Урок по МХК "Вечные образы античной мифологии"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: осознание значения и художественного воплощения сюжетов и образов античной мифологии в различных видах искусства.

Задачи:

  • развитие воображения и творческих способностей через декламацию, театрализацию и инсценировку;
  • воспитание способности видеть красоту, изящество в различных видах искусства;
  • пробуждать стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни.

Необходимое оборудование:

  1. Компьютер, проектор, экран.
  2. Звукопроизводящее устройство.

ХОД УРОКА

Учитель:

Греческая и славянская мифология... Библейские сказания... Как много образов и сюжетов подарили они человечеству! Скольких художников, поэтов и музыкантов вдохновили они в разные времена на создание бессмертных творений искусства!

Оперы, балеты, театральные постановки до сих пор “густо заселены” мифологическими и библейскими персонажами.

Один миф об Орфее и Эвридике вдохновил на создание крупных музыкальных произведений (опера, оперетта, балет) более 30 композиторов от XV века до наших дней.

Ученые утверждают, что среди художественных произведений мирового искусства, опирающихся на литературные источники, едва ли не 9/10 восходят к античным и библейским сюжетам.

Древнегреческая мифология продолжает жизнь и в современной речи (“ахиллесова пята”, “гордиев узел”, “дамоклов меч”, “панический страх” и т.д.) и запечатлена в камне.

Влияние античной мифологии сказалось на архитектурном облике многих городов Европы. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах старинные здания украшены орнаментом, барельефами, фризами, статуями и скульптурными группами, созданными на основе античных сюжетов.

Для того чтобы понимать старинную и современную музыку, живопись, скульптуру, нам необходимо знать и понимать античную мифологию.

Почему же великие мастера время от времени, вглядываясь в историческую даль прошлого, обращались к первоистокам духовности, к поучительным картинам эпохи “детства человечества”? Что же означают слова “миф”, “легенда”? Как они связаны со словами сказка, красота, поучительность? (Ответы детей)

Ребята, давайте вспомним сегодня, в произведениях каких художников нашли отражение древнегреческие мифы? Какие работы вам наиболее близки? (Ответы детей)

После обсуждения на экране показать видеоряд из нижеперечисленных работ:

  1. Бакст “Античный ужас”
  2. Тициан “Рембрандт и Даная”, “Флора”
  3. Серов “Похищение Европы”
  4. Рубенс “Прикованный Прометей”, “Венера и Адонис”
  5. Боттичелли “Рождение Венеры”, “Весна”
  6. Веласкес “Кузница вулкана”
  7. Тициан “Наказание Марсия”
  8. Пуссен “Аполлон и Дафна”,  “Нарцисс и эхо”
  9. Рафаэль “Парнас”
  10. Рубенс “Битва Амазонок с греками”

А теперь обратимся к древнегреческой литературе. Назовите авторов, чьи имена и творения дали мощный толчок развитию мировой литературы, стали яркой страницей в исторической летописи поэзии и прозы.

(Ответы детей сверить с текстом на экране, который появится позднее)

  • Эзоп. Басни
  • Гомер “Илиада”, “Одиссея”
  • Эсхил, Софокл, Еврипид – драма
  • Гесиод. “Теогония”
  • Овидий “Метаморфозы” - энциклопедия из 15 книг, 12 тыс. стихов и более 246 мифов.

Что означают для нас слова “Идеал” и “Красота”, “Счастье” и “Любовь”, “Добро” и “Зло”, “Ненависть” и “Страдание”, “Борьба” и “Подвиг”? Каждое из них нашло свое отражение в произведениях мирового искусства. Обращенные к заре человеческой юности, они не только переносят нас в прошлое, но и взывают к будущему, помогают сегодня решать сиюминутные и вечные человеческие проблемы.

Время и Вечность, перекликаясь друг с другом, ведут между собой диалог, задают вопросы настоящему и будущему.

Зевс, Прометей, Аполлон и Дафна, Орфей и Эвридика, запечатленные во многих произведениях искусства, пленяют нас и сегодня искренностью чувств и величием человеческого духа.

Как был сотворен мир, что было источником жизни на земле, как появились боги и люди по представлениям древних греков? Эти и другие вопросы мы с вами обсуждали на наших предыдущих уроках. И сегодня подводим итог всей проделанной за полугодие работы.

Учащиеся:

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. 3 прекрасные Орры охраняют вход на высокий Олимп и поднимают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю.

Высоко над Олимпом – голубое бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса, вечно там светлое, радостное лето. А на земле весну и лето сменяет осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и Боги знают печали, но они скоро проходят. И снова водворяется радость на Олимпе.

