Доклад "Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе нравственного воспитания"

Разделы: Начальная школа


Введение

Воспитание – самостоятельный процесс, вносящий ему свойственный вклад в становление личности. Он возник едва ли не с возникновением человека и является одним из важнейших условий дальнейшего его развития. Преобразование социальной среды и нравственное становление личности – единый, взаимосвязанный процесс. В процессе нравственного воспитания формируется единство сознания и поведения, основу которых составляют убеждения, позволяющие личности совершать тот или иной поступок сознательно, т.е. с пониманием его целесообразности. Обусловливая поведение личности, нравственное убеждение принимает форму мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности. Для подлинно нравственной личности характерно единство мотивов и действий.

Актуальность темы. Необходимой предпосылкой в решении жизненных проблем является наличие определенных моральных качеств, свидетельствующих об отношении личности к обществу (коллективизм, патриотизм) труду и его результатам(трудолюбие, дисциплинированность, бережливость), к себе и другим людям(честность, доброта, принципиальность и другие). Нравственные качества личности взаимосвязаны и образуют систему. Целостное выражение они находят в характере личности. Сущность личности образуют ее социальные качества. В связи с этим нравственное развитие школьника – это становление его отношений, овладение опытом общественной жизни.

Объект исследования. Нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе нравственного воспитания.

Гипотеза. Процесс формирования ценностных ориентаций будет проходить успешнее, если в нравственном воспитании младших школьников учитывать следующие условия:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.
  2. Системный подход к решению задач воспитания.
  3. Совместная работа педагога с родителями.

Цель. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников.

Исходя из цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучение педагогической литературы по данной проблеме.
  2. Изучение ценностных ориентаций в системе нравственного воспитания.
  3. Опираясь на результаты экспериментального исследования разработать рекомендации для учителей начальных классов.

Методы исследования. В ходе исследования были применены следующие методы исследования: изучение педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за внеурочным процессом в младших классах; обработка полученных результатов исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы могут быть использованы учителями младших классов в воспитательной работе.

База исследования. Опытно – экспериментальной базой исследования явилась Хатылынская средняя школа Чурапчинского улуса. В ходе эксперимента участвовали дети 1 – 2 – 3 классов.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1.

Теоретические основы нравственного воспитания.

1. Сущность нравственного воспитания.

В духовной жизни общества особое значение приобретают нравственные отношения, регулирующие поведение людей. Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. В условиях школы этот процесс имеет целью воспитание подрастающих поколений в духе нравственных принципов, сформулированных в моральном кодексе, формирование моральных качеств. Для него характерно единство интеллектуальной, эмоциональной и волевой сторон развития личности. Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, но основные черты морального облика складываются в детском, подростковом и юношеском возрастах. В дальнейшем происходит уже не столько приобретение новых нравственных качеств, сколько усовершенствование приобретенных или исправление недостатков воспитания, в связи с чем в нравственном развитии большое место занимают самовоспитание и перевоспитание.

Нравственный облик человека, включающий как его внутренний мир, т. е. понимание им того, как и почему ему следует поступать так, а не иначе, так и внешнюю сторону его проявления, выражающуюся в суждениях, поступках и поведении, формируется в течение всей жизни. Это означает, что ребенок не рождается злым или добрым, ленивым или трудолюбивым, – все эти и другие качества, характеризующие нравственные черты личности, есть результат влияния и воздействия окружающей ребенка социальной среды и воспитания, при этом большую роль играет и практика его собственного опыта.

При характеристике нравственных качеств человека или тех требований, которые общество предъявляет к человеку и его поведению, употребляются понятия: "нравственность", "мораль". Например; мы постоянно сталкиваемся с такими сочетаниями, как "высоконравственный человек", "нравственное поведение " и т.п.

Понятия " нравственность ", " нравственный " применяется для

характеристики практически складывающихся отношений между людьми, совершаемых ими поступков и действий. Термин " нравственность ", " нравственный " применяется для характеристики практически складывающихся отношений между людьми, совершаемых

ими поступков и действий. Термин " нравственность " берет свое начало от слова нравы. По латыни нравы звучат как морас – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках (3, – 155 с).

Основой нравственности является мораль. Понятие " мораль" чаще всего характеризует требования, предъявляемые обществом к поведению человека, т.е. сложившиеся нормы и правила поведения, определяющие обязанности и отношения людей друг к другу и к обществу (7, – 101 с).

Мораль (лат. моралис – нравственный, от мос. мн. ч. морес – обычаи, нравы, поведение), нравственность – одна из важнейших форм общественного сознания (15, – 981.).Каждое общество имеет свою мораль. Современная мораль на Западе имеет в своей основе два основных идейных направления – религиозное и экзистенционалистское (экзистенциализм – философия существования). Религиозное направление исходит из божественного происхождения морали: ее заповеди являются неизменными, внеисторичными,пригодными для всех времен и народов. Растущий человек должен только усвоить их и применять во всех случаях жизни, всякое отступление греховно, карается богом (1, – 97с.).

Экзистенциализм так же отрицает прогресс в нравственности, хотя исходит из иных предпосылок. Эта философия дает как религиозное, так и атеистическое толкование сущности человека. Но оба направления сходятся на том, что сущность человека таинственна, непознаваема, неизменна и внесоциальна. Экзистенциализм проповедует искать причины неудач не в социальных условиях жизни, а в самом себе: только уход в себя есть подлинное существование (отсюда и его название: философия существования).

При всем современном неприятии марксистской философии надо признать, что она является одним из этапов развития философской мысли вообще. Она исторична и как всякое воззрение имеет несомненно положительные стороны. Одним из них является доказательство того, что мораль, как форма общественного сознания, не может быть вечной и неизменной. Мораль объективна, исторична и имеет классовый характер.

Процесс нравственного воспитания требует четкого представления о морали, нравственном сознании, нравственной воспитанности.

Мораль – это совокупность принципов, требований, норм и правил, регулирующих поведение человека во всех сферах его общественной жизни (1, – 98с.).

Нравственное сознание – это осознание личностью нравственных принципов,

требований, норм и правил поведения (1, – 98с.).

Нравственная воспитанность – уровень морального состояния личности, степень ее нравственного сознания и поведения (1, – 98с.).

Сам факт наличия у ребенка нравственного сознания, знания нравственных норм и правил еще не влечет за собой правильного морального поведения, нередко под влиянием противоречивых жизненных обстоятельств у людей, в том числе и у детей, происходит разрыв между нравственным сознанием и поведением. Поэтому нравственная воспитанность является как бы показателем единства сознания и поведения.

Нравственное воспитание – процесс достижения ребенком высокой нравственной воспитанности посредством педагогической организации всей его жизни, формирования нравственного сознания в единстве с поступками.

Продолжение статьи читайте здесь