Учебно-воспитательные цели:
- Совершенствование и углубление знаний об озерах мира.
- Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся.
- Воспитание бережного отношения к родной природе.
- Решение проблемных вопросов, связанных с рациональным использованием водных ресурсов и их охраной.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация учителя
.Ход проведения игры-конференции
Ведущий 1: (слайд 2)
Окаймлённое кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
Озеро блестит.
Тишине и солнцу радо,
По равнине вод
Лебедей ручное стадо
Медленно плывёт;
Вот один взмахнул лениво
Крыльями - и вдруг
Влага брызнула игриво
Жемчугом вокруг.
(И.С.Никитин, “Утро на берегу озера”)
Озера, большие и маленькие, затерянные в лесной глухомани и жарких песках – истинное украшение природы. Щедро рассыпанные на Земле, они словно драгоценные жемчужины собраны в удивительное по красоте ожерелье, опоясывающее нашу планету.
Ведущий 2: Именно им, “жемчужинам планеты”, посвящаем мы нашу игру – конференцию и надеемся, что это будет конкурс эрудиции, находчивости, хорошего настроения
Представление команд и членов жюри
Выход участников сатирического театра охраны природы “СТОП”
Участники (выбегают со словами): “Стоп”, “Стоп”, “Стоп”!
Ведущий 1: Почему вы нас останавливаете?
Мы останавливаем? Ни в коем случае! Мы помогаем!
Ведущий 2: Хорошенькая “помощь”! Ни с того ни с сего кричите “Стоп”! Я даже забыла, что хотела сказать…
Участник: “Стоп”! Ведь это название нашего театра…
Участники (разворачивают плакат с названием театра):
Сатирический театр Охраны Природы.
Стоп – расхитителям,
Стоп – браконьерам!
Всем, кто Природу
Тратит без меры
Стоп – нерадивым,
Стоп – бюрократам!
Долг наш пред нею
Вырос стократно!..
Ведущий 1: Действительно, вопросы охраны окружающей среды с каждым днём волнуют всё большее число людей. Мы тоже сегодня поговорим об экологических проблемах и посмотрим выступление театра “Стоп”
Ведущий 2: Спасибо “Стоп”, до скорой встречи!
Ведущий 1: (слайд 3) А сейчас, давайте познакомимся условиями игры
Туры | Раунды | Название |
1 | 1 2 3 |
Эрудит – лото: “Самое, самое, самое…” “Третий лишний” “Что в имени твоем…” |
2 | Что? Где? Почему? “Мир тайн и загадок” |
|
3 | Умники и умницы: “Озёрный край России” |
Ведущий 2: Первый тур нашей игры Эрудит – лото. “Книга рекордов Гинесса” - одно из самых популярных изданий, т.к. с давних времен у человека существовало заветное желание узнать, что в окружающем мире является самым, самым. Свои рекордсмены есть и у озер. Давайте назовем их. За каждый правильный ответ 1 балл (максимальное количество – 3,5 балла). Начинаем первый раунд
1 Раунд “Самое, самое, самое…”
- Самое длинное пресноводное озеро? (Танганьика)
- Самое древнее озеро? (Байкал)
- Самое солёное озеро? (Мёртвое море-озеро)
- Самое крупное озеро за Северным полярным кругом? (Таймыр)
- Самое глубокое высокогорное озеро мира? (Сарезское)
- Самое глубокое вулканическое озеро? (Крейтер)
- Самое большое озеро Африки? (Виктория)
- Самое глубокое из горных озёр? (Иссык – Куль)
- Самое крупное из лагунных озёр? (Маракайбо)
- Самое большое из высокогорных озёр? (Титикака)
- Самый озерный материк? (Северная Америка)
- Самое маленькое из системы Великих Американских озер? (Онтарио)
- Самое большое карстовое озеро мира? (Преспа)
- Самое холодное из системы Великих Американских озер? (Верхнее)
Ведущий 1: (слайд 4) Второй раунд нашей игры “Третий лишний”. На слайде даны 6 цепочек из трех озер. Каждая команда письменно дает ответ, определяя лишний объект, получает 0,5 балла (максимальное количество - 3 балла) Объясняют свой выбор устно (по 3 цепочки каждой команде). За правильный ответ 1 балл (максимальное количество - 3 балла).
