Методическая разработка викторины "Возвращение приневских земель"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Тема: История и культура Санкт-Петербурга.

Форма: интеллектуально-игровая (викторина).

Цели: Повторение и закрепление знаний по истории и культуре Санкт-Петербурга, приобретенных на занятиях группы продленного дня 3-их и 4-ых классов “Символы Санкт-Петербурга”.

Задачи:

Образовательная: дать возможность детям в разнообразной игровой деятельности актуализировать приобретенные ранее знания.

Воспитательная: создать атмосферу для развития коммуникативных способностей, воли к победе, чувства патриотизма.

Развивающая: активизировать развитие памяти, внимания, мышления, способности ориентироваться на карте.

Здоровьесберегающая: создание ситуаций для взаимодействия и самодеятельности учащихся. Способствовать развитию самостоятельного мышления; за счет эффективной системы оценивания (накопительной) и фиксации сильных сторон каждого учащегося, продолжить работу над повышением мотивации изучения истории СПб; способствовать укреплению уверенности в самоценности каждой личности учащихся.

Музыкальное сопровождение: Р. Глиер “Гимн великому городу” (звучит в начале и в конце викторины).

Оборудование: разрезная карта дельты реки Невы (6 частей) <Рисунок 1>; 4 схемы дельты реки Невы <Рисунок 2>; схематичные картонные изображения Петропавловской крепости, Адмиралтейства и парусников – по 4 штуки: красного, желтого, зеленого, синего цветов (каждой команде – свой цвет) <Рисунок 3>; схемы класса (4 штуки) <Рисунок 4>; бумага, цветные карандаши.

Рис.1

Рис.2

Рис. 3

Рис. 4

Подготовка: игра является заключительным этапом серии занятий по истории и культуре СПб на тему “Возникновение флота в России. Адмиралтейство”: теоретического материала, путешествия по карте СПб, раскрашивания изображений памятников архитектуры СПб, игры - действия: “Вы – Петр 1. Защитите дельту Невы от вторжения шведов”.

Детям заранее предложено сформировать 4 команды. Каждой команде необходимо выбрать название, подготовить приветствие, нарисовать эмблему своей команды.

Место игры. Участники группируются командами вокруг столов, на которых положены листы бумаги, карандаши, ручки, коробочки для жетонов.

Участники игры: воспитанники ГПД 3-их и 4-ых классов – до 40 человек.

Ведущий: воспитатель ГПД 3 класса.

Жюри: родители воспитанников и воспитатель ГПД 4 класса.

Ход игры

Ведущий. Дорогие юные петербуржцы, мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашем любимом и родном городе и поиграть. В игре вам понадобятся знания, приобретенные на занятиях здесь – в школе, а больше всего - выдержка, сообразительность, товарищеская взаимопомощь, умение слушать друг друга.

В Петербурге даже стены домов воспитывают. Поэтому недостойное поведение петербуржцам не свойственно. И если команда, или кто-либо из ее членов своим поведением не будут соответствовать гордому званию - петербуржец, то эти люди не смогут участвовать в игре.

Вхождение в игру

Ведущий. Сейчас – поздняя осень. 306 лет назад в такое же время было закончено возведение защитных сооружений на Заячьем острове. А через год начато строительство верфи – Адмиралтейства.

Сегодня я предлагаю вам вспомнить: зачем в осеннюю суровую погоду велись трудоемкие тяжелые работы? Зачем на строительство крепости и верфи были собраны работные люди со всей России? Как русский царь Петр I осуществлял историческую необходимость: поднять Россию из нищеты и отсталости? Давайте перенесемся на 300 лет назад и поговорим о событиях, повлиявших на ход развития России, а значит и всего мира. Именно в это время Россия возвратила исконно русские приневские земли, были заложены основы русской армии и флота.

Вспомним это время и начнем викторину.

К игре вы подготовили приветствия, нарисовали эмблемы своей команды. Готовы ли вы к игре?

Участники игры: Да!!!

Представление команд

Жюри. Пятибалльная система оценивания.

Составление карты

Ведущий. Представьте, что мы с вами поднялись высоко в небо и парим над нашим городом. Что бы мы смогли увидеть? (Предположения детей). А как вы думаете, что может помочь нам увидеть наш город с высоты птичьего полета?

Участники игры. Карта.

Карта <Рисунок 1>, которая играет сегодня вместе с нами, не простая, она разделена на части. Чтобы мы смогли путешествовать, каждой команде предстоит найти правильное место одной части карты так, чтобы карта соединилась.

Участники игры. Получают по одной части карты и стараются найти ее место относительно, прикрепленной заранее, центральной части с Заячьим островом.

Жюри. За правильно найденное место части карты команда получает 1 балл. Команда, выполнившая задание первой получает дополнительный балл.

