ЦЕЛЬ: воспитание патриотических чувств учащихся.
ЗАДАЧИ:
- Формирование представлений о воинском долге и службе Отечеству;
- Формирование опыта нравственного поведения личности;
- Эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к воинским традициям.
Хоть на миг оставьте все дела,
Вспомните, и мир светлее станет!
Время всё стирает, но должна
В наших душах оставаться память!
Е.Воронкова “Память”
Помните.
Через века,
Через года
Помните
О тех,
Кто уже не придёт никогда.
Помните.
Не плачьте,
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших
Будьте достойны.
Вечно достойны!
Р.Рождественский.
(Звучит музыка “Симфония звёзд” из альбома “Одинокий пастух” или Бетховен “Лунная соната” bethoven_-_lunnaya_sonata см. приложение) Слайды 4-11
1 чтец:
С чего начинается память?
С берёз?
С речного песочка?
С дождя на дороге?
А если с убийства?
А если – со слёз?
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростёртых!
А если с недетского знания – как
живое становится мёртвым!
И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять
Войной начинается память.
Здесь, в этой стране, где непомнящих – нет,
Попробуем это представить.
(Звучит запись колокольного погребального звона. 05_Provodnoj_(Pogrebalnyj)_Zvon.mp3 (см. приложение) Выходят малыш (пятиклассник маленького роста) и взрослый (десятиклассник)
Малыш: - Что это? Ты слышишь? Слайд 12
Взрослый: - Это колокола. Колокола
памяти…
Малыш: - Памяти? А разве такие бывают?
Взрослый: - Бывают, слушай! Это говорит
сама память… Живая память…
Малыш: - Но разве память бывает
живой?
Взрослый: - А ты не веришь? Человек может
умереть дважды:
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!
1 ведущий: Слайды 13, 14
- 1 марта – день памяти 6-ой роты 104-го парашютно-десантного полка 76-ой гвардейской черниговской Краснознамённой Воздушно-десантной дивизии (погибли в ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 г.) и бригады специального назначения Ленинградского Военного округа (погибли 21 февраля 2000 г.)
2 ведущий: - 15 февраля – День памяти воинов, погибших в Афганистане и других “горячих точках”, это дата начала вывода советских войск из Афганистана.
3 ведущий: - У этих войн ещё нет истории. Она не написана. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными. Они хотят быть нужными правде и памяти. Наш классный час мы назвали “Живая память”. Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других “горячих точках”. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи, близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим.
(Продолжает звучать музыка “Симфония звёзд” из альбома “Одинокий пастух” или Бетховен “Лунная соната” bethoven_-_lunnaya_sonata.mp3 см. приложение ) по очереди выходят шесть мальчиков в военной форме) Слайд 15
Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина!
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь…”, –
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого: я или
Родина.
Самое лучшее и дорогое –
Родина.
Горе твоё – это наше горе,
Родина.
Правда твоя – это наша правда,
Родина.
Слава твоя – это наша слава,
Родина!
(Звучит траурная мелодия (esOxTf8tPG_1223150789.3tonnel.mp3 см. приложение), на фоне музыки девушка в траурном одеянии читает стихи) Слайды 16-21
Вот минул год, как сын покинул дом,
Гнетущей тишиной всё пропиталось в нём.
Под траурной вуалью голоса, шаги.
Сын не вернётся, не напишет, он погиб.
“Погиб в бою”, “земля пусть будет пухом”,
Слова о мужестве, о силе воли, духа…
Они пусты для матери, как и “бессмертье сына”.
Написана ведь кровью страшная картина.
На ней усыпана цветами колыбель.
Из дерева и цинка сделана постель.
В ней не дитя, а муж, отец и воин.
Награды “вечный сон” он смертью удостоен.
И с каждым днём всё шире полотно картины.
Оно раскинулось по всей России ныне.
Сюжет всё тот же, образы не новы:
Седые матери, сироты, вдовы.
Уж минул год, как дома сына нет.
