Тема: История и культура Санкт-Петербурга.
Форма: интеллектуально-игровая (викторина).
Цели: Повторение и закрепление знаний по истории и культуре Санкт-Петербурга, приобретенных на занятиях группы продленного дня 3-их и 4-ых классов “Символы Санкт-Петербурга”.
Задачи:
Образовательная: дать возможность детям в разнообразной игровой деятельности актуализировать приобретенные ранее знания.
Воспитательная: создать атмосферу для развития коммуникативных способностей, воли к победе, чувства патриотизма.
Развивающая: активизировать развитие памяти, внимания, мышления, способности ориентироваться на карте.
Здоровьесберегающая: создание ситуаций для взаимодействия и самодеятельности учащихся. Способствовать развитию самостоятельного мышления; за счет эффективной системы оценивания (накопительной) и фиксации сильных сторон каждого учащегося, продолжить работу над повышением мотивации изучения истории СПб; способствовать укреплению уверенности в самоценности каждой личности учащихся.
Музыкальное сопровождение: Р. Глиер “Гимн великому городу” (звучит в начале и в конце викторины).
Оборудование: разрезная карта дельты реки Невы (6 частей) <Рисунок 1>; 4 схемы дельты реки Невы <Рисунок 2>; схематичные картонные изображения Петропавловской крепости, Адмиралтейства и парусников – по 4 штуки: красного, желтого, зеленого, синего цветов (каждой команде – свой цвет) <Рисунок 3>; схемы класса (4 штуки) <Рисунок 4>; бумага, цветные карандаши.
Рис.1
Рис.2
Рис. 3
Рис. 4
Подготовка: игра является заключительным этапом серии занятий по истории и культуре СПб на тему “Возникновение флота в России. Адмиралтейство”: теоретического материала, путешествия по карте СПб, раскрашивания изображений памятников архитектуры СПб, игры - действия: “Вы – Петр 1. Защитите дельту Невы от вторжения шведов”.
Детям заранее предложено сформировать 4 команды. Каждой команде необходимо выбрать название, подготовить приветствие, нарисовать эмблему своей команды.
Место игры. Участники группируются командами вокруг столов, на которых положены листы бумаги, карандаши, ручки, коробочки для жетонов.
Участники игры: воспитанники ГПД 3-их и 4-ых классов – до 40 человек.
Ведущий: воспитатель ГПД 3 класса.
Жюри: родители воспитанников и воспитатель ГПД 4 класса.
Ход игры
Ведущий. Дорогие юные петербуржцы, мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашем любимом и родном городе и поиграть. В игре вам понадобятся знания, приобретенные на занятиях здесь – в школе, а больше всего - выдержка, сообразительность, товарищеская взаимопомощь, умение слушать друг друга.
В Петербурге даже стены домов воспитывают. Поэтому недостойное поведение петербуржцам не свойственно. И если команда, или кто-либо из ее членов своим поведением не будут соответствовать гордому званию - петербуржец, то эти люди не смогут участвовать в игре.
Вхождение в игру
Ведущий. Сейчас – поздняя осень. 306 лет назад в такое же время было закончено возведение защитных сооружений на Заячьем острове. А через год начато строительство верфи – Адмиралтейства.
Сегодня я предлагаю вам вспомнить: зачем в осеннюю суровую погоду велись трудоемкие тяжелые работы? Зачем на строительство крепости и верфи были собраны работные люди со всей России? Как русский царь Петр I осуществлял историческую необходимость: поднять Россию из нищеты и отсталости? Давайте перенесемся на 300 лет назад и поговорим о событиях, повлиявших на ход развития России, а значит и всего мира. Именно в это время Россия возвратила исконно русские приневские земли, были заложены основы русской армии и флота.
Вспомним это время и начнем викторину.
К игре вы подготовили приветствия, нарисовали эмблемы своей команды. Готовы ли вы к игре?
Участники игры: Да!!!
Представление команд
Жюри. Пятибалльная система оценивания.
Составление карты
Ведущий. Представьте, что мы с вами поднялись высоко в небо и парим над нашим городом. Что бы мы смогли увидеть? (Предположения детей). А как вы думаете, что может помочь нам увидеть наш город с высоты птичьего полета?
Участники игры. Карта.
Карта <Рисунок 1>, которая играет сегодня вместе с нами, не простая, она разделена на части. Чтобы мы смогли путешествовать, каждой команде предстоит найти правильное место одной части карты так, чтобы карта соединилась.
Участники игры. Получают по одной части карты и стараются найти ее место относительно, прикрепленной заранее, центральной части с Заячьим островом.
