Цель:
- Познакомить с первыми весенними цветами и особенностями их цветения;
- Учить узнавать их среди других цветов;
- Расширять и обогащать словарь;
- Работать над построением предложения и связной речи;
- Развивать познавательный интерес;
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: “Красная книга”, карточки со словами и предложениями, рисунки животных и растений (нора, гнездо, берлога, логово, дупло, зима, весна, лето, осень, март, прель, май, подснежник и т.д.)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Беседа по вопросам.
- Какие изменения происходят ранней весной в
жизни животных? (появляются детеныши)
- Прочитайте слова (нора, берлога, логово, дупло)
на доске и назовите одним словом, что они
обозначают (жилища).
- Зачем животным жилище? (для продолжения рода,
для зимовки, хранилище для еды).
- Действительно, животным нужно жилище, чтобы перезимовать и продолжить свой род: Одни, например, кабаны, устраивают логово для своих поросят и потом долго им не пользуются, детеныши, имея защитный цвет, рано следуют за матерью. Другие устраиваются в берлоге (медведь) и тоже покидают ее и не возвращаются до зимы. Третьим нужно соорудить гнездо (орел), а кто-то отыскивает дупло (белка). Для нее дупло не только жилье, но и кладовка.
2. Практическое задание.
- Расселите животных по своим домикам и
назовите их детенышей. Кто же остался без дома?
(олень, заяц, кукушка). Почему?
- В какой сказке ласточка зимовала в норке у
мышки? (“Дюймовочка”)
- Может ли такое быть?
III. Подготовка к восприятию нового материала.
1. Беседа.
- В какое время года, в основном, у животных
появляются детеныши?
- Назовите животных, у которых детёныши (птенцы)
появляются в другое время года.
(Дети уже имеют информацию по данному вопросу с других уроков и могут сообщить, что у зайчих появляются зайчата и осенью, зовут их листопаднички. Такое позднее появление их на свет связано с тем, что очень многие зайчата погибают, являясь добычей хищников. У клестов появляются птенцы в суровые морозы. Это связано с обилием корма в это время. Ведь клесты выкармливают птенцов кашицей из семян шишек)
- Какому времени года “принадлежат” такие
месяцы: март, май, апрель?
- Расположите их по порядку.
2. Работа с карточками у доски.
- У меня есть 4 картинки: “Цветение вербы”,
“Ледоход”, “Прилет ласточек”, “Цветение
сирени”.
- Какую картинку следует “подарить” каждому из
3-х месяцев? (Дети предлагают варианты)
- У нас на Кубани эти явления происходят раньше,
поэтому распределим картинки иначе:
“Цветение сирени” подарим маю.
- Это, действительно, самый “цветочный” месяц.
Недаром пословица говорит: “Март с водой, апрель
с травой, а май с цветами”.
- Какой сейчас месяц?
- О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
IV. Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, щечку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хочет Хомка сильным стать!
V. Новый материал.
1. Сообщение темы и целей.
- Во все времена люди радовались цветам,
особенно первым, воспринимая их как победителей
холодной и жестокой зимы.
- Где могут расти цветы? (в саду – садовые, в
поле – полевые, в лесу – лесные).
2. Знакомство с первоцветами.
- Как вы думаете, где растут эти цветы? (На
доске рисунки: пролески, подснежники,
мать-и-мачеха, одуванчик, ландыш). Как они
называются? (Дети говорят, если знают)
- Один из этих цветов называется пролеска.
(Ученик читает стихотворение П. Соловьёва)
- Вы постарайтесь узнать на рисунке пролеску
по описанию, данному ему в стихотворении.
В лесу, где березки
Столпились гурьбой,
Пролески глянул глаз голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом подтянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
- Я вижу погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда,
Что это весна?
(Дети находят рисунок на доске и крепят к нему карточку-название)
- Цветок зацветает очень рано, в первый месяц весны (располагают его под табличкой “март”).
- Максим тоже приготовил стихотворение, в нем прозвучат названия несколько ранних цветов, один их них есть на доске. Запоминайте эти названия (ученик читает стихотворение).
Фиалки, медуницы
Весной в лесу цветут,
И звездочки кислицы
Белеют там и тут.
Маленький подснежник,
Весны сынок родной,
Доверчиво и нежно
Глядит на нас с тобой.
- Найдите этот цветок. Он тоже зацветает в марте. О нем есть загадка:
Под сугробом он растет
Снеговую воду пьет.
(Подснежник)
- Научное название галантус, от
греческого “гала” – молоко. Почему?
- А вот еще одна загадка. Название этого цветка
состоит из 3-х слов, и все они есть в загадке.