Ведущий. В следующем конкурсе каждой команде будут предложены вопросы по истории и культуре Петербурга. Вопросы разной степени сложности: на 1, 2 и 3 балла. Степень сложности вопроса выбирает команда. На обдумывание ответа дается пол минуты. Если команда затрудняется с ответом, то остальные команды могут заработать очки на вопросе соперника.

Общие вопросы к викторине “Возвращение приневских земель”

  1. Где расположен наш город, на каких: реке, заливе, море? Откуда берет начало река Нева (исток), куда впадает (устье)? (1 балл)
  2. (Исток Невы – Ладожское озеро. СПб расположен в месте впадения (устье) Невы в Финский залив Балтийского моря.)

  3. В месте впадения Невы в Финский залив Нева делится на рукава. Вспомните, сколько их и как они называются? (1 балл)
  4. (Пять рукавов: Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка).

  5. В каком году и где был заложен наш город? С чего он начинался? (1 балл)
  6. (16 мая 1703 года по плану Петра I на Заячьем острове была заложена крепость Санкт-Питербурх. Позже, название крепости стало именем города, быстро росшего под защитой крепости. Крепость же получила название Петропавловской, т. к. в ней был заложен собор святых Петра и Павла)

  7. Сколько заводов, фабрик, больниц, школ, театров, музеев было на приневских территориях к 1700 году? (2 балла)
  8. (К этому времени на приневских территориях не было заводов, фабрик, больниц, школ, театров, музеев, т. к. исконно русские земли были под властью шведов и мало заселены.)

  9. Какие русские инженеры, архитекторы, скульпторы принимали участие в строительстве нашего города в 1700 году? (2 балла)
  10. (В 1700 году нашего города еще не существовало, поэтому русские инженеры, архитекторы, скульпторы не могли принимать участие в его строительстве.)

  11. Сколько побед одержала регулярная русская армия в 1700 году в Северной войне?
  12. (3 балла)

    (К 1700 году регулярная русская армия только создавалась. Солдаты были не обучены и плохо вооружены, поэтому русская армия не могла противостоять хорошо обученной и вооруженной шведской армии и терпела поражения в начале Северной войны.)

  13. Зачем Петру I надо было отвоевывать приневские земли у шведов? (3 балла)
  14. (Приневские земли издавна принадлежали России. Из Ладожского озера, по реке Неве в Балтийское море шел древний торговый путь “из варяг в греки”, по которому русские люди путешествовали в другие страны. Петр I ставил задачу: сделать Россию морской державой. Для этого нужно было освободить выход к Балтийскому морю, контролируемый шведами, и построить флот.)

  15. Какой доход получали наши купцы от торговли русскими товарами: пенькой, медом, тканями, пушниной – дорого и охотно покупаемыми в странах Европы? (3 балла)

(Шведы позволяли русским купцам плыть по Неве лишь до шведских городов, расположенных на приневских землях, где скупали русские товары за бесценок. Поэтому доход от русских товаров, ценимых в европейских странах, получали шведы.)

Ориентирование по схеме класса

Ведущий. В следующем конкурсе команды будут работать одновременно: каждой команде предстоит воспользоваться умением ориентироваться по схеме класса. Команды получают схемы класса <Рисунок 4> с указанием места, где спрятаны конверты с планами дельты Невы, схемами крепости и верфи-крепости.

Участники игры. Команды получают задания и знакомятся с ними, задают вопросы ведущему. Условия задания ставят игроков перед необходимостью сплочения, совместного поиска решения, взаимопроверки. Первая, правильно выполнившая задание команда, получает дополнительный балл.

Конкурс “Выбор места строительства крепости и верфи”

Ведущий. Мы с вами переносимся в 1703г. Идет Северная война со шведами за возвращение приневских земель России. Началась она жестоким поражением русских войск под Нарвой. Король Швеции Карл XII захватил все артиллерийские орудия у русской армии. Потери среди солдат и офицеров так велики, что никто из бывалых людей не рискнул бы продолжить войну. Карл XII уверен, что армия русских разбита наголову. Но Петр I относится к поражению как к уроку: “Какое же удивление старому, обученному, практикованному войску над таким неискусным сыскать викторию”. Он меняет тактику ведения войны. Русские войска захватывают шведские крепости в истоке и устье Невы. Чтобы удержать отвоеванные приневские земли, нужна крепость. Петр I для нее выбирает место в дельте Невы и спешит строить военный флот, чтобы защитить морские границы России.

В следующем конкурсе вам нужно сориентироваться в плане дельты Невы и, как Петру I, определить лучшие места для строительства крепости и верфи-крепости, отметив их на плане.

Конкурс оценивается по следующим критериям:

Самостоятельность в принятии решения.

Коллективность (вся или часть команды принимала участие, как распределяли обязанности).

Аргументированность (убедительность и логичность обоснования вашего выбора).

Историческая достоверность (знание места положения Петропавловской крепости и Адмиралтейства).

