Урок здоровья по теме "Береги здоровье. Вредные привычки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить понятие о здоровом образе жизни;
  • закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек;
  • ознакомить учащихся с распространёнными мотивами и последствиями употребления курения, алкоголя и наркотиков;
  • воспитывать человека, заботящегося о своём здоровье и укрепляющего его.

Оборудование: учебник “Окружающий мир” Н.Ф.Виноградова 4 кл., плакаты “Осторожно, спиртное!”, “Курение опасно для здоровья”, тест.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний.

1. Введение в тему урока.

- Какова тема нашего разговора на уроке окружающего мира и основ безопасности жизни, вы попробуете угадать сами, прослушав древнюю притчу.

Одному мудрецу задали вопрос: “Что для человека важнее - богатство или слава?”

- А как бы вы ответили?

Ученики. “Здоровье”.

- Послушайте ответ. “Мудрец ответил: “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”. А другой предупреждал: “Мы замечаем, что самое ценное для нас в жизни - это здоровье, только когда его у нас уже нет”.

- Прислушайтесь к словам мудрецов и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам.

2. Формулирование темы и задач урока учащимися.

Учащиеся: тема разговора “Береги здоровье”.

Учащиеся сравнивают сформулированную тему с темой на доске “Береги здоровье. Вредные привычки”.

- А почему эти темы рядом? Какова взаимосвязь?

- Каковы учебные задачи на уроке?

Учащиеся.

  1. Правила здорового образа жизни.
  2. Что наносит вред здоровью.

3. Проверка домашнего задания.

Сообщения о здоровом образе жизни. (2-3 уч.)

Выводы.

  1. Сохранение и поддержание здоровья помогает человеку вести здоровый образ жизни.
  2. Здоровый образ жизни. Правила ЗОЖ: движение, правильное питание, привычка к чёткому распорядку дня, дружба с водой, воздухом и солнцем, правильная осанка.

Самооценка на листке самоконтроля.

II. Формирование новых знаний.

1. Практическая работа по теме урока.

- Если человек не болеет, значит у него хорошее здоровье. А можно ли назвать здоровым толстяка, у которого вроде бы ничего не болит, но для которого подняться с одного этажа на другой - уже тяжёлый труд?

- А здоров ли тот, который не делает утреннюю зарядку, ходит сутулившись, вместо прогулки сидит у телевизора или у компьютера, а затем жалуется на головную боль?

Ответы учащихся.

Вывод. Значит, здоровье означает не только отсутствие в организме какого-либо заболевания, но и хороший уровень развития всего организма.

Задание 1. Оцени физическое развитие Андрея и Аси. (Прослушивание в записи, текст в учебнике на стр. 49-50.)

Ответы учащихся.

Задание 2. Оцени своё физическое развитие.

Выполнение на листке самоконтроля. Проверка текстов. (2-3 уч.)

Советы детей, как поддерживать хороший уровень развития всего организма.

Самооценка.

2. Физическая минутка.

  1. Ритмичные движения под музыку.
  2. Гимнастика для глаз в состоянии покоя.

3. Продолжение работы по теме “Вредные привычки”.

1. Какие народные пословицы знаете о здоровье и нездоровье?

Ответы учащихся.

“В здоровом теле здоровый дух”.

“У кого болят кости, тот не думает в гости”.

Объяснение смысла пословиц.

4. Инсценировка “Здоровый и больной человек”.

Обсуждение сценки.

- Кого назовём здоровым, больным человеком? Почему? Вывод, Курение вредит здоровью.

5. Прослушивание в записи текста о вреде курения на организм. (Текст учебника стр. 52)

Экспресс-опрос на листке самоконтроля.(если согласен +, не согласен –)

-1. В сигаретном дыме содержится около 100 различных вредных веществ и ни одного полезного.

+2. Самое вредное из них - никотин.

-З. Он понижает давление крови.

+4. Ухудшается внимание, память.

+5. Курильщики чаще болеют раком.

Самопроверка по доске. Самооценка.

Вывод (опираясь на текст и плакат на доске “Курение опасно для здоровья”).

6. Прослушивание творческого сообщения о вреде алкоголя на организм.

7. Практическая работа по прослушанному.

Тест “Загадки об алкоголе. Правда - ложь”. Объяснение выполнения теста. Если правда, пишут “правда”, если ложь, то пишут “ложь”.