Жюри. За правильно найденное место части карты команда получает 1 балл. Команда, выполнившая задание первой получает дополнительный балл.
Ведущий. В следующем конкурсе каждой команде будут предложены вопросы по истории и культуре Петербурга. Вопросы разной степени сложности: на 1, 2 и 3 балла. Степень сложности вопроса выбирает команда. На обдумывание ответа дается пол минуты. Если команда затрудняется с ответом, то остальные команды могут заработать очки на вопросе соперника.
Общие вопросы к викторине “Возвращение приневских земель”
(Исток Невы – Ладожское озеро. СПб расположен в месте впадения (устье) Невы в Финский залив Балтийского моря.)
(Пять рукавов: Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка).
(16 мая 1703 года по плану Петра I на Заячьем острове была заложена крепость Санкт-Питербурх. Позже, название крепости стало именем города, быстро росшего под защитой крепости. Крепость же получила название Петропавловской, т. к. в ней был заложен собор святых Петра и Павла)
(К этому времени на приневских территориях не было заводов, фабрик, больниц, школ, театров, музеев, т. к. исконно русские земли были под властью шведов и мало заселены.)
(В 1700 году нашего города еще не существовало, поэтому русские инженеры, архитекторы, скульпторы не могли принимать участие в его строительстве.)
(3 балла)
(К 1700 году регулярная русская армия только создавалась. Солдаты были не обучены и плохо вооружены, поэтому русская армия не могла противостоять хорошо обученной и вооруженной шведской армии и терпела поражения в начале Северной войны.)
(Приневские земли издавна принадлежали России. Из Ладожского озера, по реке Неве в Балтийское море шел древний торговый путь “из варяг в греки”, по которому русские люди путешествовали в другие страны. Петр I ставил задачу: сделать Россию морской державой. Для этого нужно было освободить выход к Балтийскому морю, контролируемый шведами, и построить флот.)
(Шведы позволяли русским купцам плыть по Неве лишь до шведских городов, расположенных на приневских землях, где скупали русские товары за бесценок. Поэтому доход от русских товаров, ценимых в европейских странах, получали шведы.)
Ориентирование по схеме класса
Ведущий. В следующем конкурсе команды будут работать одновременно: каждой команде предстоит воспользоваться умением ориентироваться по схеме класса. Команды получают схемы класса <Рисунок 4> с указанием места, где спрятаны конверты с планами дельты Невы, схемами крепости и верфи-крепости.
Участники игры. Команды получают задания и знакомятся с ними, задают вопросы ведущему. Условия задания ставят игроков перед необходимостью сплочения, совместного поиска решения, взаимопроверки. Первая, правильно выполнившая задание команда, получает дополнительный балл.
Конкурс “Выбор места строительства крепости и верфи”
Ведущий. Мы с вами переносимся в 1703г. Идет Северная война со шведами за возвращение приневских земель России. Началась она жестоким поражением русских войск под Нарвой. Король Швеции Карл XII захватил все артиллерийские орудия у русской армии. Потери среди солдат и офицеров так велики, что никто из бывалых людей не рискнул бы продолжить войну. Карл XII уверен, что армия русских разбита наголову. Но Петр I относится к поражению как к уроку: “Какое же удивление старому, обученному, практикованному войску над таким неискусным сыскать викторию”. Он меняет тактику ведения войны. Русские войска захватывают шведские крепости в истоке и устье Невы. Чтобы удержать отвоеванные приневские земли, нужна крепость. Петр I для нее выбирает место в дельте Невы и спешит строить военный флот, чтобы защитить морские границы России.
В следующем конкурсе вам нужно сориентироваться в плане дельты Невы и, как Петру I, определить лучшие места для строительства крепости и верфи-крепости, отметив их на плане.
Конкурс оценивается по следующим критериям:
Самостоятельность в принятии решения.
Коллективность (вся или часть команды принимала участие, как распределяли обязанности).
Аргументированность (убедительность и логичность обоснования вашего выбора).
Историческая достоверность (знание места положения Петропавловской крепости и Адмиралтейства).
Любой ваш выбор должен быть аргументирован. Если выбранное вами место совпадает с решением Петра I, вам также необходимо обосновать ваш выбор. Если вы нашли более подходящее, по вашему мнению, место расположения крепостей и знаете, где располагались крепости по выбору Петра I, то укажите на карте оба варианта.
Участники игры. (При выполнении задания члены команд используют опыт выработки единой стратегии и распределения обязанностей).
Жюри. 3-х бальная система оценивания по каждому критерию.
