Урок ознакомления с окружающим миром по теме "Весна. Первоцветы"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить с первыми весенними цветами и особенностями их цветения;
  • Учить узнавать их среди других цветов;
  • Расширять и обогащать словарь;
  • Работать над построением предложения и связной речи;
  • Развивать познавательный интерес;
  • Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: “Красная книга”, карточки со словами и предложениями, рисунки животных и растений (нора, гнездо, берлога, логово, дупло, зима, весна, лето, осень, март, прель, май, подснежник и т.д.)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по вопросам.

- Какие изменения происходят ранней весной в жизни животных? (появляются детеныши)
- Прочитайте слова (нора, берлога, логово, дупло) на доске и назовите одним словом, что они обозначают (жилища).
- Зачем животным жилище? (для продолжения рода, для зимовки, хранилище для еды).

- Действительно, животным нужно жилище, чтобы перезимовать и продолжить свой род: Одни, например, кабаны, устраивают логово для своих поросят и потом долго им не пользуются, детеныши, имея защитный цвет, рано следуют за матерью. Другие устраиваются в берлоге (медведь) и тоже покидают ее и не возвращаются до зимы. Третьим нужно соорудить гнездо (орел), а кто-то отыскивает дупло (белка). Для нее дупло не только жилье, но и кладовка.

2. Практическое задание.

- Расселите животных по своим домикам и назовите их детенышей. Кто же остался без дома? (олень, заяц, кукушка). Почему?
- В какой сказке ласточка зимовала в норке у мышки? (“Дюймовочка”)
- Может ли такое быть?

III. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Беседа.

- В какое время года, в основном, у животных появляются детеныши?
- Назовите животных, у которых детёныши (птенцы) появляются в другое время года.

(Дети уже имеют информацию по данному вопросу с других уроков и могут сообщить, что у зайчих появляются зайчата и осенью, зовут их листопаднички. Такое позднее появление их на свет связано с тем, что очень многие зайчата погибают, являясь добычей хищников. У клестов появляются птенцы в суровые морозы. Это связано с обилием корма в это время. Ведь клесты выкармливают птенцов кашицей из семян шишек)

- Какому времени года “принадлежат” такие месяцы: март, май, апрель?
- Расположите их по порядку.

2. Работа с карточками у доски.

- У меня есть 4 картинки: “Цветение вербы”, “Ледоход”, “Прилет ласточек”, “Цветение сирени”.
- Какую картинку следует “подарить” каждому из 3-х месяцев? (Дети предлагают варианты)
- У нас на Кубани эти явления происходят раньше, поэтому распределим картинки иначе:

“Цветение сирени” подарим маю.

- Это, действительно, самый “цветочный” месяц. Недаром пословица говорит: “Март с водой, апрель с травой, а май с цветами”.
- Какой сейчас месяц?
- О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

IV. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, щечку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хочет Хомка сильным стать!

V. Новый материал.

1. Сообщение темы и целей.

- Во все времена люди радовались цветам, особенно первым, воспринимая их как победителей холодной и жестокой зимы.
- Где могут расти цветы? (в саду – садовые, в поле – полевые, в лесу – лесные).

2. Знакомство с первоцветами.

- Как вы думаете, где растут эти цветы? (На доске рисунки: пролески, подснежники, мать-и-мачеха, одуванчик, ландыш). Как они называются? (Дети говорят, если знают)
- Один из этих цветов называется пролеска. (Ученик читает стихотворение П. Соловьёва)
- Вы постарайтесь узнать на рисунке пролеску по описанию, данному ему в стихотворении.

В лесу, где березки
Столпились гурьбой,
Пролески глянул глаз голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом подтянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
- Я вижу погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда,
Что это весна?

(Дети находят рисунок на доске и крепят к нему карточку-название)

- Цветок зацветает очень рано, в первый месяц весны (располагают его под табличкой “март”).

- Максим тоже приготовил стихотворение, в нем прозвучат названия несколько ранних цветов, один их них есть на доске. Запоминайте эти названия (ученик читает стихотворение).

Фиалки, медуницы
Весной в лесу цветут,
И звездочки кислицы
Белеют там и тут.
Маленький подснежник,
Весны сынок родной,
Доверчиво и нежно
Глядит на нас с тобой.

- Найдите этот цветок. Он тоже зацветает в марте. О нем есть загадка:

Под сугробом он растет
Снеговую воду пьет.

(Подснежник)

- Научное название галантус, от греческого “гала” – молоко. Почему?
- А вот еще одна загадка. Название этого цветка состоит из 3-х слов, и все они есть в загадке.

