Цели:
Оборудование:
Карточки с ключевыми понятиями по теме ”Макроэволюция” размещены на доске по блокам.
Биологический прогресс. Биологический регресс |
Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация |
Дивергенция Конвергенция |
Гомологичные, аналогичные органы |
I. Цели для учащихся, которые я проговариваю.
На этом уроке мы отработаем и закрепим основные понятия по теме ”Макроэволюция”, закрепим умения работать с таблицей.
- Вами будут выполнены тест, биологический диктант результаты которых вы узнаете на следующий урок, а сегодня каждый из вас может получить оценку, работая в течении урока.
- Будьте внимательны к каждому его моменту, это вам поможет выполнить тест и написать диктант. Кроме того сегодняшние знания вам помогут лучше усвоить раздел ”Основы экологии”.
- Посмотрите внимательно на доску, на ней размещены понятия о которых пойдет речь.
- Весь урок работаем с открытым учебником §12, 13, если что-то забыли ответ вы найдете в нем.
- В тетрадях записываем тему: ”Макроэволюция”.
II. Какое направление эволюции можно проследить в следующих высказываниях?
“Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию”. (Биологический прогресс)
Характеристика биологического прогресса? (Высокая численность, широкий ареал, большое количество подчиненных систематических групп)
Вывод: Биологический прогресс – это результат успеха в борьбе за существование.
“Снижение численности лишайников в густонаселенных районах” (биологический регресс).
Характеристика биологического регресса (уменьшение численности, сокращение ареала, снижения числа систематических групп более низкого ранга).
Вывод: Биологический регресс – отсутствие необходимого уровня приспособленности.
Чем опасен биологический регресс? (Вымиранием)
Биологический регресс чреват опасностью вымирания и в некоторых случаях человек способствует этому.
Какой вы можете привести пример?
Вследствие усиленного отстрела сократилась численность, и сузился ареал распространения соболя, на грани вымирания уссурийский тигр.
Вывод: Эволюция имеет необратимый характер, вот почему для сохранения видов созданы и создаются Красная книга, заповедники, заказники, национальные парки.
Почему “необратимый”?
Приспособление к среде, в который обитали предки, осуществляется на иной генетической основе.
III. Мы повторили направления эволюции.
Какими же путями они осуществляются?
Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация |
Обратить внимание учащихся на доску, где находится блок этих слов |
Дать определение и привести пример ароморфоза.
Ароморфоз – усложнения строения функций организмов, ведущие к общему повышению организации и жизнеспособности в новых условиях обитания. Не имеет прямого приспособительного характера, повышает интенсивность жизнедеятельности особей, обуславливая их относительную независимость от условий среды. Сохраняются в поколениях, приводя к возникновению новых сист. групп.
Крупные ароморфозы: появление многоклеточности, оформление ядра, аэробное дыхание, половое размножение.
У растений: развитие тканей, появление вегетативных органов, появление цветков, плодов, семян, появление фотосинтеза.
У животных: двусторонняя симметрия тела, развитие мышц, сегментация тела, появление хорды, челюстей, выкармливание детенышей молоком.
Идиоадаптация - мелкие приспособления к специфическим условиям среды, полезные в борьбе за существование, но существенно не меняющей уровня организации. Приводят к узкой специализации группы, что при быстром изменении условий может привести к вымиранию. В результате идиоадаптации возникают мелкие систематические группы (род, семейство, отряд).
Примеры
У растений: Приспособление к опылению цветков ветром, насекомыми, видоизменение листьев.
У животных: Различная окраска, форма тела у водных животных, различные конечности у насекомых и животных.
Дегенерация – упрощение организации образа жизни в результате приспособления к более простым условиям существования связанным с прикрепленным или паразитическим образом жизни. Обычно сопровождается исчезновением ряда органов.
Примеры
Утрата органов чувств и пищеварительной системы у ленточных червей, редукция корней и хлорофилла у паразитических растений.
Мы вспомнили пути биологического прогресса. У вас на столах лежит чистый лист для выполнения теста и лист-тест “Основные пути эволюции растительного мира” и “Основные пути эволюции животного мира” (см. приложение).
I вариант выполняет тест о путях эволюции растительного мира.
II вариант выполняет тест о путях эволюции животного мира. Время выполнения теста – 10 минут. Не забудьте подписать листы: фамилия, имя, вариант. После работы с тестом лист не сдаем, он пригодится для диктанта и работы с карточкой.
Мы разобрали пути биологического прогресса, каковы же причины биологического регресса?
