Цели:
- Обеспечить актуализацию, расширение и закрепление знаний учащихся о написании имен собственных, формирование умения разграничивать имена собственные и нарицательные.
- Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, осознанию учащимися ценности полученных знаний.
- Создать условия для развития умения осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.
- Содействовать развитию интереса к истории своего имени, фамилии, рода.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Все ли готовы к уроку? Сегодня нам предстоит непростой урок. Не будем же терять ни минуты. Желаю всем удачи!
2. Актуализация субъективного опыта.
- Совсем недавно один мальчик поздравил меня с Днем учителя – прислал открытку с поздравлением. Мне было очень приятно такое внимание. Но этот случай и обрадовал и в то же время огорчил. Я покажу копию отрывка из этого послания, а вы подумайте, что могло меня смутить:
“Уважаемая ирина владимировна! Поздравляю вас с Днем учителя! Желаю здоровя и успехов во всем”.
- Действительно, он сделал две ошибки. А какая же из них больше всего меня расстроила? Конечно, написание имени с маленькой буквы. Это может обидеть любого человека. Как вы думаете, почему?
Вот сегодня на уроке мы и поговорим о правильном написании фамилий, имен, отчеств людей (тему урока вывесить) и постараемся выяснить, почему так обидно, когда твое имя пишут неправильно.
- Запишите дату, вид работы и каждый пусть
запишет свое полное имя.
- Откуда пришли ваши имена? Что они означают? А
если вы не знаете этого, вам поможет наш
консультант (подготовленный ученик).
3. Изучение нового материала.
1) Историческая справка.
Издревле на Руси считали, что имя влияет на судьбу человека. Родители держали в секрете имя, данное ребенку при крещении, пытаясь обмануть злых духов. И многие люди имели прозвище, например: Смирный, Паук, Шестак, Мясоед, Нехорошко и др. Было обычным явлением, когда истинное имя человека узнавали только на его похоронах. Обычай скрывать свое имя историки находят почти у всех народов мира.
2) Словарная эстафета.
Формируются две команды по 4 человека, 2 эксперта, судья. Члены команды по очереди бегут к стулу, на котором лежит список словарных слов, внимательно читают 1 слово, бегут обратно и записывают его на доске. В конце эстафеты эксперты проверяют правильность написанных слов, судья сообщает о допущенных ошибках и присуждает победу.
1список | 2 список |
Анна | Алла |
Сергей | Олег |
Филипп | Тамара |
Лилия | Леонид |
3) Грамматические задания к 1-му списку слов (повторение и закрепление изученного ранее).
а) Запишите столбик имен.
б) Разделите на слоги, поставьте ударение.
Есть ли среди имен слово, деление для переноса которого отличается от слогоделения? Какое это слово? (Лилия) Почему? Какое правило применимо в этом случае? (Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке при переносе).
в) Чем еще интересно это слово – Лилия? (Означает еще и растение).
Составьте предложение, в котором будут слова лилия и Лилия. (Например: В саду у Лилии растут лилии.) Выделите основу предложения.
4) Этимологическая справка.
- А теперь вернитесь на строчку, где вы написали свое имя, и запишите рядом с именем свою фамилию. Кто из вас знаком с историей своей фамилии?
- Знаете ли вы, что еще лет 200 назад у большинства людей и фамилий-то не было. Говорили: Иван, Петров сын или Николай, Сидоров сын. Отсюда и пошли фамилии: Иванов, Петров, Сидоров, Климов.
Другие фамилии образовались от прозвищ. Если человек был очень силен, его могли прозвать Быком, и фамилия получалась – Быков. От прозвища Беляк – Беляев, Воробей – Воробьев.
Некоторые фамилии возникли от названия профессий (Плотников, Кузнецов), некоторые - от названия мест, где жил человек (Москвин).
Но многие фамилии “разгадать” очень трудно, потому что в их основе лежат старые русские слова. Например, фамилия Ушаков происходит от слова “ушак” - человек небольшого роста. Фамилия Жданова – от глагола ждать. Так называли ребенка, которого очень ждали.
Ваше задание – спросить у старших, каково происхождение вашей фамилии.
4. Первичная проверка понимания изученного.
- Давайте вместе придумаем фамилии от имени
Иван.
- Попробуйте определить, как появились эти
фамилии: Васильев, Попович, Малышев, Печников.
Выборочный диктант. Задание: выпишите имена собственные.
Маленький Пушкин читал книги не только на русском, но и на французском языке. Николай Носов до того, как стать писателем, сменил множество профессий: продавал газеты, был землекопом, возчиком бревен и даже постановщиком фильмов. Однажды Агния Барто получила письмо от маленькой девочки, в котором она писала: “Я Вас очень люблю и оборачиваю в бумагу. Когда Вы порвались, я Вас склеивала”.
- Сверьте написанное с образцом (демонстрация
образца учителем).
- Что связывает эти имена между собой? Что у них
общего? (Их произведения любят дети.)
Физминутка.
Загадка от Захара Загадкина: “Что есть у русских, но нет ни у англичан, ни у немцев, ни у французов?” Подсказка: Сравните – Алексей Николаевич Толстой и Шарль Перро.
- Правильно, это отчество. У нас всех тройное имя и это очень красиво звучит. Назовите свое имя и отчество. А как образуются отчества? (От имени отца. Отсюда и слово “отчество”. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества.)
5. Проверка домашнего задания.
- Дома вы вместе с родителями проводили исследование на тему “Почему меня так назвали”. Кто готов рассказать о ходе и результатах своей работы?
- Спасибо за старание и ответственность, которые вы проявили. И думаю, теперь вы поняли, что имя дается нам не спроста, с ним связаны надежды наших родителей на то, что вы станете хорошими, счастливыми людьми, и что выбирают родители имена с большой любовью к своим детям. Наши отчества – дань уважения нашим отцам, а фамилии – нашим далеким предкам. И наша с вами задача – беречь свое имя, знать его историю, гордиться им и уважительно относиться к чужому имени.
6. Подведение итогов урока.
- Теперь понятно, почему я так обиделась на то,
что мое имя написали неверно? (Проявление
неуважения)
- Какое же правило поможет нам на письме выразить
уважение к имени человека?
(“Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы”.С.37)
7. Инструктаж о выполнении домашнего задания.
Упр.78, стр.44 (Полякова А.В. Русский язык.2 класс. – М.: Просвещение, 2008). В упражнении названы имена, отчества и фамилии космонавтов. Вам нужно списать только их имена и фамилии, подчеркнуть прописные буквы. Подумайте, от каких имен образованы отчества.
8. Рефлексия.
Работа с Деревьями знаний. Дети оценивают свою работу на уроке, рисуя на ветке дерева: яблочко - дело прошло полезно, плодотворно; листик – не все получилось, но я старался; почка – не смог справиться, еще нужно поработать.
- Спасибо всем за урок. Урок окончен.