2 Раунд “Третий лишний”
3 раунд: “Что в имени твоем…”
Ведущий 2: (слайд 5) У некоторых озёр целая череда имён. “Байкал” в переводе с тюркского - “богатое озеро”, с монгольского - большое озеро, с китайского - “северное море”. Балатон в народе прозвали “венгерским морем”. Переходим к 3 раунду: “Что в имени твоем…”. На слайде даны названия 12 озёр. Ваша задача - узнать озеро по его “второму имени”. Приготовьте набор цифр. За правильный ответ 1 балл. (Ведущий в ходе ответов убирает названные озера)
1. Телецкое | 5.Ладожское | 9. Балхаш |
2. Лобнор | 6.Виннипег | 10.Иссык – Куль |
3. Ньяса | 7.Аральское | 11.Онежское |
4. Чад | 8.Мёртвое | 12.Селигер |
- Это озеро ведёт название от тюркского “Остров”. (7)
- На поверхность этого озера всплывает асфальт и прозвали его “асфальтовое”. (8)
- У алтайцев его называют Алтынколь, что в переводе означает “золотое озеро”. (1)
- Следующее озеро в переводе с древнефинского языка звучит как “дымящееся”. (11)
- “Илистая вода” - так звучит название озера в перевод с индейского. (6)
- В переводе с языка банту название озера означает “великая вода”. (3)
- Название озера “Плессовое” пришло из древнефинского языка. (12)
- На языке местного населения зеро называют “Большое пространство воды”. (4)
- “Горячее” означает это озеро в переводе с киргизского. (10)
Ведущий 1: На этом 1 тур нашей игры завершен. Пока жюри подводит итоги, мы представляем сцену театру “Стоп”.
Участник 1: (звучит фонограмма песни Р.Паулса “Вернисаж”). Сегодня очень модно устраивать всевозможные выставки, вернисажы. Некоторые, за неимением залов, выставляют свои картины прямо на улицах города. А мы выставим свои картины перед вами, в этом зале , но они у нас не простые, а живые.
Участник 2: Приглашаем вас на выставку картин. Мы выбрали самые известные произведения живописи, вот только озвучим их сценками на экологические темы.
Картина “Три богатыря”
Илья Муромец: Эх, полюшко, поле! Не живо, ни мертво, ты стоишь будто после побоища…
Алеша Попович: Тут что – то написано: “Налево пойдешь – на химзавод попадешь… Прямо пойдешь – в запретной зоне пропадешь… На право пойдешь – на бездорожье костей не соберешь”. Ну и заехали мы!
Добрыня Никитич: Глядите, туча черная над полем стелется – не к добру это! Неужто силы темные, снова на Русь напасть хотят! Защитим, братцы, землю – матушку от ворогов! Не пощадим живота своего!..
Илья Муромец: Погоди, не горячись, Добрыня. То не туча ворогов, а дым из труб химзавода валит.
Алеша Попович: А, скажи, Илья Муромец, отчего так мертво это поле?
Илья Муромец: Так уж много лет на поле этом ничего не сажалось. Теперь на поле только бурьян и растет. Птицы разлетелись, звери разбежались!
Добрыня Никитич: Что же! Зря, значит, мы богатыри русские, поле у этих ворогов отбивали, кровушкой своей поливали?
Илья Муромец: Нет, не зря, Никита! А ну – ка, поворачивайте коней, поехали вече соберем! Видать опять наше время пришло – богатырское!..
Картина “Охотники на привале”
Охотник 1: Иду я, значит, по лесу, а на меня из кустов – волчище! Пасть – то! Глаза горят!..
Охотник 2: Ну, ты и хватил!
Охотник 1: Чего?
Охотник 2: А того, что волков в этих лесах уж лет сорок как истребили!
Охотник 3: Да не спорьте вы! Валяй дальше!
Охотник 1: Да… А этот волк… То есть, я вспомнил, это лиса была. Точно! Рыжая такая, хвостом туда – сюда! Я её на мушку взял…
Охотник 2: Ой, не могу! Он уже заговаривается
Охотник 3: Ну чего ты к нему пристал?
Охотник 2: А чего он! Может ты лес с зоопарком перепутал?
Охотник 1: Ничего я не перепутал…
Охотник 2: Вот в зоопарке звери ещё точно водятся. Мы их в разных странах закупаем, поскольку в наших лесах из животного мира, похоже, одни туристы остались.
Охотник 1: Может, я того…ну, в темноте перепутал? Ну, конечно! Это не лиса была. А этот, как его… с ушами. Он все от волка бегает
Охотник 3: Заяц, что ли?
Охотник 1: Точно. Косой такой…
Охотник 2: Не слушай ты его. Это он с мультфильмом спутал! Правда? Там ещё волк всё время кричит. “Ну, заяц, погоди!” Он у тебя так в лесу так не кричал.
Охотник 1: Ох, и скучный ты человек
Охотник 2: Не скучный, а трезвомыслящий
Охотник 1: Думаете, я не знаю, что наши леса пустые стоят .Да я и ружье – то с собой давно не ношу. – один чехол для виду. Что же мне и помечтать нельзя.
Охотник 2: Ладно, не сердись, у самого плохо на душе. Давай лучше порадуемся за тех, кто от нас, людей, уберегся!
