Урок математики в 4-м классе по теме "Площадь прямоугольного треугольника"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Научить находить площадь прямоугольного треугольника.
  • Установить взаимосвязи между площадью прямоугольника и прямоугольного треугольника, прямоугольного треугольника и его катетами.
  • Развивать умение строить прямоугольники, проводить диагональ, сравнивать треугольники.
  • Воспитывать взаимоуважение в группах, прививать интерес к математике.

Оборудование: интерактивная доска Smartboard 608, маркерные доски у учащихся, набор прямоугольников различных по площади, ножницы, линейки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Разминка (устный опрос)

На доске задание.

- Какие виды углов вы знаете?
- Какой треугольник называется равносторонним, равнобедренным, разносторонним, прямоугольным?

Учитель: А Вы знаете, как называются стороны в прямоугольном треугольнике?

Следующее задание поможет узнать новое понятие о треугольнике.

Найдите значения выражений.

Ответы расставьте в порядке возрастания.

Ученики работают на маркерных досках. Проверка осуществляется на доске инструментом “ластик” (стираются облака, появляется правильный ответ, буквы перетаскиваются в соответствии с заданием).

III. Открытие новых знаний.

Учитель: Какое слово получилось?

Ученики: катет.

- Что обозначает это слово? Посмотрите в толковом словаре его значение.

Катет,-а, м.р.В математике одна из двух сторон, образующих прямой угол в прямоугольном треугольнике.

Работа по учебнику “Моя математика” 1 часть с.94 № 1.

-Найдите в учебнике прямоугольные треугольники, красным карандашом обозначьте катеты.

(на доске слайд 1 ученик выделяет прямые углы, обозначает катеты, используя инструмент “перо”)

IV. Работа по учебнику “Моя математика” 1 часть с.94 № 3.

Учитель: Постройте прямоугольник с заданными сторонами, вычислите его площадь. Как можно разделить прямоугольники на две равные части?

Проведите диагональ, разрежьте, как показано на доске.

Учитель: Сколько фигур получилось?
Ученики: Две.
Учитель: Как они называются?
Ученики: Прямоугольные треугольники.
Учитель: Одинаковы ли они по площади?
Ученики: Да.
Учитель: Какую часть прямоугольника составляет каждый из них?
Ученики: 1/2

Проблемный вопрос

Учитель: Сможете ли вы найти площадь прямоугольного треугольника?

Ученики: площадь прямоугольника находится умножением длины на ширину, а прямоугольный треугольник составляет 1/2 площади прямоугольника, значит надо длину умножить на ширину и разделить на 2.

(150 * 50): 2 = 7500: 2 =3500 мм.кв.

Учитель: Назовите тему нашего урока.

Какую цель вы поставите перед собой?

Ученики: Площадь прямоугольного треугольника.

Научиться находить площадь прямоугольного треугольника.

Учитель: Вспомните, как называются стороны, образующие прямой угол в прямоугольном треугольнике?
Ученики: Катеты.
Учитель: Сформулируйте правило, как найти площадь прямоугольного треугольника.
Ученики: Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника нужно перемножить катеты и разделить полученную величину на два.

V. Физминутка. Много ль надо нам, ребята.

Много ль надо нам, ребята
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом ещё кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень очень
Развесёлый чудачок.

VI. Самостоятельная работа по учебнику “Моя математика” 1 часть с.95 №5

Учитель: Можно ли сказать, что, разрезав любой прямоугольник по диагонали, мы получим два равных прямоугольных треугольника?

Работа в группах по 4 человека. На столах у ребят 4 разных по размеру и цвету прямоугольника. Алгоритм действий просматривают на доске из видеоролика. Затем выполняют самостоятельно, делают вывод.

Учитель: Для любого ли прямоугольного треугольника это подходит?
Ученики: Если любой прямоугольник разрезать по диагонали, то полученные прямоугольные треугольники будут равны.

VIII. Закрепление.

Учитель: На одной из математических экскурсий вы протаптывали на свежевыпавшем снегу прямоугольники.

У каждой группы было задание :

  1. Протоптать прямоугольник;
  2. Подсчитать количество шагов по длине и ширине,
  3. Вычислить периметр и площадь прямоугольника;
  4. Протоптать диагональ в прямоугольнике.

- Исходя из темы нашего урока, вычислите площади треугольников, полученных после протаптывания диагоналей (ученики работают в группах, продолжают работу по нахождению площади прямоугольного треугольника, ответы заслушиваются).

IX. Рефлексия.

Учитель: Назовите ключевые слова урока.
Ученики: Площадь, катеты, гипотенуза, диагональ

X. Итог урока.

Учитель: Чему новому вы сегодня научились на уроке?

Что было сложным, что интересным?

Д.З. “Моя математика” 1 часть с.95 № 7в), №8.

Приложение.