Любой ваш выбор должен быть аргументирован. Если выбранное вами место совпадает с решением Петра I, вам также необходимо обосновать ваш выбор. Если вы нашли более подходящее, по вашему мнению, место расположения крепостей и знаете, где располагались крепости по выбору Петра I, то укажите на карте оба варианта.

Участники игры. (При выполнении задания члены команд используют опыт выработки единой стратегии и распределения обязанностей).

Жюри. 3-х бальная система оценивания по каждому критерию.

Конкурс “Словесные портреты исторических личностей”

Ведущий. В этом конкурсе, кроме знаний, вам потребуются актерские способности. Представители команд выбирают карточку со словесным портретом исторической личности.

Ваша задача: подготовить текст и создать образ выбранной вами личности таким образом, чтобы она была узнаваема. Обратите внимание на ремарки к тексту.

Конкурс оценивается по следующим критериям:

Артистизм.

Коллективность (вся или часть команды принимала участие, как распределяли обязанности).

  1. Я – апостол, ученик Иисуса Христа. Мое имя в переводе с греческого означает “камень”. Я – хранитель ключей от рая. Среди других, есть у меня еще одна почетная обязанность – покровительство и защита одного из прекраснейших городов на Земле, названного моим именем. Назовите мое имя. (Апостол Петр) Читать спокойно, не спеша, отрешенно.
  2. Я – русский князь за великие и доблестные дела причисленный к лику святых. В 1240 году небольшая дружина новгородцев под моим предводительством разбила вооруженное до зубов шведское войско и сожгла их корабли. Приневские земли были спасены от шведского господства. Я – покровитель города, заложенного в устье реки Невы 4,5 века спустя. Назовите мое имя. (Александр Невский) Читать с чувством гордости, внутренней силы.
  3. Я – король Швеции. Мое войско – непобедимо, а шведский флот контролирует Балтийское море: ни один корабль, ни одна рыбацкая лодчонка не могут появиться в водах Невы или Балтийского моря без моего ведома. Я разрешил русским купцам везти свои драгоценные товары, высоко ценимые в Европе, - меха, кожу, восточные ткани, пеньку, сало, мед - только в шведские города, где мои купцы приобретают их за бесценок. Династия шведских королей почти 100 лет владеет приневскими землями и Невой. Я намерен увеличить территорию своего государства за счет русских земель и территорий других государств, сделав Балтийское море своим внутренним озером. Назовите мое имя. (Король Швеции Карл XII). Читать высокомерно, с иностранным акцентом.
  4. Я – русский царь, коронованный в 10-летнем возрасте. В России к этому времени не было ни регулярной армии, ни флота, не было заводов и фабрик, школ, больниц, театров, музеев. Большинство населения страны не умело читать и писать. Передо мной стояла задача: за короткий срок сделать Россию передовой богатой державой.

Еще мальчиком из своих сверстников я организовал потешные полки, ставшие основой будущего регулярного войска России.

Мы вместе с моими соратниками руководили войсками, отвоевавшими приневские земли у шведов. Здесь были построены крепости и верфи. Россия стала морской державой. В России появился военный и торговый флот.

Моим желанием и исторической необходимостью было построить на отвоеванной земле самый прекрасный, “подобный раю”, город – новую столицу России. Назовите мое имя.

(Император России Петр I) Читать громко, повелительно, гордо, с паузами: по-царски!

Жюри. 5-ти бальная система оценивания по каждому критерию.

Ведущий. Пока жюри подводим итоги и определяет победителя, я предлагаю подумать: какие конкурсы вам понравились больше всех.

Я уверена, что сегодня нет побежденных: в игре незримо присутствовал Петербург, мы могли путешествовать во времени и в пространстве по любимым местам и еще раз осознать – как дорог нам город, и как много нам еще нужно узнать о нем.

Спасибо всем за участие!

Ведущий награждает команды грамотами и наборами “Умная бумага” серии “Архитектурные памятники СПб”.

Результаты

В неформальном общении у детей снизилась психологическая усталость: после игры дети подвижны, эмоциональны, бодры, полны энергии и желания участвовать в следующих викторинах. Большинство детей удовлетворены своими результатами, или высказывают готовность победить в следующий раз.

Условия игры позволили детям активно общаться, проявить дружелюбие, сотрудничество, волю к победе, заинтересованность в общем результате.

Выполняя задания конкурсов, дети испытывали необходимость в совместном поиске решений и выработке единой стратегии деятельности.

Выводы

Тема викторины способствует развитию живого интереса детей к родному городу и его истории, что повышает образовательную мотивацию этой темы; может способствовать духовному сближению членов семьи, предполагая возможность совместных прогулок по городу; содействует развитию патриотизма.

Игровая форма помогает развитию волевых качеств, образного мышления, памяти, внимания, творческого потенциала ребенка.

Групповая работа способствует созданию коллектива и осознанию ребенком своего места в нем; способствует развитию коллективного творчества.

Задания с элементами двигательной нагрузки позволяют уменьшить гиподинамию и способствуют созданию положительного эмоционального настроя.