Он и мачеха, и мать.
Как цветочек этот звать?
(Мать-и-мачеха)
- Цветет он недолго, с появлением листьев увядает. Почему он так называется, расскажет нам легенда (рассказывает ученик).
У одной женщины умерла дочь, и она всю свою любовь схоронила с нею. С тех пор даже укутывает землю пушистой стороной листа. А падчерице совсем житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок всё тянется к теплу, к солнцу. Но только глянет на неё мачеха холодным взглядом, и увядает девушка цветок от неприятного взгляда и стужи.
- Этот цветок еще и тем интересен, что по нему можно часы проверять. В ясные дни он открывается в 9 часов утра, а закрывается в 6 часов вечера. А когда дождливо или пасмурно, он вовсе не раскрывается, “спит”. У него тоже есть научное название “туссиляго”, что в переводе с латинского – “кашель”.
- Как вы думаете почему? (Это лекарственное растение, им лечат простуду, кашель.)
3. Стихотворение о мать-и-мачехе (Т.А. Шорыгина. Цветы Какие они? Стр.12-13).
На проталинке первый цветок
Как же он беззащитен и мал –
Резкий ветер его трепал,
Пригибал его стебелек к земле,
Леденил в предрассветной мгле.
Но отважный цветок устоял.
Опущусь перед ним на колени
Прикоснусь к лепесткам рукой.
Сколько мудрости и терпенья
В этой капельке золотой!
- Этот цветок зацветает иногда даже в феврале (крепят дети карточку и название).
5. Рассказ об одуванчике.
На мать-и-мачеху похож цветок, который мы ежедневно мы видим в парке, его считают луговым, но он растет и в лесу. Этот цветок тоже раскрывается в 9 часов утра, закрывается в 6 часов вечера. Он тоже лечебный. Его используют при лечении желудочно-кишечных болезней, почек и печени. А древнегреческий врач Геофаст рекомендовал его сок от веснушек. Из стихотворения, которое прочтёт Ира, мы узнаем название цветка.
6. Стихотворение об одуванчике.
Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик первый молодой.
У него красивый золотистый цвет,
Он большого солнца маленький портрет.
7. Песня “Веснушки” (автор Ольга Орлова).
Проходила весна по опушке
Сквозь апрельские синие сны,
И тихонько светились веснушки
На лице у девчонки-весны.Веснушки, веснушки с лица у девчушки,
Упали на землю, смеясь,
И, радостно встретив подарок весенний,
Весна огоньками зажглась.Шла девчонка в зеленой юбчонке,
Голубою росою звеня,
И завидуя рыжей девчонке,
Незаметно вздохнула земля.И не зря в это вешнее утро
Там, где легкие ножки прошли,
Расцвели одуванчики, будто
Золотые веснушки земли.
8. Рассказ о ландыше.
Остался на доске рисунок еще одного цветка. Один из самых любимых, с очень приятным запахом. Зовут его... (ландыш майский). Ландыш – это тоже лекарственное растение и лечат им сердечные недуги. О нем сложено очень много стихов и песен, и даже есть “Праздник ландыша”. Его отмечают французы и немцы 1 мая. И стар, и млад приходят на праздник. Здесь парни дарят девушке, которая им нравится букетик ландышей, она, если парень ей тоже нравиться, прикрепляет букетик на грудь, а если он не нравиться, не берет букет. Этот цветок стал редко встречаться в лесу. Его внесли в Красную книгу как исчезающий вид. Следующий урок - урок труда и мы посадим ландыш в школьном дворе, пусть украшает клумбу, а затем изготовим с помощью аппликации эмблему “Берегите природу”.
VI. Закрепление.
- А сейчас проверим, что вы запомнили, насколько внимательными были.
- Почему так называют цветы: подснежник, мать-и-мачеха?
- По каким цветам в ясную погоду можно проверить часы?
- Отгадайте загадку.
На тонкой ножке висят белые сережки (ландыш)
VII. Работа с предложением.
- Прочитайте предложения, исправьте неточности
- Цветки одуванчика круглые, а цветки ландыша душистые (овальные).
- Подснежник белый, а мать-и-мачеха низкая (желтая).
VIII. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились?
- А закончить урок хочется стихотворением
Л.Николаенко:
Глаза распахните! Смотрите:
Растущая дико цветет земляника -
Не рвите!
И любку не рвите ночную фиалку.
Не делайте палку на случай
Из маленькой елки колючей.
Цветка не сорвите, а лучше скажите:
- Купальница, ландыш, лесная гвоздика,
Цветите! Не исчезайте растущие дико!