Игра-конференция "Жемчужное ожерелье планеты" (внеклассное мероприятие, 8-й класс, география)

Разделы: География

Класс: 8


Учебно-воспитательные цели:

  1. Совершенствование и углубление знаний об озерах мира.
  2. Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся.
  3. Воспитание бережного отношения к родной природе.
  4. Решение проблемных вопросов, связанных с рациональным использованием водных ресурсов и их охраной.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация учителя.

Ход проведения игры-конференции

Ведущий 1: (слайд 2)

Окаймлённое кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
Озеро блестит.
Тишине и солнцу радо,
По равнине вод
Лебедей ручное стадо
Медленно плывёт;
Вот один взмахнул лениво
Крыльями - и вдруг
Влага брызнула игриво
Жемчугом вокруг.

(И.С.Никитин, “Утро на берегу озера”)

Озера, большие и маленькие, затерянные в лесной глухомани и жарких песках – истинное украшение природы. Щедро рассыпанные на Земле, они словно драгоценные жемчужины собраны в удивительное по красоте ожерелье, опоясывающее нашу планету.

Ведущий 2: Именно им, “жемчужинам планеты”, посвящаем мы нашу игру – конференцию и надеемся, что это будет конкурс эрудиции, находчивости, хорошего настроения

Представление команд и членов жюри

Выход участников сатирического театра охраны природы “СТОП”

Участники (выбегают со словами): “Стоп”, “Стоп”, “Стоп”!

Ведущий 1: Почему вы нас останавливаете?

Мы останавливаем? Ни в коем случае! Мы помогаем!

Ведущий 2: Хорошенькая “помощь”! Ни с того ни с сего кричите “Стоп”! Я даже забыла, что хотела сказать…

Участник: “Стоп”! Ведь это название нашего театра…

Участники (разворачивают плакат с названием театра):

Сатирический театр Охраны Природы.

Стоп – расхитителям,
Стоп – браконьерам!
Всем, кто Природу
Тратит без меры
Стоп – нерадивым,
Стоп – бюрократам!
Долг наш пред нею
Вырос стократно!..

Ведущий 1: Действительно, вопросы охраны окружающей среды с каждым днём волнуют всё большее число людей. Мы тоже сегодня поговорим об экологических проблемах и посмотрим выступление театра “Стоп”

Ведущий 2: Спасибо “Стоп”, до скорой встречи!

Ведущий 1: (слайд 3) А сейчас, давайте познакомимся условиями игры

Туры Раунды Название
1 1

2

3

Эрудит – лото:
“Самое, самое, самое…”
“Третий лишний”
“Что в имени твоем…”
2   Что? Где? Почему?
“Мир тайн и загадок”
3   Умники и умницы:
“Озёрный край России”

Ведущий 2: Первый тур нашей игры Эрудит – лото. “Книга рекордов Гинесса” - одно из самых популярных изданий, т.к. с давних времен у человека существовало заветное желание узнать, что в окружающем мире является самым, самым. Свои рекордсмены есть и у озер. Давайте назовем их. За каждый правильный ответ 1 балл (максимальное количество – 3,5 балла). Начинаем первый раунд

1 Раунд “Самое, самое, самое…”

  • Самое длинное пресноводное озеро? (Танганьика)
  • Самое древнее озеро? (Байкал)
  • Самое солёное озеро? (Мёртвое море-озеро)
  • Самое крупное озеро за Северным полярным кругом? (Таймыр)
  • Самое глубокое высокогорное озеро мира? (Сарезское)
  • Самое глубокое вулканическое озеро? (Крейтер)
  • Самое большое озеро Африки? (Виктория)
  • Самое глубокое из горных озёр? (Иссык – Куль)
  • Самое крупное из лагунных озёр? (Маракайбо)
  • Самое большое из высокогорных озёр? (Титикака)
  • Самый озерный материк? (Северная Америка)
  • Самое маленькое из системы Великих Американских озер? (Онтарио)
  • Самое большое карстовое озеро мира? (Преспа)
  • Самое холодное из системы Великих Американских озер? (Верхнее)

Ведущий 1: (слайд 4) Второй раунд нашей игры “Третий лишний”. На слайде даны 6 цепочек из трех озер. Каждая команда письменно дает ответ, определяя лишний объект, получает 0,5 балла (максимальное количество - 3 балла) Объясняют свой выбор устно (по 3 цепочки каждой команде). За правильный ответ 1 балл (максимальное количество - 3 балла).