- Абиотические факторы (свет, температура, влажность).
- Деятельность человека.
Вывод: Человек не приспосабливался к окружающей его среде, а приспосабливал её к своим потребностям. Он, наступает на природу, не задумываясь о последствиях своей деятельности. Все больше сокращается разнообразие видов живых организмов в средах, эксплуатируемых человеком. Уменьшение биологического разнообразия естественной среды приводит к нарушению равновесия в природе.
В основе всего эволюционного процесса лежит дивергенция.
Дать определение и привести примеры.
Дивергенция – расхождение признаков в процессе эволюции, приводящее к образованию новых форм от общего предка. На основе дивергенции одни органы тела преобразуются в другие в связи с выполнением ими новых функций. Образуются гомологичные органы, имеющие общее происхождение, но выполняющие разные функции.
Пример: Все конечности млекопитающих независимо от внешнего вида имеют одинаковое строение.
А что такое конвергенция?
Независимое возникновение сходных признаков у организмов, не родственных друг другу или у органов имеющих в эмбриональном развитии различное происхождение, но выполняющие сходные функции. Возникает при заселении разными видами сходных типов местообитаний.
Органы выполняющие сходные функции, но имеющие разное происхождение называются аналогичными.
Пример
Крылья птиц и насекомых.
Сейчас проведем работу в парах. На столах лежит лист “основные закономерности эволюции” (см. приложение). Вам 5 минут на то, чтобы разобрать задания, затем обсудим их решения. Для удобства на листах с выполненным тестом пишем II, затем варианты ответов.
Пример: а – 1, 2, 4, 5, 7, 26, 27.
Проверка фронтально.
IV. Обратите внимание на термины вывешенные на доске, по каким группам они распределены?
- Направление эволюции.
- Пути эволюции.
- Закономерность эволюции.
- Результат закономерности.
Затем сразу убрать карточки с доски.
На листах с выполненным тестом пишем диктант. Я буду озвучивать явление, а вы пишите, как оно называется, указывая при этом номер.
- Появление челюстей у позвоночных. (Ароморфоз)
- Покровительственная окраска у животных. (Идиоадаптация)
- Отсутствие ног у змей. (Дегенерация)
- Уменьшение ареала белых лебедей. (Регресс)
- Корневище ландыша, клубни картофеля представляют собой подземные побеги. (Дивергенция)
- Сходные структуры в строении глаз осьминога и человека. (Конвергенция)
Сдайте листочки, каждый из вас получит по 2 оценки – за тест и диктант.
V. Можно ли запрограммировать эволюционный процесс? (Нет)
Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос поработаем с карточкой “Сравнение макро и микроэволюции”. (См. приложение)
1. Из чего складывается весь процесс эволюции. (Из макро и микроэволюции)
Вывод: Эти 2 процесса едины.
2. Что является главной движущей силой макро и микроэволюции. (Естественный отбор)
3. Можно ли запрограммировать естественный отбор? (Нет)
4. Следовательно?
Эволюцию запрограммировать нельзя.
Вывод: Направление, скорость, ход развития живой природы задается и осуществляется естественным отбором.
Запишем в тетрадь.
Нет принципиальных различий между процессами образования новых видов (микроэволюцией) и процессами формирования более высоких таксонометрических групп (макроэволюцией).
В макроэволюции действуют те же процессы: возникновение фенотипических изменений, борьба за существование, естественный отбор.
Найдите по учебнику определение макроэволюции. Прочитайте его.
А мы с вами дадим более развернутое определение работая с таблицей.
Эволюция на уровне систематических единиц выше вида, протекающая миллионы лет, недоступная непосредственному изучению и являющуюся обобщение микроэволюционных явлений называется макроэволюцией.
VI. Подведем итог урока, в тетради составим синквейн макроэволюции.
- Макроэволюция.
- Надвидовая, таксонометрическая.
- Обобщает, существует, приспосабливается.
- Возникают крупные систематические группы.
- Явление.
Молодцы.
За ответы и работу на уроке получили оценки…
VII. Домашнее задание: Повторить все понятия этой темы, они вам помогут лучше усвоить раздел “Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии”.
Литература
- О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии. 9-й класс. М.: “ВАКО” 2009.
- А.Г. Лебедев. Справочник школьника. Биология. М.: “Астрель”, 2004.
- С.Г. Мамонотов и др. Учебник биология. Общие закономерности 9-й класс. М.: “Дрофа” 2008.