Данный материал начал составляться после курсов по логопедическому массажу в МИПКРО, и применяется на практике уже в течение 16 лет.
Логопедический массаж может проводиться логопедом с детьми в начале обучения при постановке звуков. Это значительно увеличит интенсивность занятий, меньше будет подготовительный этап.
Так же, данные упражнения помогут при работе с детьми со сложными речевыми диагнозами (ОНР, стёртая форма дизартрии, алалия). Замечено, что дети с диагнозом ОНР в процессе массажа набирают словарь и стремятся сами активнее высказываться.
Дети со стёртой формой дизартрии со сказками гораздо легче переносят массаж, и потом отмечают, что им легче говорить. И звуки ставятся гораздо быстрее.
Все упражнения придуманы лично. Их можно проводить комплексами, а можно варьировать в зависимости от степени речевого дефекта ребёнка и состояния его артикуляционного аппарата.
Методические указания к комплексу “Идём в детский сад”
Первые несколько раз весь массаж логопед проводит сам своими руками, а ребёнку рассказывает историю (см. Объяснения детям).
Неприятных ощущений у малыша будет гораздо меньше, если он будет готов к тому, что ёжик (не логопед, а славный ёжик) сейчас заглянет и залезет ему под язычок.
Пусть малыш поцарапает пальчиками стол или собственную коленку, чтобы вспомнить и понять, какие ощущения будут, когда волчонок будет рыть землю.
Когда в садик соберётся медведь, ребёнок уже будет готов к тому, что сейчас интенсивность движений по языку станет иной. И очень будет стараться изобразить именно медведя, когда будет делать себе массаж сам.
Когда логопед делает массаж ребёнку, необходимо проверить наличие рвотного рефлекса у ребёнка, и в зависимости от этого работать на той части языка, где он выражен слабее, постепенно продвигаясь всё глубже к корню.
Надо контролировать:
границу рвотного рефлекса;
степень открывания рта;
интенсивность давления на язык.
В то время, когда ребёнок будет делать себе массаж самостоятельно, необходимо контролировать:
достаточное для работы открывание рта;
степень выдвижения языка изо рта;
нахождение рук под платком;
интенсивность давления на язык;
Объяснения детям.
Спрячьте обе руки под платочек. Платок нужен, чтобы язычок не выскальзывал из рук, чтобы пальчики не скользили. Откройте рот и одной рукой вытяните язычок изо рта, хорошо вытяните, сильно. А пальчиком второй руки будем работать, будем пальчик превращать в различных зверюшек.
Покажите длинную дорожку, которая проходит посередине язычка.
Ребята-зверята собираются в детский сад. Они идут туда по дорожке. Пальчик твой обёрнут платочком?
Первой бежит лисичка. У неё маленькие ножки, она наступает часто-часто. Легко пробегись по язычку. Отпусти язычок и сглотни слюну.
За лисичкой прыгает заяц. Сделай дорожку для зайца, хорошо вытяни язык изо рта. Зайка очень любит прыгать не по дорожке, а перепрыгивать её справа и слева. Зайчик такой толстенький. Нажми на язычок каждый раз посильнее. До самого садика прыгает зайка, до самого горлышка постарайся добраться. Отпусти язычок, сглотни слюнку.
Дальше идёт ёжик. Он очень любопытный и всё время сворачивает с дорожки и всюду заглядывает. Сделай дорожку. Бежит ёжик. Сверни с дорожки и загляни под язычок сначала справа, потом слева. Отпусти язычок.
Торопится в детский сад и волчонок. Он идёт и что-то ищет всё время в земле, царапает лапами землю. Как бежит волчонок по дорожке, как он царапает коготками землю? Пусть волк дойдёт до горлышка. Отпусти язычок, сглотни слюну.
А теперь по дорожке топает медвежонок. Сделай ему хорошую дорожку. Медвежонок большой, тяжёлый. Медленно идёт медведь, и его ноги проваливаются, вминаются. Пройди по дорожке медведем несколько раз, сильно нажимай пальчиком. Отпусти язычок. Отдохни.
А теперь давай посмотрим, каким стал язык. Вытяни его изо рта. Посмотри, какой он красный мягкий, как хорошо ты ему сделал массаж.