2 Раунд “Третий лишний”

  1. Танганьика – Байкал – Эйр. (Танганьика и Байкал – это глубокие озера. У них постоянно большой объём пресной воды. В Эйр уровень воды меняется, в период дождей – это необозримое водное пространство, а в сухое время оно распадается на множество водоёмов или полностью пересыхает. Вода солёная.)
  2. Виннипег – Верхнее – Гурон (Верхнее и Гурон входят в систему Великих Американских озёр, которая находится на территории США и Канады, а Виннипег в эту систему не входит, располагается в Канаде.)
  3. Чад – Титикака – Эйр. (Чад и Эйр расположены в районе с недостатком влаги. Размеры и очертания их непостоянны, береговые линии на карте показаны пунктирной линией. Титикака – озеро высокогорное и глубокое)
  4. Виктория – Верхнее – Лобнор. (Виктория и Верхнее - большие по площади озёра. Верхнее уступает по площади только Каспийскому морю -озеру и является самым большим в Северной Америке, Виктория - самое большое озеро в Африке. Лобнор - небольшое, “кочующее” озеро.)
  5. Мертвое – Титикака – Сарезское. (Титикака и Сарезское - высокогорные. В них пресная вода. Мёртвое море – озеро располагается во впадине, оно солёное.)
  6. Финляндия – Саудовская Аравия – Швеция . (Финляндия и Швеция отличаются самой большой озёрностью в мире. Озёра занимают соответственно 9,4% и 8,6%. Саудовская Аравия - государство, территория которого занята пустынями. Озёр мало. Они солёные и небольшие.)

3 раунд: “Что в имени твоем…”

Ведущий 2: (слайд 5) У некоторых озёр целая череда имён. “Байкал” в переводе с тюркского - “богатое озеро”, с монгольского - большое озеро, с китайского - “северное море”. Балатон в народе прозвали “венгерским морем”. Переходим к 3 раунду: “Что в имени твоем…”. На слайде даны названия 12 озёр. Ваша задача - узнать озеро по его “второму имени”. Приготовьте набор цифр. За правильный ответ 1 балл. (Ведущий в ходе ответов убирает названные озера)

1. Телецкое 5.Ладожское 9. Балхаш
2. Лобнор 6.Виннипег 10.Иссык – Куль
3. Ньяса 7.Аральское 11.Онежское
4. Чад 8.Мёртвое 12.Селигер
  1. Это озеро ведёт название от тюркского “Остров”. (7)
  2. На поверхность этого озера всплывает асфальт и прозвали его “асфальтовое”. (8)
  3. У алтайцев его называют Алтынколь, что в переводе означает “золотое озеро”. (1)
  4. Следующее озеро в переводе с древнефинского языка звучит как “дымящееся”. (11)
  5. “Илистая вода” - так звучит название озера в перевод с индейского. (6)
  6. В переводе с языка банту название озера означает “великая вода”. (3)
  7. Название озера “Плессовое” пришло из древнефинского языка. (12)
  8. На языке местного населения зеро называют “Большое пространство воды”. (4)
  9. “Горячее” означает это озеро в переводе с киргизского. (10)

Ведущий 1: На этом 1 тур нашей игры завершен. Пока жюри подводит итоги, мы представляем сцену театру “Стоп”.

Участник 1: (звучит фонограмма песни Р.Паулса “Вернисаж”). Сегодня очень модно устраивать всевозможные выставки, вернисажы. Некоторые, за неимением залов, выставляют свои картины прямо на улицах города. А мы выставим свои картины перед вами, в этом зале , но они у нас не простые, а живые.

Участник 2: Приглашаем вас на выставку картин. Мы выбрали самые известные произведения живописи, вот только озвучим их сценками на экологические темы.

