Участники: учащиеся 3 класса и классный руководитель.
Цели:
- формирование у воспитанников желания улучшать свои достижения – в учебе и поведении;
- продолжать работу над освоением детьми приемов самоанализа и самооценки своих действий и коллективно составить портрет ученика 3 класса.
Оборудование: проектор мультимедийный; карточки с буквами для выставления пословицы; солнышко, лучики со словами, тучки; карточки с правилами; бумажные фигурки человечков; словарь.
Дополнительная подготовка: презентация «Наша школа».
Ход занятия
1. Введение в тему.
На слайдах фотографии – школа и школьная жизнь: уроки, перемены, конкурсы, игры, праздники; учителя и ученики.
Звучит песня «Чему учат в школе» и презентация «Наша школа» (дети смотрят)
– Ребята, вам нравится ваша школа? (ответы детей)
– А что вы понимаете, когда слышите слово «школа»?
Учитель обобщает и систематизирует ответы учеников.
– Да, ребята, вы правы, наша школа – это талантливые учителя и старательные ученики. Так же вы правы, что главный труд учащихся – это учебная деятельность. А как известно, труд облагораживает человека, развивает и воспитывает.
– Вот мы сейчас и поговорим о том, какими качествами и компетенциями должен обладать ученик 3 класса, главный труд которого учеба. Результатом нашего занятия будет составленный вами портрет современного ученика 3 класса средней общеобразовательной школы.
2. Работа с пословицей «Ученье – свет, а неученье – тьма»
Из букв алфавита я выставила пословицу и закрыла ее. Постарайтесь открыть минимальное количество букв, и догадайтесь, что за пословица откроется перед вами.
– Кто объяснит смысл пословицы?
– С чем ассоциируются знания, учение? (свет)
– Что дает нам свет? (Предположительные ответы детей: добро, мудрость, знания.)
Ребята, а вот послушайте библейскую мудрость, она звучит по-другому, а смысл тот же или нет?
[Приложение] («Преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмой»).
– Есть вам что сказать?
3. Ассоциация.
– Обозначим знания и учебу солнышком. (На доске появляется солнышко без лучиков)
– Свое тепло нам дарит солнышко. Ребята, подумайте, а что лучистое солнышко-знание подарит всем тем людям, которые стремятся к знаниям? (Ответы ребят, к солнышку прикрепляются лучики со словами: радость, ум, интеллект, уверенность в себе, компетентность, общительность, индивидуальность и т.д.)
– А что тебе мешает в учебе? (лень, несобранность, невнимание, ит.д.)
На доске появляются тучки, закрывающие солнышко.
– Верно, ребята. Тучки мешают солнышку ярко светить, вот так и эти качества мешают главному труду ученика – учебе (образованию). Поэтому, к сожалению, нередко можно увидеть в школе хмурых, всегда всем недовольных, неуверенных в себе ребят.
4. Инсценирование.
– Ребята, вашему вниманию представляется инсценирование стихотворения замечательного, всеми вами любимого детского поэта Бориса Заходера «Вредный кот».
В этой сценке участвуют Илья и Сергей. Илья исполняет роль Вовы, а Сергей – роль Пети.
– Посмотрите, послушайте и подумайте, почему так говорят, будто Вова виноват?
«Вредный кот»
– Петь, здорово!
– Здравствуй, Вова!
– Как уроки?
– Не готовы…
– Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу…» –
«Что, пришел?
Уходи! – кричу коту. –
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид –
Ведь совсем как будто спит!
Но меня же не обманешь…
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь.
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
– А он?
– Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!
…
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»
(Высказывания ребят на поставленный вопрос).
– Ребята, закройте глаза и попробуйте заглянуть в себя. Задайте себе вопрос:
– А я…
– К чему может привести…
– Не будет ли это очередной «тучкой»?
Кот закроет солнышко-знание, а значит и помешает человеку стать образованнее и благороднее.
5. Зонтик откровений.
– У нас в классе есть зонтик откровений. Вы помните, что под ним нужно говорить откровенно, от всего сердца?
– Кто желает рассказать, какие чувства у тебя возникают, когда за свой труд ты получаешь хорошую отметку?
– А что у вас в душе происходит, если случилась неудача?
Вывод: очень важно уметь откровенно разговаривать с собой, с мамой, с учителем. И если ты старательно учишь правило или таблицу умножения, а у тебя не все получается, а может наоборот отлично складывается, то обязательно пооткровенничай с близкими тебе людьми (мама, папа, бабушка, учитель) и ты увидишь, что тучки, если они были, разбегутся, настроение станет солнечным и радостным. Ну, а если у тебя все получается, тогда ты порадуешь взрослых своими успехами.
6. Правила поведения
– Влияет ли поведение ученика на его учебную деятельность?
– Не секрет, что от вас в школе требуется соблюдение правил поведения. Я не сомневаюсь в том что вы их хорошо знаете.
– Для чего они нужны? Давайте вспомним. (Дети читают правила, заготовленные на листочках по номерам)
-
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным. -
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая. -
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем понятно. -
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать. -
На математике считают,
На перемене отдыхают. -
Будь прилежен на уроке,
Не болтай: ты не сорока. -
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать. -
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно руку. -
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты звонок. -
Когда звонок раздался снова –
К уроку будь готовым. -
Чтоб не тревожили врачи,
На перемене не кричи.
7. Работа с пословицей «Корень ученья горек, а плод его сладок»
– Прочитайте пословицу.
– Как вы понимаете ее смысл?
– Какие ассоциации вы бы получили, если смысл пословицы сопоставили с одним только словом?
– Замените одним словом, подходящим по смыслу. (Рассуждения детей)
– Ребята, я предлагаю связать со смыслом пословицы следующие слова:
НАСТОЙЧИВОСТЬ, ВОЛЯ, ТЕРПЕНИЕ
– Подумайте, почему?
– Правы мы или нет, рассудит толковый словарь Ожегова. (Учащиеся находят в словаре значение слов и убеждаются в синонимии)
– Скажите, легко или трудно ли воспитывать эти качества в себе?
– Ваше понимание этой пословицы?
– Послушайте замечательные строки В. Берестова о терпении. (Ученица читает стихотворение)
Если хочется пить, то колодец копай.
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.
– Вы согласны с автором строк?
– Вот сколько добрых дел, ребята, остается недоделанными, если не хватает терпения! А вот наши предки твердо знали: Доброделание требует долготерпения. Набраться терпения – часто слышим мы. Тогда наши надежды будут сбываться.
8. Составление портрета ученика 3 класса.
На доске заготовки символических человечков. У ребят заготовки одежды по принципу девочкам – одеть девочку, мальчикам – мальчика, фломастер. На одной заготовке пишут 2-3 слова, например: у девочки юбка – терпение, настойчивость, бантики – ум, интеллект и т.д.
– Каждый из вас пусть напишет одно слово – название качества, которое помогает тебе в учебном труде, поведении, которые помогут вам стать современным, компетентным и успешным школьником.
– Когда напишите, выходите к доске, и будем составлять портрет ученика.
– Итак, ребята, вот у нас получился портрет ученика 3 класса. И если пока не все так, как хотелось бы, какой мы вывод сделаем из сегодняшнего занятия?
Вывод: вот и получился портрет современного третьеклассника, который совершенствует себя через учебный труд, через постоянную работу над собой. Но нужно прилагать еще немало усилий, ребята! Недаром есть такая пословица: «Век живи, век учись».
– Спасибо за работу, дети. Занятие подошло к концу.