Цели:
- закрепить понятие о здоровом образе жизни;
- закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек;
- ознакомить учащихся с распространёнными мотивами и последствиями употребления курения, алкоголя и наркотиков;
- воспитывать человека, заботящегося о своём здоровье и укрепляющего его.
Оборудование: учебник “Окружающий мир” Н.Ф.Виноградова 4 кл., плакаты “Осторожно, спиртное!”, “Курение опасно для здоровья”, тест.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний.
1. Введение в тему урока.
- Какова тема нашего разговора на уроке окружающего мира и основ безопасности жизни, вы попробуете угадать сами, прослушав древнюю притчу.
Одному мудрецу задали вопрос: “Что для человека важнее - богатство или слава?”
- А как бы вы ответили?
Ученики. “Здоровье”.
- Послушайте ответ. “Мудрец ответил: “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”. А другой предупреждал: “Мы замечаем, что самое ценное для нас в жизни - это здоровье, только когда его у нас уже нет”.
- Прислушайтесь к словам мудрецов и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам.
2. Формулирование темы и задач урока учащимися.
Учащиеся: тема разговора “Береги здоровье”.
Учащиеся сравнивают сформулированную тему с темой на доске “Береги здоровье. Вредные привычки”.
- А почему эти темы рядом? Какова взаимосвязь?
- Каковы учебные задачи на уроке?
Учащиеся.
Правила здорового образа жизни.
3. Проверка домашнего задания.
Сообщения о здоровом образе жизни. (2-3 уч.)
Выводы.
- Сохранение и поддержание здоровья помогает человеку вести здоровый образ жизни.
- Здоровый образ жизни. Правила ЗОЖ: движение, правильное питание, привычка к чёткому распорядку дня, дружба с водой, воздухом и солнцем, правильная осанка.
Самооценка на листке самоконтроля.
II. Формирование новых знаний.
1. Практическая работа по теме урока.
- Если человек не болеет, значит у него хорошее здоровье. А можно ли назвать здоровым толстяка, у которого вроде бы ничего не болит, но для которого подняться с одного этажа на другой - уже тяжёлый труд?
- А здоров ли тот, который не делает утреннюю зарядку, ходит сутулившись, вместо прогулки сидит у телевизора или у компьютера, а затем жалуется на головную боль?
Ответы учащихся.
Вывод. Значит, здоровье означает не только отсутствие в организме какого-либо заболевания, но и хороший уровень развития всего организма.
Задание 1. Оцени физическое развитие Андрея и Аси. (Прослушивание в записи, текст в учебнике на стр. 49-50.)
Ответы учащихся.
Задание 2. Оцени своё физическое развитие.
Выполнение на листке самоконтроля. Проверка текстов. (2-3 уч.)
Советы детей, как поддерживать хороший уровень развития всего организма.
Самооценка.
2. Физическая минутка.
- Ритмичные движения под музыку.
- Гимнастика для глаз в состоянии покоя.
3. Продолжение работы по теме “Вредные привычки”.
1. Какие народные пословицы знаете о здоровье и нездоровье?
Ответы учащихся.
“В здоровом теле здоровый дух”.
“У кого болят кости, тот не думает в гости”.
Объяснение смысла пословиц.
4. Инсценировка “Здоровый и больной человек”.
Обсуждение сценки.
- Кого назовём здоровым, больным человеком? Почему? Вывод, Курение вредит здоровью.
5. Прослушивание в записи текста о вреде курения на организм. (Текст учебника стр. 52)
Экспресс-опрос на листке самоконтроля.(если согласен +, не согласен –)
-1. В сигаретном дыме содержится около 100 различных вредных веществ и ни одного полезного.
+2. Самое вредное из них - никотин.
-З. Он понижает давление крови.
+4. Ухудшается внимание, память.
+5. Курильщики чаще болеют раком.
Самопроверка по доске. Самооценка.
Вывод (опираясь на текст и плакат на доске “Курение опасно для здоровья”).
6. Прослушивание творческого сообщения о вреде алкоголя на организм.
7. Практическая работа по прослушанному.
Тест “Загадки об алкоголе. Правда - ложь”. Объяснение выполнения теста. Если правда, пишут “правда”, если ложь, то пишут “ложь”.