Конкурс “Словесные портреты исторических личностей”
Ведущий. В этом конкурсе, кроме знаний, вам потребуются актерские способности. Представители команд выбирают карточку со словесным портретом исторической личности.
Ваша задача: подготовить текст и создать образ выбранной вами личности таким образом, чтобы она была узнаваема. Обратите внимание на ремарки к тексту.
Конкурс оценивается по следующим критериям:
Артистизм.
Коллективность (вся или часть команды принимала участие, как распределяли обязанности).
- Я – апостол, ученик Иисуса Христа. Мое имя в переводе с греческого означает “камень”. Я – хранитель ключей от рая. Среди других, есть у меня еще одна почетная обязанность – покровительство и защита одного из прекраснейших городов на Земле, названного моим именем. Назовите мое имя. (Апостол Петр) Читать спокойно, не спеша, отрешенно.
- Я – русский князь за великие и доблестные дела причисленный к лику святых. В 1240 году небольшая дружина новгородцев под моим предводительством разбила вооруженное до зубов шведское войско и сожгла их корабли. Приневские земли были спасены от шведского господства. Я – покровитель города, заложенного в устье реки Невы 4,5 века спустя. Назовите мое имя. (Александр Невский) Читать с чувством гордости, внутренней силы.
- Я – король Швеции. Мое войско – непобедимо, а шведский флот контролирует Балтийское море: ни один корабль, ни одна рыбацкая лодчонка не могут появиться в водах Невы или Балтийского моря без моего ведома. Я разрешил русским купцам везти свои драгоценные товары, высоко ценимые в Европе, - меха, кожу, восточные ткани, пеньку, сало, мед - только в шведские города, где мои купцы приобретают их за бесценок. Династия шведских королей почти 100 лет владеет приневскими землями и Невой. Я намерен увеличить территорию своего государства за счет русских земель и территорий других государств, сделав Балтийское море своим внутренним озером. Назовите мое имя. (Король Швеции Карл XII). Читать высокомерно, с иностранным акцентом.
- Я – русский царь, коронованный в 10-летнем возрасте. В России к этому времени не было ни регулярной армии, ни флота, не было заводов и фабрик, школ, больниц, театров, музеев. Большинство населения страны не умело читать и писать. Передо мной стояла задача: за короткий срок сделать Россию передовой богатой державой.
Еще мальчиком из своих сверстников я организовал потешные полки, ставшие основой будущего регулярного войска России.
Мы вместе с моими соратниками руководили войсками, отвоевавшими приневские земли у шведов. Здесь были построены крепости и верфи. Россия стала морской державой. В России появился военный и торговый флот.
Моим желанием и исторической необходимостью было построить на отвоеванной земле самый прекрасный, “подобный раю”, город – новую столицу России. Назовите мое имя.
(Император России Петр I) Читать громко, повелительно, гордо, с паузами: по-царски!
Жюри. 5-ти бальная система оценивания по каждому критерию.
Ведущий. Пока жюри подводим итоги и определяет победителя, я предлагаю подумать: какие конкурсы вам понравились больше всех.
Я уверена, что сегодня нет побежденных: в игре незримо присутствовал Петербург, мы могли путешествовать во времени и в пространстве по любимым местам и еще раз осознать – как дорог нам город, и как много нам еще нужно узнать о нем.
Спасибо всем за участие!
Ведущий награждает команды грамотами и наборами “Умная бумага” серии “Архитектурные памятники СПб”.
Результаты
В неформальном общении у детей снизилась психологическая усталость: после игры дети подвижны, эмоциональны, бодры, полны энергии и желания участвовать в следующих викторинах. Большинство детей удовлетворены своими результатами, или высказывают готовность победить в следующий раз.
Условия игры позволили детям активно общаться, проявить дружелюбие, сотрудничество, волю к победе, заинтересованность в общем результате.
Выполняя задания конкурсов, дети испытывали необходимость в совместном поиске решений и выработке единой стратегии деятельности.
ВыводыТема викторины способствует развитию живого интереса детей к родному городу и его истории, что повышает образовательную мотивацию этой темы; может способствовать духовному сближению членов семьи, предполагая возможность совместных прогулок по городу; содействует развитию патриотизма.
Игровая форма помогает развитию волевых качеств, образного мышления, памяти, внимания, творческого потенциала ребенка.
Групповая работа способствует созданию коллектива и осознанию ребенком своего места в нем; способствует развитию коллективного творчества.
Задания с элементами двигательной нагрузки позволяют уменьшить гиподинамию и способствуют созданию положительного эмоционального настроя.