Картина “Три богатыря”

Илья Муромец: Эх, полюшко, поле! Не живо, ни мертво, ты стоишь будто после побоища…

Алеша Попович: Тут что – то написано: “Налево пойдешь – на химзавод попадешь… Прямо пойдешь – в запретной зоне пропадешь… На право пойдешь – на бездорожье костей не соберешь”. Ну и заехали мы!

Добрыня Никитич: Глядите, туча черная над полем стелется – не к добру это! Неужто силы темные, снова на Русь напасть хотят! Защитим, братцы, землю – матушку от ворогов! Не пощадим живота своего!..

Илья Муромец: Погоди, не горячись, Добрыня. То не туча ворогов, а дым из труб химзавода валит.

Алеша Попович: А, скажи, Илья Муромец, отчего так мертво это поле?

Илья Муромец: Так уж много лет на поле этом ничего не сажалось. Теперь на поле только бурьян и растет. Птицы разлетелись, звери разбежались!

Добрыня Никитич: Что же! Зря, значит, мы богатыри русские, поле у этих ворогов отбивали, кровушкой своей поливали?

Илья Муромец: Нет, не зря, Никита! А ну – ка, поворачивайте коней, поехали вече соберем! Видать опять наше время пришло – богатырское!..

Картина “Охотники на привале”

Охотник 1: Иду я, значит, по лесу, а на меня из кустов – волчище! Пасть – то! Глаза горят!..

Охотник 2: Ну, ты и хватил!

Охотник 1: Чего?

Охотник 2: А того, что волков в этих лесах уж лет сорок как истребили!

Охотник 3: Да не спорьте вы! Валяй дальше!

Охотник 1: Да… А этот волк… То есть, я вспомнил, это лиса была. Точно! Рыжая такая, хвостом туда – сюда! Я её на мушку взял…

Охотник 2: Ой, не могу! Он уже заговаривается

Охотник 3: Ну чего ты к нему пристал?

Охотник 2: А чего он! Может ты лес с зоопарком перепутал?

Охотник 1: Ничего я не перепутал…

Охотник 2: Вот в зоопарке звери ещё точно водятся. Мы их в разных странах закупаем, поскольку в наших лесах из животного мира, похоже, одни туристы остались.

Охотник 1: Может, я того…ну, в темноте перепутал? Ну, конечно! Это не лиса была. А этот, как его… с ушами. Он все от волка бегает

Охотник 3: Заяц, что ли?

Охотник 1: Точно. Косой такой…

Охотник 2: Не слушай ты его. Это он с мультфильмом спутал! Правда? Там ещё волк всё время кричит. “Ну, заяц, погоди!” Он у тебя так в лесу так не кричал.

Охотник 1: Ох, и скучный ты человек

Охотник 2: Не скучный, а трезвомыслящий

Охотник 1: Думаете, я не знаю, что наши леса пустые стоят .Да я и ружье – то с собой давно не ношу. – один чехол для виду. Что же мне и помечтать нельзя.

Охотник 2: Ладно, не сердись, у самого плохо на душе. Давай лучше порадуемся за тех, кто от нас, людей, уберегся!

Ведущий 1: (слайд 6) “Эврика!” - торжествующе воскликнул Архимед, поведав миру о своём открытии. Конечно, можно по-разному выражать эмоции в подобных случаях, но несомненно одно: никогда прежде наука не проникала так глубоко в тайны природы. Второй тур нашей игры “Мир тайн и загадок”.

Задачи эрудитов - постараться объяснить некоторые из загадок озёр. Время на подготовку ответа - 3 минуты.

  1. Телецкое – Байкал – Хубсугул. Что объединяет Байкал с этими двумя озёрами?
  2. Байкал прозрачен и чист. Кто поддерживает экологическое равновесие в Байкале? С какими живыми организмами это связано?
  3. Лобнор - “кочующее” озеро. Почему его так называют?
  4. Самотлор – Маракайбо: их особенность и проблема освоения?
  5. На карте Балхаш сине-сиреневый. Почему? С чем связано нарушение его водного режима?
  6. Чаны – “пульсирующее” озеро. Объясните, что это значит?