- Алкоголь придаёт силы (ложь).
- Употребление алкоголя не является причиной несчастных случаев и смерти подростков и молодёжи в возрасте 15-24 лет (ложь).
- Алкоголь способствует ясности мысли (ложъ).
- Алкоголь не переваривается в желудке, как пища. Он попадает прямо в кровь, а затем в мозг (правда).
- Алкоголем можно отравиться (правда).
Вывод(опираясь на текст и плакат на доске “Осторожно - спиртное!”).
8. Прослушивание сообщения “Осторожно – наркотики!” Обсуждение.
Ш.Формирование умений и навыков.
1. Обобщение, систематизация полученных знаний.
Выводы за урок, используя плакаты-знаки по теме урока.
- Вред алкоголя на организм.
- Вред курения на организм.
- Занятие спортом, закаливание воздухом - залог сохранения и укрепления здоровья.
- Вред наркотиков на организм.
- Правильное питание - залог сохранения здоровья.
2. Обобщающий тест “Будем беречь здоровье”.
Самопроверка по доске. Самооценка.
IV. Итог урока.
Итоговая самооценка за урок. Поощрения детей, добившихся успеха на уроке.
V. Домашнее задание.
- стр. 48-52, задания;
- (полутворческое) опираясь на текст, составить правила здорового образа жизни;
- (творческое) составить и оформить плакаты-знаки по теме “Здоровый образ жизни”.
Листок самоконтроля
Ф.И. __________________
1. Оцени домашнее задание.
2. Оцени своё физическое развитие.
3. Оцени экспресс-опрос по теме “Вред курения для организма”.
4. Оцени тест “Правда-ложь” по теме “Вред алкоголя для организма”.
5. Оцени тест “Будем беречь здоровье”.
6. Итоговая самооценка.
Тест.
Тема “Будем беречь здоровье”
Выбери верное утверждение.
1. Зачем человеку нужно знать свой организм?
- чтобы сохранять и укреплять здоровье;
- чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;
- чтобы умело использовать свои возможности.
2. В какой строке указаны слова, описывающие здорового человека?
- сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
- горбатый, бледный, хилый, низкий;
- стройный, сильный, ловкий, статный.
3. Организм человека состоит из органов. В какой строке указаны только органы человека?
- глаза, лёгкие, желудок, кожа;
- сердце, кровь, головной мозг, почки;
- печень, селезёнка, уши, желудочный сок.
4. Как называется наука о сохранении и укреплении здоровья?
- анатомия;
- гигиена;
- физиология.
5. Какие правила надо выполнять, чтобы сохранить здоровье?
- употребляй алкогольные напитки и кури;
- закаливайся, делай утреннюю зарядку, правильно питайся, занимайся спортом;
- закаляйся с помощью воздуха, воды, солнца, больше смотри телепередачи, ешь больше сладостей и мучных изделий.
6. Какие правила надо выполнять, чтобы сохранить зрение?
- читай, пиши в темноте; книга и тетрадь должны быть на расстоянии 1 метра от глаз; читай лёжа; не давай глазам отдохнуть; долго смотри телевизор;
- при письме свет должен падать слева; не читай в транспорте; нельзя смотреть передачи больше полутора часов; читай, пиши при хорошем освещении; расстояние от глаз до книги должно быть 30-35 см;
- в глаза должен попадать яркий свет; читай книгу только лёжа; при письме свет должен падать справа; чаще смотри телевизор; если в глаза попала соринка, три глаза руками.
7. Зачем нужно мыть руки?
- для того, чтобы быть чистым и опрятным;
- для того, чтобы кожа была мягкой и упругой;
- для того, очищать кожу от грязи и микробов.
8. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?
- благодаря крови;
- благодаря нервам;
- благодаря мышцам.
9. Что происходит с работой сердца и частотой дыхания при занятии спортом?
- количество сердечных сокращений и частота дыхания увеличиваются;
- количество сердечных сокращений и частота дыхания уменьшаются;
- изменений в работе сердца и лёгких не происходят.
10. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?
- зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
- мочалка, мыло, полотенце, крем;
- гуталин, обувная щётка, клей.