Он и мачеха, и мать.
Как цветочек этот звать?

(Мать-и-мачеха)

- Цветет он недолго, с появлением листьев увядает. Почему он так называется, расскажет нам легенда (рассказывает ученик).

У одной женщины умерла дочь, и она всю свою любовь схоронила с нею. С тех пор даже укутывает землю пушистой стороной листа. А падчерице совсем житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок всё тянется к теплу, к солнцу. Но только глянет на неё мачеха холодным взглядом, и увядает девушка цветок от неприятного взгляда и стужи.

- Этот цветок еще и тем интересен, что по нему можно часы проверять. В ясные дни он открывается в 9 часов утра, а закрывается в 6 часов вечера. А когда дождливо или пасмурно, он вовсе не раскрывается, “спит”. У него тоже есть научное название “туссиляго”, что в переводе с латинского – “кашель”.

- Как вы думаете почему? (Это лекарственное растение, им лечат простуду, кашель.)

3. Стихотворение о мать-и-мачехе (Т.А. Шорыгина. Цветы Какие они? Стр.12-13).

На проталинке первый цветок
Как же он беззащитен и мал –
Резкий ветер его трепал,
Пригибал его стебелек к земле,
Леденил в предрассветной мгле.
Но отважный цветок устоял.
Опущусь перед ним на колени
Прикоснусь к лепесткам рукой.
Сколько мудрости и терпенья
В этой капельке золотой!

- Этот цветок зацветает иногда даже в феврале (крепят дети карточку и название).

5. Рассказ об одуванчике.

На мать-и-мачеху похож цветок, который мы ежедневно мы видим в парке, его считают луговым, но он растет и в лесу. Этот цветок тоже раскрывается в 9 часов утра, закрывается в 6 часов вечера. Он тоже лечебный. Его используют при лечении желудочно-кишечных болезней, почек и печени. А древнегреческий врач Геофаст рекомендовал его сок от веснушек. Из стихотворения, которое прочтёт Ира, мы узнаем название цветка.

6. Стихотворение об одуванчике.

Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик первый молодой.
У него красивый золотистый цвет,
Он большого солнца маленький портрет.

7. Песня “Веснушки” (автор Ольга Орлова).

Проходила весна по опушке
Сквозь апрельские синие сны,
И тихонько светились веснушки
На лице у девчонки-весны.

Веснушки, веснушки с лица у девчушки,
Упали на землю, смеясь,
И, радостно встретив подарок весенний,
Весна огоньками зажглась.

Шла девчонка в зеленой юбчонке,
Голубою росою звеня,
И завидуя рыжей девчонке,
Незаметно вздохнула земля.

И не зря в это вешнее утро
Там, где легкие ножки прошли,
Расцвели одуванчики, будто
Золотые веснушки земли.

8. Рассказ о ландыше.

Остался на доске рисунок еще одного цветка. Один из самых любимых, с очень приятным запахом. Зовут его... (ландыш майский). Ландыш – это тоже лекарственное растение и лечат им сердечные недуги. О нем сложено очень много стихов и песен, и даже есть “Праздник ландыша”. Его отмечают французы и немцы 1 мая. И стар, и млад приходят на праздник. Здесь парни дарят девушке, которая им нравится букетик ландышей, она, если парень ей тоже нравиться, прикрепляет букетик на грудь, а если он не нравиться, не берет букет. Этот цветок стал редко встречаться в лесу. Его внесли в Красную книгу как исчезающий вид. Следующий урок - урок труда и мы посадим ландыш в школьном дворе, пусть украшает клумбу, а затем изготовим с помощью аппликации эмблему “Берегите природу”.

VI. Закрепление.

- А сейчас проверим, что вы запомнили, насколько внимательными были.

  1. Почему так называют цветы: подснежник, мать-и-мачеха?
  2. По каким цветам в ясную погоду можно проверить часы?
  3. Отгадайте загадку.

На тонкой ножке висят белые сережки (ландыш)

VII. Работа с предложением.

- Прочитайте предложения, исправьте неточности

  1. Цветки одуванчика круглые, а цветки ландыша душистые (овальные).
  2. Подснежник белый, а мать-и-мачеха низкая (желтая).

VIII. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились?
- А закончить урок хочется стихотворением Л.Николаенко:

Глаза распахните! Смотрите:
Растущая дико цветет земляника -
Не рвите!
И любку не рвите ночную фиалку.
Не делайте палку на случай
Из маленькой елки колючей.
Цветка не сорвите, а лучше скажите:
- Купальница, ландыш, лесная гвоздика,
Цветите! Не исчезайте растущие дико!