Цели урока:
- дать первоначальное представление о родном крае, о Родине;
- познакомить с понятиями “государственные символы”;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважительного отношения к государственной символике.
Ход урока
1. Орг. Момент
Добрый день и добрый час.
Мы начнём урок сейчас.
Тихо дети сели,
Тишине открыли двери.
На уроке пусть сидит,
Будет шумно – улетит
2. Актуализация.
(Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского "С чего начинается Родина?" (слайд 1-
5)– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить, какая будет тема сегодняшнего урока?
– Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине. У вас было задание нарисовать,
как вы понимаете слово родина. Как вы понимаете это слово?(показ детских работ).
А какие стихи о родине вы знаете? (дети читают стихи, которые учили на уроках литературного чтения)
Если скажешь слово “ Родина”,
Сразу в памяти встаёт:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки – берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики.
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
3. Открытие детьми нового знания
– Откуда произошло слово “родина”?
Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода.
– Какие слова, близкие по значению слову “родина”, вы можете привести?
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её. Родина – это и Отечество, страна, и месторождение человека.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.
– Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.
– А как называется наша Родина?
– Наше государство называется Россия, Российская Федерация.
(слайд 6)– Как называется столица нашего государства? (слайд
7).– Какие ещё города России вы знаете?
– Оказывается, как много в нашей стране городов и как много в ней народностей проживает. У каждого народа – своя культура и свои традиции:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.
– А за что ещё мы любим нашу Родину? (за её природные богатства, леса, реки, богатый животный мир) (слайд 8)
– Чем же отличается одно государство от другого? (Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением)
Символы власти Др. Руси были скипетр и держава
– У каждого государства есть 3 обязательных
символа. По ним всегда можно узнать, о какой
стране идет речь, поэтому вы их должны хорошо
отличать.
– Какие государственные символы вы знаете? (Флаг,
герб, гимн)
Государственный гимн
–
Скажите, что такое гимн? (Это торжественная песня).– В каких случаях он исполняется? (В особых, торжественных случаях: во время подъема государственного флага, в дни торжественных праздников, в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях).
– Сегодня такой торжественный случай наступил. Когда исполняют гимн, люди встают, тем самым, выражая уважение к своей стране.
В России долго не было своего гимна. Вплоть до ХVII века во время государственных церемоний и событий общегосударственного значения исполнялись православные церковные песнопения. В эпоху Петра Великого во время всевозможных торжеств стали исполняться – патриотические песнопения, перемежавшиеся пением "Многие лета". Они исполнялись вплоть до 1780-х годов.
В течение всего ХVIII века функции гимна выполнял средневековый общеевропейский гимн "Тебя, Бога, хвалим". Его исполняли после побед русских войск, в конце торжественных молебствий и в "царские" дни императорской семьи. К хвалебным кантам, ораториям примыкал старейший русский "Преображенский марш Петра Великого", созданный ближе к концу царствования Петра.
К концу ХIХ века Преображенский марш стал главным в России. С 1917 года этот марш некоторое время выполнял функции государственного гимна.
Первым официальным государственным гимном России была "Молитва русских" на слова А.В. Жуковского – "Боже, Царя храни!". 19 сентября 1816 года "Молитву" пели при праздновании годовщины Царскосельского лицея с двумя дополнительными куплетами, сочиненными А.С. Пушкиным. Тогда же Александр I издал указ исполнять "Молитву русских" полковым оркестром всегда при встречах императора.
– Наш современный гимн величествен. В его словах прославляется наша Родина – Россия. Музыке гимна уже более 50 лет, а слова современного гимна были написаны Михалковым С.В. в 2000 году.
Исполняется гимн Российской Федерации. (поют дети под фонограмму)
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена.Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой.
Герб (слайд
9)У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.
В прошлом у каждого российского города был свой
герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе
города, о его внешнем облике, об обычаях его
жителей. Рассказ велся на языке символов —
сказочных и настоящих фигур и предметов,
расположенных на гербе с особым смыслом.
Сообщение (делает подготовленный ученик):
Расположение и цвет символов на гербах объясняет
специальная наука — геральдика.
Герб России представляет собой темно-красный
щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.
– Двуглавый орел символизирует единство
народов, живущих на необъятных просторах нашей
Родины. Он, как бы, смотрит одновременно на Запад
и на Восток. Крылья орла подняты, он показывает
свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия –
могучая страна. Над головами 3 короны – это
символ союза народов, из которых состоит Россия.
В правой лапе орла скипетр – это жезл, символ
власти. Он украшен резьбой, золотом и
драгоценными камнями. На груди орла помещен герб
Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает,
что Москва — столица могучего Российского
государства.
Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе —
держава, над головой орла мы видим корону.
Скипетр — это жезл, украшенный затейливой
резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он
“указывает”, “показывает”, что нужно делать,
чтобы государство было сильным .Держава
представляет собой золотой шар с крестом
наверху. Тот, кто управляет государством, должен
охранять, “держать” его. В давние времена
корона, скипетр и держава служили знаками
царской власти. Сегодня они напоминают нам об
историческом прошлом нашей Родины и
символизируют единство Российской Федерации и
независимость ее от других государств. Крылья
орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая
птица — на солнце. На груди орла помещено
изображение всадника на фоне красного щита. Это
святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за
его плечами развевается синий плащ, в правой руке
— серебряное копье, которое помогло ему победить
змея. . А от слова “копье” произошло слово
“копейка”, так как изображение Георгия с копьем
издавна чеканили на мелких монетах. Черный змей
— это символ зла. Он повержен героем. Верный конь
топчет змея-дракона копытами. Герб России
символизирует красоту и справедливость, победу
добра над злом. Наш современный герб был
утвержден в 2000 году. Однако, он очень древний, ему
уже более пятисот лет, т.к. он является
наследником герба, который страна имела 500 лет
назад.
– Где мы можем увидеть изображение герба? (На
паспортах, печатях, монетах, на зданиях
правительства, суда).
Государственный флаг России
– Послушайте стихотворение
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
– О каком символе это стихотворение? (О флаге) (слайд1
0)– Как вы думаете, зачем людям нужен флаг?
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать “стянуть к себе” воинов для защиты своей земли, села или города. Потом стяги стали делать из ткани обычно красного цвета. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам (то есть воинам, защитникам).Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали изображения святых – “знамения” (“священные знаки”). Так появилось слово “знамя”.
Из каких частей состоит флаг? Из древка и полотнища.
Руководители всех государств договорились о
размерах своих флагов. Флаги разных стран
отличаются: на одних полотнищах изображены
разноцветные полосы (вертикальные,
горизонтальные), на других – звезды, различные
орнаменты, на третьих – и то, и другое, но
обязательно особым образом.
– Все вы знаете, как выглядит современный
российский флаг.
– Какие цвета вы видите на нем? (Белый, синий,
красный).
– Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
– Кто знает, что они означают?
– Кто сможет ответить, что означают цвета? (Белый – мир, чистота, правда . Синий – верность. Красный – мужество, отвага ).
– А что символизируют белый, синий красный цвета российского флага? Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость .
– В каких случаях поднимают государственный флаг? (Во время торжественных праздников, на спортивных соревнованиях).
5. Закрепление
– Перед вами лежит “сетка”. Надо заполнить её так, что бы получилась карта Россия, т.е– заполнить пазлы.
– Решить кроссворд
1. Государственный символ в виде щита
2. Название нашей страны.
3. Что орёл держит в левой лапе
4. Что у орла в правой лапе
5. Торжественная песня
6. Современный стяг
6. Рефлексия
Прикрепить свой флажок к мачте корабля “Россия”.