Жюри подводит итоги второго тура

Ведущий 2: Озёра являются истинным украшением древней земли Псковской. Заглянем вместе в таинственный мир озёр родного края и совершим по ним небольшое путешествие. Третий тур нашей игры называется “Озерный край России”

Участники театра “Стоп” задают вопросы участникам команд.

Правильный ответ -0,5 б (слайд 7)

Участник 1: Успели! Ну, у нас озёр, считать - не пересчитать.

Участник 2: Конечно! Недаром один из русских учёных назвал северо-запад России, где, кстати, находится наша область, “озёрным краем”. А кто это был?

Ответ: Семёнов - Тянь - Шанский)

Участник 1: Я где-то слышал, что она юге области находится озёрная система из трех озер. Забыл. Скажите, как их зовут?

Ответ: Жижицкое, Двинское, Велинское.

Участник 2: Их изучал отец русской лимнологии (учение об озёрах). Назовите его имя? Ответ: Анучин.

Участник 1: По подсчётам учёных на территории области 3700 озёр. Озёр не только много, но они разные и интересные. В области есть озеро более чем с 20-ю островами. На одном из них высадили обезьян. Назовите озеро?

Ответ: Язно

Участник 2: А какое озеро в области самое прозрачное?

Ответ: Глубокое

Участник 1: Примечательным данное озеро делает водяной орех – вымирающее реликтовое растение. В каком озере он растёт?

Ответ: Ворохобы

Участник 2: Но больше всего меня поражает Псковско-Чудской водоём. А вы знаете: (слайд 8)

  1. Какова его длина? (150 м)
  2. Наибольшая ширина? (50м);
  3. Оно занимает в Европе … место? (4);
  4. И по площади уступает озёрам..? (Ладожское, Онежское, Веннерн).
  5. Какое из озёр глубже: Псковское или Чудское? (Чудское)
  6. Какое озеро их соединяет? (Тёплое)
  7. Какая рыба проникает в озеро, её называют “вечным скитальцем”? (Угорь)
  8. Какое событие произошло здесь в 1242-м году? (Ледовое побоище)

Участник 1: Жаль, но я никогда не был на Полистовских озёрах. Это настоящий болотный край, поэтому туда сложно добраться (слайд 9) На какой низменности они расположены? (Приильменской)

Участник 2: В систему Полистовских озёр входят: Полисто, Дубец, Дулово, Алё, Цевло. Какое лишнее? (Алё)

Только в озере Полисто водится рыба? (чехонь)

Назовите самое голубокое из Полистовских озёр? (Дубец)

Какая рыба водится только в этом озере? (Карликовый лещ)

Участник 1: А сейчас, ребята, вам предстоит рассказать, что в последнее время происходит с озёрами Велье, Крипицкое. В чём их несчастье?

Участник 2: (слайд 10) Однако человек способен продлить жизнь водоёма. Попробуйте определить способы борьбы с негативными явлениями.

  1. Как бороться с зимними заморами?
  2. Как бороться с цветением воды?
  3. Как улучшить водный режим?
  4. Как оздоровить мелкие водоёмы?

Жюри подводит окончательные итоги.

Ведущий 1: Озеро удивительно само по себе. Сравнить его просто не с чем. У реки – конец и начало, её не окинешь взглядом от истока до устья. Она - вся движение. Река, где бы ты не стоял на ней. всегда разделяет, у неё два берега, Море вообще бесконечно, оно всегда старается убедить, будто ты стоишь на краю света. Озеро замкнуто, энергия его не видна, она где-то в глубине. Оно как бы объединяет вокруг себя местность и целые пространства. И только небо всё знает об озёрах. Озеро и есть частица неба, родившаяся для того, чтобы человек мог прикоснуться к нему ладонью или губами.

Использованная литература:

  1. Лесненко В.К. Псковские озёра. – Л.: Лениздат, 1988.
  2. Лесненко В.К. Мир озёр. – М.: Просвещение, 1989.

Презентация