  1. Алкоголь придаёт силы (ложь).
  2. Употребление алкоголя не является причиной несчастных случаев и смерти подростков и молодёжи в возрасте 15-24 лет (ложь).
  3. Алкоголь способствует ясности мысли (ложъ).
  4. Алкоголь не переваривается в желудке, как пища. Он попадает прямо в кровь, а затем в мозг (правда).
  5. Алкоголем можно отравиться (правда).

Вывод(опираясь на текст и плакат на доске “Осторожно - спиртное!”).

8. Прослушивание сообщения “Осторожно – наркотики!” Обсуждение.

Ш.Формирование умений и навыков.

1. Обобщение, систематизация полученных знаний.

Выводы за урок, используя плакаты-знаки по теме урока.

  1. Вред алкоголя на организм.
  2. Вред курения на организм.
  3. Занятие спортом, закаливание воздухом - залог сохранения и укрепления здоровья.
  4. Вред наркотиков на организм.
  5. Правильное питание - залог сохранения здоровья.

2. Обобщающий тест “Будем беречь здоровье”.

Самопроверка по доске. Самооценка.

IV. Итог урока.

Итоговая самооценка за урок. Поощрения детей, добившихся успеха на уроке.

V. Домашнее задание.

  • стр. 48-52, задания;
  • (полутворческое) опираясь на текст, составить правила здорового образа жизни;
  • (творческое) составить и оформить плакаты-знаки по теме “Здоровый образ жизни”.

Листок самоконтроля

Ф.И. __________________

1. Оцени домашнее задание.

2. Оцени своё физическое развитие.

3. Оцени экспресс-опрос по теме “Вред курения для организма”.

4. Оцени тест “Правда-ложь” по теме “Вред алкоголя для организма”.

5. Оцени тест “Будем беречь здоровье”.

6. Итоговая самооценка.

Тест.

Тема “Будем беречь здоровье”

Выбери верное утверждение.

1. Зачем человеку нужно знать свой организм?

  • чтобы сохранять и укреплять здоровье;
  • чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;
  • чтобы умело использовать свои возможности.

2. В какой строке указаны слова, описывающие здорового человека?

  • сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
  • горбатый, бледный, хилый, низкий;
  • стройный, сильный, ловкий, статный.

3. Организм человека состоит из органов. В какой строке указаны только органы человека?

  • глаза, лёгкие, желудок, кожа;
  • сердце, кровь, головной мозг, почки;
  • печень, селезёнка, уши, желудочный сок.

4. Как называется наука о сохранении и укреплении здоровья?

  • анатомия;
  • гигиена;
  • физиология.

5. Какие правила надо выполнять, чтобы сохранить здоровье?

  • употребляй алкогольные напитки и кури;
  • закаливайся, делай утреннюю зарядку, правильно питайся, занимайся спортом;
  • закаляйся с помощью воздуха, воды, солнца, больше смотри телепередачи, ешь больше сладостей и мучных изделий.

6. Какие правила надо выполнять, чтобы сохранить зрение?

  • читай, пиши в темноте; книга и тетрадь должны быть на расстоянии 1 метра от глаз; читай лёжа; не давай глазам отдохнуть; долго смотри телевизор;
  • при письме свет должен падать слева; не читай в транспорте; нельзя смотреть передачи больше полутора часов; читай, пиши при хорошем освещении; расстояние от глаз до книги должно быть 30-35 см;
  • в глаза должен попадать яркий свет; читай книгу только лёжа; при письме свет должен падать справа; чаще смотри телевизор; если в глаза попала соринка, три глаза руками.

7. Зачем нужно мыть руки?

  • для того, чтобы быть чистым и опрятным;
  • для того, чтобы кожа была мягкой и упругой;
  • для того, очищать кожу от грязи и микробов.

8. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?

  • благодаря крови;
  • благодаря нервам;
  • благодаря мышцам.

9. Что происходит с работой сердца и частотой дыхания при занятии спортом?

  • количество сердечных сокращений и частота дыхания увеличиваются;
  • количество сердечных сокращений и частота дыхания уменьшаются;
  • изменений в работе сердца и лёгких не происходят.

10. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?

  • зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
  • мочалка, мыло, полотенце, крем;
  • гуталин, обувная щётка, клей.