Как память – Орден мужества и в трауре портрет.
Но запах живой плоти от его одежды
Не позволяет умирать Надежде.
Пока жива, мать будет ждать и верить.
Терпенье материнское годами не измерить.
(Звучит песня “Письмо матери” в исполнении группы “Голубые береты” из альбома “Грустит настольный календарь” см. приложение) Слайд 22
1 ведущий: - Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество.
2 ведущий: - В русском народе живёт убеждение, что истинный патриот и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать её от врагов, своими делами служить её интересам – чувство великое и необходимое, чувство долга. Участие российских солдат в войнах и вооружённых конфликтах – это воинский долг, и это не обсуждается.
1 ведущий: - Посвящается двадцатилетним, прожившим так мало…
Прожившим так много… (Читают мальчики в военной форме) Слайды 23-25
1 – Я словно в пропасть, в утренний туман
Ныряю, не задерживаясь долго.
Горит Чечня, горит Афганистан,
Как в 43-том горела Волга.
2 – И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.
3 – Захватили житейские хлопоты,
Мы идём навстречу ветрам.
Нам порой не хватает опыта,
Не хватает нежности нам.
4 – Не хватает написанной песни,
Не хватает непрожитых дней,
И ещё никому неизвестно,
С чем я встречусь в жизни своей.
5 – Может быть, через год, через месяц,
Через день, через час, через миг
Мне придётся судьбу свою встретить,
Оценить, что узнал, что достиг.
6 – Разграничить: что было и стало,
Разделить темноту и свет,
Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам двадцать лет.
1 – Мы с рождением не опоздали,
И на нас хватает сейчас
И дорог безопасных едва ли,
И боёв хватает на нас.
2 – Тишина. Перебор гитарный…
А не за эту ли тишину
Погибают российские парни,
Не по песням узнав про войну?
3 – Да возможно ль такое, возможно ли?
Да. Возможно. Сомнений нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет?
4 – Мы порою грубы, простите.
В сердце каждого свой тайник.
Но спросите у нас, вы спросите,
Что мы думаем в этот миг.
5 – В миг, когда ещё выжить пытаемся,
Замерзая в кровавом снегу,
И с последней гранатой взрываемся,
Чтоб живым не достаться врагу.
6 – И сияет в глазах поблёклых
Отголоском счастливых снов
Небо синее, словно в окнах
Деревенских российских домов.
1 – И поверьте словам, вы поверьте
Нашим мыслям в последнем бою.
Говорят, что в миг до смерти
Вспоминаешь всю жизнь свою.
2 – Руки матери, запах хлеба,
Скрип калитки в ночной тишине,
Голубое российское небо
В небольшом деревенском окне.
3 – Голубые снега России…
Разве есть что-нибудь родней,
Разве есть что-нибудь красивей,
Разве есть что-нибудь милей?
1 ведущий: - Герои-десантники встали на пути двадцатикратно превосходящей банды террористов, прорывавшейся из окружения в Аргунском ущелье на Северном Кавказе. Десантники бились насмерть. В критический момент их командир, гвардии подполковник Марк Николаевич Евтюхин, вызвал огонь на себя! Прорыв не удался. Но десантная рота почти полностью погибла. Из девяноста человек в живых осталось только шестеро.
(Мальчики в военной форме читают отрывок “Непокорённая высота” из поэмы В.Игнатьевой “6-я рота”) Слайды 26-28
1 – Шёл лавиною враг
По снегам, по суглинью.
Высота – как рейхстаг
В осаждённом Берлине.
2 – Тут уж сил не жалей!
И себя не щадили.
Знамя чести своей
Мы над ней водрузили!
3 – Обещал нам Хаттаб
Жизнь, свободу в придачу,
И наёмник-араб
Твёрдо верил в удачу.
4 – Но костьми лучше лечь,
Чем продаться шакалам,
И гортанная речь
Долгим эхом звучала.
5 – Горстка нас против них,
Озверевших бандитов.