Выходит Зевс (учащийся в стилизованной одежде и сандалиях).

- Приветствую вас всех!

Пришел я к вам с Олимпа славного, услышав речь о богах греческих. Рад, что подобный интерес у вас так развит и имя Зевса вам не чуждо! Устрою вам сегодня испытанье небольшое, с тем, чтобы узнать, насколько глубоки познания ваши о жизни на Олимпе.

- Я – Зевс, бог – покровитель всех людей и жизни городской, защитник всех обиженных и молящихся за меня.

- Какое ж чудо света связали с именем моим?

Учащиеся: храм Зевса со скульптурой Фидия.

Ну, что же, начало неплохое.

- А есть ли братья у меня и где стихия их?

Учащиеся: Посейдон – владыка морей и океанов, Аид – бог подземного царства.

- Родство мое, смотрю, знакомо вам, а знаете ли вы детей моих?

Учащиеся: Афина, Орры и Мойры, Геба, Арес, Гефест, Илифия, Хариты, Персефона, Музы, Аполлон, Артемида, Афродита, Гермес, Дионис, Геракл, Минос, Персей и др.

- Ответы ваши меня порадовали, и спокойно могу отправиться я в родной чертог, узнают пусть все боги о том, что даже в школах о славной жизни на Олимпе все знают, Вам же пожелаю всем не потерять к познанью и ученью жажду, достойным чтобы стать в дальнейшей взрослой жизни.

(Зевс уходит)

Учитель:

- “Сквозь тысячелетия вперед смотрящий”.

О ком сейчас пойдет речь?

Учащиеся: Титан Прометей.

Учитель:

- Один титан среди Богов.

Дерзкий Прометей вмешался в спор между людьми и Богами.

Почему многие поэты, в том числе Ломоносов, “невежественным гонителем наук и знаний противопоставляют именно Прометея? (Ответы учащихся)

Учитель:

Миф о наказании Прометея Зевсом нашел широкое отражение в произведениях литературного жанра. Но как по-разному представляли его писатели!

В “Теогонии” Гесиода Прометей примитивен и груб. Он всего лишь хитрый обманщик, не без оснований наказанный Зевсом.

Римский поэт Гораций также говорит о “злом обмане” Прометея, о том, что огонь, им похищенный, повлек за собой многочисленные болезни у людей и сократил им жизнь.

Совершенно иначе представлен Прометей в трагедии Эсхила “Прометей прикованный”. Здесь он, прежде всего, мученик, пожертвовавший собой ради людей”.

Инсценировка фрагмента трагедии Эсхила “Прометей Прикованный”

Власть:

Вот мы пришли к далеким рубежам земли,
В пространства скифов, в дикую, пустую дебрь.
Итак, Гефест, теперь твоя обязанность
Приказ отца исполнить и преступника
К скалистым кручам пригвоздить, сковав
Булатными, кандальными оковами.

Насилие:

Ведь он твой цвет, огонь, чудесно блещущий,
Украл и людям подарил. За грех такой
Он от богов потерпит наказания.
Чтоб научился тиранию Зевсову
Любить, забывши человеколюбие.

Гефест:

Ты, Власть, и ты, Насилье, вы исполнили
Веленье Зевса. Ваше дело сделано.
А я посмею ль Бога, кровно близкого,
Прибить к скале, открытой вихрям яростным?!
И, все-таки, обязан я отважиться:
С отцовской волей строгой тяжело шутить.

(К Прометею)

Сверхмудрый сын Фемиды правомыслящей,
Назло тебе, назло себе, железами
К пустынному утесу прикую тебя,
Где ни лица, ни слова человечьего
Не видно и не слышно. Солнце жгучее
Твою скорежит кожу.
Спаситель не родился твой.
Вот и награда человеколюбию!

Власть:

Эй-эй, что медлить? Что жалеешь без толку?
Не ненавидеть бога, всем богам врага?

Гефест:

Родство и дружба - это силы страшные.

Насилие:

Согласна я. Но можно ли отца приказ
Отца не выполнить? Ведь это же еще страшнее.

Гефест.

Да, вы всегда суровы и безжалостны.

Власть:

Что толку слёзы лить, его оплакивать?
Пустое, бесполезное занятие!

Гефест:

О как мне ненавистно ремесло моё!

Насилие:

Всё тяжело на свете, лишь бессмертным повелевать легко. Свободен Зевс один.

Власть:

Живее! В кандалы врага забей!

Насилие:

Чтобы родитель праздным не видал тебя.

