Каждый из нас имел возможность убедиться, что если младшему школьнику задать вопрос, какой урок у него самый любимый, он, скорее всего, назовёт математику, рисование, физкультуру… Немногие ребята отдадут предпочтение урокам литературного чтения, и это не случайно: кому интересно по нескольку раз перечитывать один и тот же текст, пересказывать его, слушать ответы одноклассников по содержанию прочитанного. Чтение по принуждению не приносит удовольствия, и в душе ребёнка уже с малых лет начинается отторжение лучших образцов литературной классики, а позднее появится тяга к литературе низкопробной, которой сегодня буквально завалены наши книжные прилавки. А ведь научить школьника воспринимать мудрость жизни, заложенную в художественном слове, является главной учительской задачей.
Урокам литературного чтения я всегда стараюсь уделять наибольшее внимание, ибо вижу в этом предмете источник гуманистического образования учащихся начальных классов, отличительной чертой которого является поворот к личности ученика, к его индивидуальности.
Данный урок проводится при изучении произведения сказки Гофмана “Щелкунчик и Мышиный король” (система Л.В. Занкова).
Урок: Литературное чтение.
Класс: 4.
Тема: Характер. Поступок. Сказка Гофмана “Щелкунчик и Мышиный король”.
Цель: познакомить учащихся с понятиями “характер”, “поступок”; учить по поведению главного героя литературного произведения определять черты характера; развивать словесно-логическое мышление; умение обобщать, выделять главное, выполнять задания по аналогии с выходом на творческий уровень.
Оборудование: таблицы, учебник, тетрадь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
- На уроках литературного чтения мы постоянно говорим о том, что в сказках и в рассказах главное – раскрыть характер человека, его мысли и чувства, поступки и оценить их. Но понимаем ли мы, что такое характер, что такое поступок?! Давайте в этом и попробуем разобраться.
3. Стадия вызова.
Задание №1.
На доске: а) умный – дурак, глупый - … (мудрый).
Прочитайте пару слов, найди четвёртое слово такое, которое относилось к третьему так же, как второе к первому; б) волевой – безвольный, смелый - … (трусливый); в) жадный – щедрый, злой - … (добрый); г) болтливый – молчаливый, скромный - … (хвастливый).
- Как вы определили, почему это слово, а не другое?
- Какую связь установили? Молодцы! Вы, оказывается, уже знаете много разных качеств, характеризующих человека.
- А кто догадается, почему все эти качества я записала отдельно, по строчкам?!
а) Качества, отражающие свойства ума человека (“ум”).
б) Свойства человека, которые показывают, как человек относится к самому себе, к другим людям, к окружающему миру (“чувства, отношение”).
- Возникает ещё один вопрос: как можно одним словом назвать все перечисленные качества, свойства, присущие человеку? Что они характеризуют? (Характер)
- Давайте попробуем дать определение характеру.
- А как можно узнать, какой у человека характер?
- Тогда, что же такое поступок? Мы назвали много разных черт характера. А в одном человеке могут сочетаться разные черты?
4. Стадия осмысления.
- Приведите примеры из личной жизни или из литературных произведений.
Итак: черты характера могут сосуществовать в самых различных сочетаниях. Чтобы понимать человека, надо прежде научиться понимать его характер. И не только в литературе, но и жизни мы должны, пытаясь понять, оценить человека, прежде всего, выявить присущие ему черты характера: ум, волю, чувство.
И в жизни, как и в литературе, мы понимаем характер человека через его поступки, потому что именно поступок, действие раскрывает черты характера. Характер человека раскрывается в любом его действии?
Итак, дайте определение поступку.
5. Физкультминутка.
6. Работа в тетради.
Запишите определение характера и поступка.
7. Практикум.
А сейчас давайте попробуем через анализ поступков поговорить о характере главной героини сказки Гофмана “Щелкунчик и Мышиный король”.
- Итак, какими чертами характера мы отметим Мари? Докажите словами из текста.
- Храбрая.
- Чувствительная.
- Внимательная.
- Добрая.
- Мужественная.
- В чём бы вы хотели походить на эту девочку?
- Кто из ребят нашего класса характеризуется такими чертами характера?
- В чём заключается это?
8. Итог урока.
9. Домашнее задание: сочинить сказку, в которой главный герой, судя по его поступкам, является: а) храбрым; б) внимательным; в) мужественным; г) добрым.