Кто остался в живых,
Мстили все за убитых.
6 – Кровь рекою текла.
За атакой – атака.
Предрассветная мгла
Расступилась, однако,
1 – Но держался угар
Бесконечного боя…
Тот последний удар
Принимали мы стоя.
2 – Да в грязи! Да – в чаду!
На коленях и лёжа!
И в слезах, и в бреду,
Но стояли мы всё же!
3 – Вам такое понять,
Как увидеть – едва ли!
Наши пушки стрелять,
Но не мы – уставали.
4 – И вперёд – на рожон,
В рукопашную схватку:
Кто – стволом,
Кто – ножом,
Кто – сапёрной лопаткой!
5 – Лес щепой облетал,
Вторя мрачным весельем,
И дух смерти витал
Над Аргунским ущельем!
6 – Бой стихал. Вот и стих,
Вот и вечность покоя…
Прикрывая живых,
Умирали мы стоя!
3 ведущий: - Мы склоняем головы в память о погибших. Не зря они отдали жизнь за Отчизну. В год семидесятилетия Воздушно-десантных войск эти парни ещё раз показали силу русского духа. И эту силу не сокрушить никакому врагу.
1 чтец:
Крылатая пехота
Не вышла из огня…
Прости, шестая рота,
Россию и меня.Погибшая, бессмертной
Ты стала наяву
В бою под Улус-Кертом,
Как в битве за Москву.Прощай, шестая рота,
Ушедшая в века –
Бессмертная пехота
Небесного полка.
(Звучит песня, посвящённая шестой роте, “Где-то рядом они” в исполнении группы “Голубые береты” из альбома “Память” golubie_bereti_-_6_rota.mp3 – см. приложение) Слайд 29
2 ведущий: Слайд 30
- Так уж вышло, что история России – это история военного подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Четыре мировых нашествия прокатились по нашей земле и, разбивших о стойкость русских, исчезли в безвестности.
1 ведущий: - Хазарские полчища, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт – все они искали мирового господства. У всех на пути к нему встала Русь-Россия. Столетиями в кровь, в гены закладывалась готовность в любой момент взять оружие и превратить свой дом в бастион, свой город в крепость и, не щадя ничего, драться на его руинах до последнего воина. А тем, кто чудом выжил, спасся – уйти в болота, леса и в землянках начинать всё заново. Так было всегда.
3 ведущий: - Казалось, что сегодня нет места такому подвигу. Но вдруг над Родиной яркой вспышкой брызнул подвиг шестой роты псковских десантников. Великий ратный подвиг стоит в ряду с такими великими подвигами, как бой двадцати восьми панфиловцев у разъезда Дубосеково под Москвой, как бой и смерть Евпатия Коловрата, как героическая оборона Брестской крепости и твёрдость багратионовских батальонов под Смоленском.
2 ведущий: -Девяносто псковских десантников приняли неравный бой почти с двухтысячной бандой боевиков. Восемьдесят четыре из них пали в бою, но не отступили ни на шаг. И чем дальше в прошлое уходит этот бой, чем удалённее от нас становятся вознёсшиеся души героев, тем зримее и явственнее величие этого подвига. Слайд 31
(Звучит песня В.Высоцкого “Сыновья уходят в бой” synovjya_uhodyat_v_boi.mp3 – см. приложение) (Мальчики в военной форме читают отрывок “Голоса” из поэмы В.Игнатьевой “6-я рота”) Слайд 32
1 – Пробивается свет,
Коль он свет, и в могилы.
Мы не сгинули, нет!
Вашей памятью живы!2 – Слышим плач матерей,
В неизбывной печали,
Видим жён и детей,
Ну а наше молчанье…3 – Не безмолвья печать:
Для имеющих уши
Столько надо сказать,
Чтоб воспрянули души!4 – Первым делом наказ
Нашим ближним и дальним –
Не оплакивать нас
Над холмом погребальным.5 – Не скорбеть. Что с того?
Лишь в покое отрада.
