Цель: познакомить учащихся со строением цветка, показать разнообразие цветков, типов соцветий, их биологическим смыслом и значением.
Задачи обучения: учащиеся должны знать строение цветка, виды соцветий, роль цветка в семенном размножении.
Задачи развития: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей (экологию, литературу, музыку), этимологии терминов, дальнейшее развитие мышления посредством решения проблемных вопросов, воображения и творческих способностей.
Задачи воспитания: экологическое и нравственное
.Оборудование:
- Компьютер, электронная презентация урока
Подготовка к уроку
- Разгадывание кроссворда “Удивительные цветы”
Ход урока
(Звучит музыка)
Учитель: Наступило время нашего урока <Слайд 1>
.Ученик:
“ … Давай пройдемся медленно по лугу
И “ Здравствуй!” скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.”
Учитель: Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок” - говорил великий сказочник Г.Х. Андерсен. <Слайд
2>Сегодня мы совершим путешествие в удивительную сказочную страну Цветов. Мы с вами отправимся по дороге, вымощенной желтым кирпичом, и бодро шагая по ней достигнем изумрудного замка, где правит царица страны – добрая фея Флора. По пути следования нас ожидают различные преграды: быстрые реки, высокие горы, жаркие пустыни, дремучий лес, но будут и привалы. И так в путь.
Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречаются при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах и праздниках. Без красоты цветов беднее становиться жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность показать прекрасное, открыть тайну рождения семян и плодов.
1 остановка “В глубине цветка” (практическое задание).
<Слайд 3>Класс делится на 4 группы, работают по заданию инструктивной карты.
1, 2 группа “ Строение цветка”
.Инструктивная карта
.- Рассморите живой экземпляр цветка. Используя учебник и рисунки, найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, тычинки, пестик. Выясните, что входит в состав чашечки и венчика.
- Расчлените цветок, подсчитайте число лепестков, тычинок и пестиков.
- Рассмотрите строение тычинки, найдите части тычинки: тычиночную нить и пыльник. Как вы думаете, что находится в пыльнике?
- Рассмотрите строение пестика, найдите его части: рыльце, столбик и завязь. Выясните из текста параграфа учебника, что находится внутри завязи.
- Как вы думаете, почему тычинки и пестик являются главными частями цветка?
- Дайте подписи рисунку “Строение цветка”.
- Сделайте вывод ч.т. цветок?
- Подготовьте выступающих для устных ответов.
3, 4 группы “ Изучение соцветий”
.Инструктивная карта
.Отчет 1,2 группы <Слайд 4> <Слайд 5> <Слайд 6> <Слайд 7>
.Отчет 3,4 группы <Слайд 8>
.После выступления групп, проводится беседа по разъяснению понятий
.2 остановка “Домашний кроссворд”
<Слайд 11>.- В честь этого весеннего цветка во Франции еще в начале 20 века устраивали праздники, П.И. Чайковский посвятил ему свое произведение
3 остановка “Удивительные цветы”
.1 Ученик: Цветы – самое удивительное создание в мире растений. Их чудесный цвет и разнообразная форма определяют главную цель в жизни – получение семян. Среди них есть карлики и великаны. Самое маленькое растение в мире – ряска. Размер листов ряски составляет всего 1 мм, а цветов еще меньше. Когда ряска цветет, над водоемом поднимается нежно-розовое цветочное облачко. Самый крупный цветок у раффлезии, обитательницы южноамериканских лесов. Диаметр ее цветка достигает 1 метра, остальные органы прорастают в корни деревьев, забирая у них питательные вещества. Раффлезия – паразит. <Слайд 12>
2 Ученик: Цветок лотоса – на государственном гербе Египта, его чеканили на монетах, в Индии – это священное растение. Растет лотос и в умеренной зоне. Диаметр цветка до 30 см. Растет он и в нашей ЕАО, оз. Лебединое, Биробиджанском, Смидовическом, Ленинском районах. Пробывают его выращивать на искусственных озерах. В Китае, Японии, Индии из его корневищ и семян получают муку, сахар, масло и сладости”. <Слайд 13>
Учитель: Ребята, а я вам хочу рассказать одну историю. Однажды весной ребята собрались в поход. Придя в лес,они наткнулись на опушку леса, где росли прекрасные цветы – ландыши. Девчонки очень обрадовались. Каждая хотела хотя бы несколько цветочков принести в подарок маме. Но только одна девочка этого не сделала. Почему?
4 остановка “Что это?” (загадки о цветах
)1. В траве густой, зеленой
Он выглядит нарядно,
Но с пашен, как сорняк
Он изгнан беспощадно.
Головка голубая
И длинный стебелек,
Ну кто ж его не знает?
Ведь это ……. (Василек) <Слайд 14>2. Из Голландии приехал,
И мороз наш не помеха!
Меж цветов он “знатный” пан
Колпачком цветет ….. (Тюльпан) <Слайд 15>3. Бутон – для красы, шипы – для угрозы
Цветка не найти красивее ….. (розы) <Слайд 16>4. На воде, увидел ты
Белые цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки … (лотос) <Слайд 17>
5. Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко.
Путь – дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят (Ландыш) <Слайд 18>
5 остановка “Светофор”
(выполнение тестовых заданий) <Слайд 19>(У каждого учащегося на столе набор сигнальных карточек (сигналы Светофора)
1. Цветок – это ….
Зеленый – яркий венчик
Желтый – околоцветник
Красный – видоизмененный побег3.Часто ярко окрашены:
Зеленый – чашелистики
Желтый – лепестки венчика
Красный – пестик2. Главные части цветка:
Зеленый – лепестки и чашелистики
Желтый – пестик и тычинки
Красный - столбик и рыльце4.Раздельнополые цветки у которых
Зеленый – есть лепестки и чашелистики
Желтый –есть только тычинки
Красный –есть только пестики
5.Соцветие головка у :
Зеленый – подсолнечника
Желтый –клевера
Красный – черемухи
Заключение, чтение стихотворение учениками
1. Мы давно вас считаем друзьями,
Дети наших садов и полей
Мы ухаживать будем за вами,
Чтоб на клумбах росли вы пышней.2. Сколько вас, пышноцветных, веселых,
Распустилось у всех на виду
Под широкими окнами школы,
В нашем залитом солнцем саду.3. Мы из вас составляем букеты,
Подбирая цветок за цветком,
И душистое свежее лето
Вместе с вами приходит в наш дом.4. Пускай вас греет солнышко,
Ласкает тишина.
Цвети еще прекраснее
Родимая страна!
Учитель вот и окончено наше путешествие. Ребята, что нового вы узнали сегодня о цветке?