Ведущий 1: (слайд 6) “Эврика!” - торжествующе воскликнул Архимед, поведав миру о своём открытии. Конечно, можно по-разному выражать эмоции в подобных случаях, но несомненно одно: никогда прежде наука не проникала так глубоко в тайны природы. Второй тур нашей игры “Мир тайн и загадок”.
Задачи эрудитов - постараться объяснить некоторые из загадок озёр. Время на подготовку ответа - 3 минуты.
- Телецкое – Байкал – Хубсугул. Что объединяет Байкал с этими двумя озёрами?
- Байкал прозрачен и чист. Кто поддерживает экологическое равновесие в Байкале? С какими живыми организмами это связано?
- Лобнор - “кочующее” озеро. Почему его так называют?
- Самотлор – Маракайбо: их особенность и проблема освоения?
- На карте Балхаш сине-сиреневый. Почему? С чем связано нарушение его водного режима?
- Чаны – “пульсирующее” озеро. Объясните, что это значит?
Жюри подводит итоги второго тура
Ведущий 2: Озёра являются истинным украшением древней земли Псковской. Заглянем вместе в таинственный мир озёр родного края и совершим по ним небольшое путешествие. Третий тур нашей игры называется “Озерный край России”
Участники театра “Стоп” задают вопросы участникам команд.
Правильный ответ -0,5 б (слайд 7)
Участник 1: Успели! Ну, у нас озёр, считать - не пересчитать.
Участник 2: Конечно! Недаром один из русских учёных назвал северо-запад России, где, кстати, находится наша область, “озёрным краем”. А кто это был?
Ответ: Семёнов - Тянь - Шанский)
Участник 1: Я где-то слышал, что она юге области находится озёрная система из трех озер. Забыл. Скажите, как их зовут?
Ответ: Жижицкое, Двинское, Велинское.
Участник 2: Их изучал отец русской лимнологии (учение об озёрах). Назовите его имя? Ответ: Анучин.
Участник 1: По подсчётам учёных на территории области 3700 озёр. Озёр не только много, но они разные и интересные. В области есть озеро более чем с 20-ю островами. На одном из них высадили обезьян. Назовите озеро?
Ответ: Язно
Участник 2: А какое озеро в области самое прозрачное?
Ответ: Глубокое
Участник 1: Примечательным данное озеро делает водяной орех – вымирающее реликтовое растение. В каком озере он растёт?
Ответ: Ворохобы
Участник 2: Но больше всего меня поражает Псковско-Чудской водоём. А вы знаете: (слайд 8)
- Какова его длина? (150 м)
- Наибольшая ширина? (50м);
- Оно занимает в Европе … место? (4);
- И по площади уступает озёрам..? (Ладожское, Онежское, Веннерн).
- Какое из озёр глубже: Псковское или Чудское? (Чудское)
- Какое озеро их соединяет? (Тёплое)
- Какая рыба проникает в озеро, её называют “вечным скитальцем”? (Угорь)
- Какое событие произошло здесь в 1242-м году? (Ледовое побоище)
Участник 1: Жаль, но я никогда не был на Полистовских озёрах. Это настоящий болотный край, поэтому туда сложно добраться (слайд 9) На какой низменности они расположены? (Приильменской)
Участник 2: В систему Полистовских озёр входят: Полисто, Дубец, Дулово, Алё, Цевло. Какое лишнее? (Алё)
Только в озере Полисто водится рыба? (чехонь)
Назовите самое голубокое из Полистовских озёр? (Дубец)
Какая рыба водится только в этом озере? (Карликовый лещ)
Участник 1: А сейчас, ребята, вам предстоит рассказать, что в последнее время происходит с озёрами Велье, Крипицкое. В чём их несчастье?
Участник 2: (слайд 10) Однако человек способен продлить жизнь водоёма. Попробуйте определить способы борьбы с негативными явлениями.
- Как бороться с зимними заморами?
- Как бороться с цветением воды?
- Как улучшить водный режим?
- Как оздоровить мелкие водоёмы?
Жюри подводит окончательные итоги.
Ведущий 1: Озеро удивительно само по себе. Сравнить его просто не с чем. У реки – конец и начало, её не окинешь взглядом от истока до устья. Она - вся движение. Река, где бы ты не стоял на ней. всегда разделяет, у неё два берега, Море вообще бесконечно, оно всегда старается убедить, будто ты стоишь на краю света. Озеро замкнуто, энергия его не видна, она где-то в глубине. Оно как бы объединяет вокруг себя местность и целые пространства. И только небо всё знает об озёрах. Озеро и есть частица неба, родившаяся для того, чтобы человек мог прикоснуться к нему ладонью или губами.
Использованная литература:
- Лесненко В.К. Псковские озёра. – Л.: Лениздат, 1988.
- Лесненко В.К. Мир озёр. – М.: Просвещение, 1989.