Урок русского языка во 2-м специальном (коррекционном) классе по теме "Различение слов с согласными Д-Т"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжать знакомство со звонкими и глухими согласными;
  • формировать умение правильно писать слова со звонкими и глухими согласными.

Задачи:

  • дать понятие о дифференциации звуков и букв д – т;
  • развивать фонематическое восприятие, уточнение произношения звуков д-т;
  • обогащать словарный запас; формировать навыки аккуратного письма;
  • воспитывать усидчивость, самостоятельность; прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения.

Оборудование:

  • предметные картинки,
  • цветные мелки,
  • цветные карандаши,
  • таблица слогов,
  • сигнальные карточки,
  • два картонных домика для игры.

Ход урока.

1. Организация класса.

Рапорт дежурного о готовности класса к уроку, посадка.

Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь все удобнее,
Начнём скорей урок.

2. Повторение пройденного материала.

- Из чего состоят слова? (Из звуков.)

- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)

- Какие бывают согласные? (Звонкие и глухие.)                 

-Назовите парные звонкие и глухие согласные.

3. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся.

4. Сообщение темы и цели урока.

  • Выделение парных согласных звуков, из слов по предметной картинке (в начальной позиции) например: дрова, труба.
  • Уточнение произношения звука: д (с голосом); т (без голоса). Тактильное ощущение вибрации при произнесении звука д.
  • Игра с флажками.
    - Учитель четко произносит слова: дуб, лошади, уточка, ледяной, удочка, прудик, прутик, тень, день, двор, катушка, кадушка.
    - Учащиеся поднимают флажки соответствующего цвета: звук д – голубой флажок; звук т – синий флажок.
  • Запись слогов под диктовку.
    Записать слоги: та-да, то-до, ту-ду.
  • Минутка-чистоговорка.

    Та-та-та - горячая плита.
    Да-да-да - в банке вода.
    Ту-ту-ту - улицу мету.
    Ду-ду-ду - домой иду.
    Ди-ди-ди - домой иди.
    Ти-ти-ти - на Луну лети.
  • Работа по таблице.

    - Задание: заменить звонкую согласную д парной глухой т по образцу. Записать в тетрадь. Подчеркнуть д – двумя чертами, т – одной чертой.

Образец: доска – тоска

дрова - ....  плоды - ....

Даня - .....  дочка - ......

дом - .....   уточка - ....

- С одной парой слов составить и записать предложения.

У Бори в руках удочка.
На пруду плавает уточка.

5. Физминутка с речевым сопровождением.

В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно дверь.
Если влезть захочет вор,
Он не попадет во двор.
Здесь живет малышка Таня,
И её братишка Даня.
В руках у Тани – уточка,
А у Дани дудочка.

6. Закрепление полученных знаний.

  • Игра «Доскажи словечко».

Учитель читает стихотворение, выделяет голосом слово с глухим согласным т, дети показывают карточку с буквой т, затем называют слово – пароним, показывают карточку с буквой д.

Назовем мы книжку «том».
Для жилья построим…… (дом).

Вот тележка-это тачка.
Дом в саду зовется ……..    (дачка).

Я в тетрадке – ставлю точку.
Мама любит свою ……… (дочку).

По реке плывут плоты.
Зреют на ветвях ………… (плоды).

Нитку сматывай с катушки.
Воду черпай из………….. (кадушки).

Город называем – « Тверь»,
В доме открываем …….. (дверь).

Соловей выводит трель.
Слесарь в сеть включает … (дрель).

Архитекторы – творцы.
Строят чудные…………… (дворцы).

7. Провести 1-2 минутную паузу с выполнением упражнений для глаз.

8. Самостоятельная работа.

  • Упражнение №16, стр.38. Учащиеся выполняют упражнение, выделяют согласные д – т.
  • Коллективная проверка.
    - Назвать буквы, которые подчеркнули.

9. Игра «Найди картинке её домик».

  • Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и кладет картинку в соответствующий кармашек.
  • Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены.

     д

    т

 дачка

тачка

 катушка     

кадушка

 дочка

точка

 душ

тушь

  • Составить и записать предложений с одной из пар слов.

    У мамы дочка.
    В конце предложения ставится точка.

10. Разбор и запись домашнего задания.

Упражнение 17, стр.48. Упражнение разбирается в классе.

11. Подведение итогов урока.

- Какие парные согласные выделяли сегодня на уроке?

- Какое задание было самым трудным? Какое задание показалось самым интересным?

  • Оценки за урок.