида. Здоровый микроклимат определяется всей нравственной атмосферой домашнего очага.

Учитель: Домашний очаг, семья даёт человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости бытия.
А это зависит от взаимоотношений между членами семьи и от того, чем и как  живёт семья, какие проблемы и интересы возникают в семейной жизни, каков семейный уклад и традиции, как разрешаются семейные конфликты.
Главное, чтобы в семье были взаимная любовь, доверие, внимание и забота друг к другу.
Я задала ребятам вопрос: «Почему родители сердятся?». Получила ответы (зачитываются ответы детей):

– ребёнок сделал что-то плохое;
– сломал что-то и не признался;
– шкодничал, залазил на окно;
– была красивая фарфоровая вещь к годовщине, он её задел и разбил;
– утюг брал без разрешения.

Трудно это понять нам взрослым? Трудно. Но ведь очень-очень важно. Ваш ещё совсем маленький член человеческого сообщества. Его путь только-только начался. Пусть же с вашей помощью, с помощью вашего родительского  примера, он и станет приятным человеком с красивыми мыслями, чувствами и манерами. Пусть он будет предметом вашей радости и гордости…
Совсем как благородный и очень воспитанный герой сказки Сухомлинского. Прочитайте её вместе с вашими детьми.

Родителям раздаётся сказка «Благородный путник» (Приложение 2)
Удачи вам в пути, мои дорогие собеседники.

3. Второй этап работы

Добрые советы. (Приложение 1, слайд 7)

Учитель раздаёт памятки для родителей, отдельные конверты каждому родителю, где написаны отзыв классного руководителя о ребёнке и отдельные рекомендации.

4. Третий этап работы – творческий

Новый год – семейный праздник (Приложение 1, слайд 8)

Семейным советам предлагается продумать программу проведения семейного праздника; сделать сюрприз классу: написать поздравительную открытку, необычно нарядить ёлку (сладостями, выпечкой).

Заседание родительского клуба заканчивается чаепитием.

Литература:

1. Афанасьева Т.М. Семья. М.,1986.
2. Ковалёва Л.Е. Микроклимат семьи. М., 1979.
3. Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. М., 1979 .Учитель, 2005.
4. Максимочкина В.Н. Родительские собрания. Шаги к мудрости. – Волгоград: Учитель, 2007.