Урок проводится в начальной школе (4-й класс) после изучения тем: «Первые землепроходцы», «Освоение Северо-Востока России в XVIII-XIX веках».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: командная игра «Историческое лото».
Цель: повторить, обобщить, систематизировать пройденный материал, основные термины, понятия, продолжить формирование навыков группового взаимодействия.
Оборудование: карточки с напечатанными на них буквами, бочонки лото, портреты землепроходцев и исследователей края, краеведческая литература.
Ход урока
1. Учитель называет тему и цель урока.
Cообщает, что в игре участвуют 2-3 команды, которые сами себе придумали названия.
2. Первый этап игры.
Командам даются карточки с напечатанными на них буквенными знаками. Из предложенного набора букв необходимо составить фамилии землепроходцев и исследователей. На выполнение задания отводится одна минута. За каждое правильно составленное слово команда получает 1 очко.
Набор букв : д, ж, е, н, ё, а, т, в, л, с, о, р, г, ь, б, и, ч, к, ш, х.
Ответ: Дежнёв, Атласов, Врангель, Чириков, Беринг, Шелихов.
3. Второй этап игры.
Командам поочерёдно предлагается ответить на вопросы, которые выпали на цифры бочонка лото. За правильный ответ команда получает 2 очка, за дополнение – 1 очко. На вопросы команды отвечают по очереди.
Вопросы:
- Что влекло русских крестьян в северные края? (Они надеялись найти себе землю и волю).
- Что такое острог? (Острог - это поселение русских землепроходцев и мореходов, обнесенное деревянным частоколом).
- Какое значение имели русские остроги в жизни нашего края? (Защита границ, опорный пункт для дальнейшего исследования края, способствовали общению между русскими и населением Севера - рядом появились поселения местных жителей).
- Кому установлен памятник, запечатленный на
фотографии? (Дежнёву).
- В чём заключался подвиг Дежнёва? (В суровых условиях осваивал и исследовал Северо-Восток России, не останавливался перед трудностями, открыл пролив между Азией и Америкой).
- Что такое подвиг? (Героический, самоотверженный поступок.)
- Кто такой землепроходец? (Старинное название путешественника-исследователя, открывающего новые земли).
- Почему Шелихова называют предпринимателем? (Занимался торговлей).
- Рассказать о деятельности Григория Ивановича Шелихова (Создавал в Северной Америке постоянные русские поселения, стремился заинтересовать местных жителей в дружбе с Россией, требовал от своих подчинённых хорошего обращения с эскимосами, создавал школы для местных жителей, снаряжал экспедиции для изучения северных территорий и т.д.).
- В чём состояли трудности работы исследователей северных территорий? (Тяжелые климатические условия, незнание языка, отсутствие продовольствия и т.п.).
- Почему русские люди продвигались на Восток? (Новые территории, обогащение, пушнина).
- Почему экспедиция Семёна Дежнёва называется исторической? (открытие пролива).
- Кто такой Владимир Атласов? (Исследователь Камчатки).
- Годы первой Камчатской экспедиции (1725-30).
- Кто руководил первой Камчатской экспедицией? (Витус Беринг и Алексей Чириков).
- Годы второй Камчатской экспедиции (1733-43).
- Кто руководил второй Камчатской экспедицией? (Витус Беринг и Алексей Чириков).
- Годы Северо-Восточной экспедиции Биллингса и Сарычева (1785-93).
- Год экспедиции Дежнёва (1648).
- Во время какой экспедиции состоялось русское открытие Америки? (Второй Камчатской)
- Почему русское открытие Америки было важным для России? (Новые территории).
- С какой целью была организована экспедиция Врангеля? (Описание Северных берегов и поиски земли Тикиген).
- Почему остров, открытый позже другими исследователями был назван именем Врангеля? (Он много сделал для открытия этого острова).
- Что вам сегодня известно об острове Врангеля? (Заповедник).
- Пушное животное, найденное Атласовым на Камчатке (Соболь).
- Служилые люди (Казаки).
- Организаторы походов на Северо-Восток (Землепроходцы).
- Шкурки пушного зверя (Пушнина).
- Деревянное укрепление в пограничной полосе (Острог).
- Учебные заведения, открытые Шелиховым на о-ве Кадьяк (Школы).
- Человек, занимающийся торговлей (Купец).
- Как назывались русские владения в Америке? (Аляска).
- Название земли, расположенной по чукотской легенде к северу от впадения р. Колымы в Северный ледовитый океан (Тикиген).
- Человек, впервые вступивший на неизведанную территорию (Первооткрыватель).
- Русское название лодки приморских чукчей, коряков и эскимосов, деревянный каркас которой обтягивался шкурой моржа (Байдара).
- Переносное жилище коренных народов Севера (Яранга).
- Землепроходец, впервые доказавший существование пролива между Азией и Америкой (Дежнёв).
- Исследователь, чьё имя носит мыс на Чукотке (Дежнёв).
- Название океана, омывающего восточное побережье России (Тихий).
- Император России, издавший указ об организации первой Камчатской экспедиции (Петр I).
- Императрица России, издавшая указ об организации второй Камчатской экспедиции (Анна Иоановна).
- Срубное жилище русского населения края (Изба).
- Жилище оседлых народов Севера (Полуземлянка).
- Зимнее жилище из снега (Иглу).
- Императрица России, при которой была организована экспедиция под руководством Биллингса (Екатерина II).
4. Третий этап игры.
Ассоциации. Предлагается ученикам написать слова, которые у них «возникают» в голове, когда они слышат слово «землепроходец». Учитель дает узкий лист бумаги на каждую команду. Первый ученик записывает свое слово, закрывает лист «гармошкой» и передает следующему, второй записывает свое слово и т.д. Выигрывает та команда, у которой будет больше слов (повторы не считаются).
5. Заключительное слово учителя.
Учитель награждает грамотой команду-победителя и её капитана, называет оценки и комментирует их.