Обвинять никого
В нашей смерти не надо.6 – Всяк себе господин,
А иными словами –
Все мы, все, как один,
Выбор сделали сами!1 – Да и был ли у нас
Выбор? Более внятно:
Просто пробил он – час
Искупления клятвы!2 – Наважденьем возник
Зов далёкого гонга.
Просто пробил он – миг
Исполнения долга!3 – А в седых небесах
Затаилось предвестье:
Жизнь и смерть на весах
Или честь и бесчестье.4 – Зазывала к венцу
То граната, то пуля:
Выбирай, что к лицу
И что к сердцу прильнуло!5 – К сердцу эта беда,
И нельзя без ответа.
А к лицу, как всегда, -
Голубые береты!..6 – Не судите же нас,
Без вины виноватых,
Может, этот рассказ
Примирит вас с утратой.
1 ведущий: - Шестая рота положила жизнь за Россию. Прав наш великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский, надо страдать, надо страдание на себя принять, чтобы людьми оставаться… Спасибо шестой роте, что она высекла из замороженных сердец искру сострадания и возвратила утраченную, было, веру в Россию. И потому подвиг этот бессмертен.
2 ведущий: - Но как жаль, что нет в живых наших солдат. Восемь лет прошло (классный час проводился в марте 2008 года), а эта боль не утихает… Слайд 33
(Звучит траурная мелодия (esOxTf8tPG_1223150789.3tonnel.mp3 см. приложение), на фоне музыки девушка в траурном одеянии зажигает свечу и читает стихотворение)
Гори, свеча, гори, не затухай,
Непреходящей болью будь.
Пусть в пламени твоём встают,
Чей оборвался путь.Кто из спокойных мирных дней
Шагнул в наземный ад.
И кто до роковой черты нёс
Звание – солдат.Кто в восемнадцать с небольшим
Познал цену потерь,
Кто, за Россию жизнь отдав,
Открыл в бессмертье дверь.Гори, свеча, не затухай,
Не дай нахлынуть тьме.
Не дай живым забыть всех тех,
Погибших на войне.
(Звучит траурная мелодия (Альбионе). Ребята по одному садятся на место.)
Классный руководитель: - О гибели 84-х десантников 104-го полка Псковской дивизии теперь знает весь мир. По павшим отслужили панихиды, посмертно наградили и с почестями похоронили. О подвиге шестой роты в 2005 году снят художественный фильм “Прорыв” (реж. Виталий Лукин), фрагмент из которого предлагаем посмотреть сейчас.
(Просмотр финального фрагмента фильма, примерно 10-15 минут)
3 ведущий: - И кому, как не нам, жителям земли псковской, не только гордиться подвигом десантников, но и сделать всё возможное, чтобы об этом постоянно помнила Россия, чтобы на нашей земле каждый знал об этом подвиге, гордился им и воздавал должное героям.
Классный руководитель: - Дорогие мои мальчики и девочки! Пусть вам на вашем жизненном пути никогда не придётся испытать и сотой доли того, что пришлось испытать этим ребятам. На столах у вас лежат разноцветные листочки. Это символы отблесков огня. Сейчас мы зажжём “живой огонь” из этих лепесточков. Он будет символизировать те чувства, которые вы сегодня испытали. Каждый цвет обозначает то или иное чувство: красный – гордость; жёлтый – скорбь; оранжевый – слёзы; белый – равнодушие. - Таким образом получился вечный огонь и мы видим, что равнодушных сегодня не было.
Использованная литература:
- Верстаков В. Шестая рота;
- Игнатьева В. 6-я рота, поэма;
- Классный руководитель/№1, 2006г. (научно-методический журнал);
- “Псковская правда”, 1 марта 2005 г.
- С любовью женская душа… Альбом, посвящённый памяти разведчиков спецназа, погибших в Чечне;
- Шаг в бессмертие. Подвигу 6-й роты гвардейского Краснознамённого 104 парашютно-десантного полка посвящается… г.Псков; 2000 г.