Цели:
- продолжать знакомство со звонкими и глухими согласными;
- формировать умение правильно писать слова со звонкими и глухими согласными.
Задачи:
- дать понятие о дифференциации звуков и букв д – т;
- развивать фонематическое восприятие, уточнение произношения звуков д-т;
- обогащать словарный запас; формировать навыки аккуратного письма;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность; прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения.
Оборудование:
- предметные картинки,
- цветные мелки,
- цветные карандаши,
- таблица слогов,
- сигнальные карточки,
- два картонных домика для игры.
Ход урока.
1. Организация класса.
Рапорт дежурного о готовности класса к уроку, посадка.
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь все удобнее,
Начнём скорей урок.
2. Повторение пройденного материала.
- Из чего состоят слова? (Из звуков.)
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)
- Какие бывают согласные? (Звонкие и глухие.)
-Назовите парные звонкие и глухие согласные.
3. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос учащихся.
4. Сообщение темы и цели урока.
- Выделение парных согласных звуков, из слов по предметной картинке (в начальной позиции) например: дрова, труба.
- Уточнение произношения звука: д (с голосом); т (без голоса). Тактильное ощущение вибрации при произнесении звука д.
- Игра с флажками.
- Учитель четко произносит слова: дуб, лошади, уточка, ледяной, удочка, прудик, прутик, тень, день, двор, катушка, кадушка.
- Учащиеся поднимают флажки соответствующего цвета: звук д – голубой флажок; звук т – синий флажок.
- Запись слогов под диктовку.
Записать слоги: та-да, то-до, ту-ду.
- Минутка-чистоговорка.
Та-та-та - горячая плита.
Да-да-да - в банке вода.
Ту-ту-ту - улицу мету.
Ду-ду-ду - домой иду.
Ди-ди-ди - домой иди.
Ти-ти-ти - на Луну лети.
- Работа по таблице.
- Задание: заменить звонкую согласную д парной глухой т по образцу. Записать в тетрадь. Подчеркнуть д – двумя чертами, т – одной чертой.
Образец: доска – тоска
дрова - .... плоды - ....
Даня - ..... дочка - ......
дом - ..... уточка - ....
- С одной парой слов составить и записать предложения.
У Бори в руках удочка.
На пруду плавает уточка.
5. Физминутка с речевым сопровождением.
В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно дверь.
Если влезть захочет вор,
Он не попадет во двор.
Здесь живет малышка Таня,
И её братишка Даня.
В руках у Тани – уточка,
А у Дани дудочка.
6. Закрепление полученных знаний.
- Игра «Доскажи словечко».
Учитель читает стихотворение, выделяет голосом слово с глухим согласным т, дети показывают карточку с буквой т, затем называют слово – пароним, показывают карточку с буквой д.
Назовем мы книжку «том».
Для жилья построим…… (дом).
Вот тележка-это тачка.
Дом в саду зовется …….. (дачка).
Я в тетрадке – ставлю точку.
Мама любит свою ……… (дочку).
По реке плывут плоты.
Зреют на ветвях ………… (плоды).
Нитку сматывай с катушки.
Воду черпай из………….. (кадушки).
Город называем – « Тверь»,
В доме открываем …….. (дверь).
Соловей выводит трель.
Слесарь в сеть включает … (дрель).
Архитекторы – творцы.
Строят чудные…………… (дворцы).
7. Провести 1-2 минутную паузу с выполнением упражнений для глаз.
8. Самостоятельная работа.
- Упражнение №16, стр.38. Учащиеся выполняют упражнение, выделяют согласные д – т.
- Коллективная проверка.
- Назвать буквы, которые подчеркнули.
9. Игра «Найди картинке её домик».
- Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и кладет картинку в соответствующий кармашек.
- Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены.
д |
т |
дачка |
тачка |
катушка |
кадушка |
дочка |
точка |
душ |
тушь |
- Составить и записать предложений с одной из пар слов.
У мамы дочка.
В конце предложения ставится точка.
10. Разбор и запись домашнего задания.
Упражнение 17, стр.48. Упражнение разбирается в классе.
11. Подведение итогов урока.
- Какие парные согласные выделяли сегодня на уроке?
- Какое задание было самым трудным? Какое задание показалось самым интересным?
- Оценки за урок.