Гефест:

Наручники, ты видишь? Я схватил уже.
Готово всё! Работа ладно сделана

Власть:

Ударь ещё! Забей! Потуже стягивай!

Насилие:

И в бездорожье мастер он пути сыскать.

Гефест:

Ай-ай, я плачу. Прометей, от мук твоих!
Уйдём же! Цепью сдавлен он железною!

Власть:

Что ж, нагличай! Сокровища богов кради!
Двуногих мошек ради. Поглядим теперь.
Как отчерпают лодку люди бед твоих.

Насилие:

Напрасно Прометеем – промыслителем слывёшь среди бессмертных.
Так промысли же, как самому из этой сети вынырнуть!

Прометей:

Святой эфир и ветры быстрокрылые,
Истоки рек текучих, смех сверкающий.
Неисчислимых волн морских и мать земля,
И солнца круг всезрящий – вам я жалуюсь!
Взгляните, что терплю я, бог, от божьих рук!
Страдать мне века и века, мириады веков!
Я должен с легкостью переносить свой жребий,
Зная накрепко, что власть непобедима.
Но, ни молчать, ни говорить об участи моей не в силах я.
Ведь муку горькую терплю за то,
Что смертных дал сокровища,
В стволе сухого тростника родник
огня я воровски припрятал.
И для людей огонь искусства всяческого
Стал учителем, путем великим жизни.
Взгляните, вот я, Бог в оковах, горький Бог,
Враг Зевса ненавистный, чума и напасть.
Для богов, и все за то, что людей я сверх меры любил.
И дрожит, и звенит весь эфир под ударами множества крыл.
Чтоб ни близилось, все мне ужасно!

Учитель:

Сегодня мы встречаем богиню цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. С приходом весны она царствует над всеми живыми существами. Встреча эта нам просто необходима, ведь до прихода весны осталось две недели.

Флора:

(Костюм украшен цветами, на голове – венок)

Вешних дыхание роз с уст излетает моих.
“Флорой зовусь, а была я Хлоридой;
В устах же латинских
Имени моего греческий звук искажён.
Да, я была на блаженных полях Хлоридою – нимфой,
Там, где счастливцы мужи в своё время цвели.
Как хороша я была, мне мешает сказать моя скромность”.
Нет ничего прекраснее цветов на свете,
Они – мои родные дни.
Им итальянцы праздник посвятили,
Себя, жилища и животных
Цветочными гирляндами, венками нарядили.
Весёлых песен, шуток, плясок
Полон праздник этот,
Играют, состязаются там взрослые и дети.
Хочу, чтоб праздник мой открыт был всем,
Я призываю жить всех всласть в цветущие года,
А о шипах забыть при опадении роз.

Красоту и вечную юность флоры запечатлели многие художники. Среди лучших произведений на эту тему – картины Тициана “ Флора, Рембрандта “ Флора” и Пуссена “Царство Флоры”

Тициан запечатлел высокий женский идеал, чистую юную радость. как нежен теплый розовый тон открытого плеча и белоснежное одеяние. В руке непременно цветы, которые я разбрасываю по земле.

Где Флора – там цветы, безымянный покой и радость бытия?
Где нет меня – там зловещий сумрак и таинственная тишина.

Такой можно увидеть работу Рембрандта, где он изобразил свою жену, ставшую прообразом Флоры, потому что, именно к ней, обращены высшие чувства художника.

“ Царство Флоры” Пуссена – поэтическая аллегория происхождения цветов.

В поле зрения художника только те герои античных сказаний, которые либо по роковой случайности по воле богов превратились в цветы после смерти.

Как-то весной на глаза я Зефиру попалась, ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня.
Все же Зефир оправдал меня, сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весною, весна – это лучшее время;
В зелени все деревья, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветёт на полях, мне в приданое данных;
Нежит его ветерок, ласково воды журчат
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: “ Навсегда будь ты богиней цветов!”

Учитель:

- Спасибо, милая Флора.

Ну, что, друзья, готовы к новой встрече?

Сейчас вы увидите на экране фрагмент стихотворения А. Майкова с одним пропущенным словом и как только определите, чьё имя отсутствует в тексте, этот персонаж тут же появится перед вами.

“В ушах звенит стрела от лука …

И лучезарный сам с дрожащей тетивой, восторгом дышащий сияет передо мной”.

Аполлон:

Приветствую я вас, природы дети.
Я – златокудрый Аполлон,
Рожден Латоной, а громовержец Зевс – отец.
На Делосе свой первый дом нашел,
Из лавра мой венец.
Познал я радость и печаль,
Меня и горе постигало,
Когда стрелу с проклятьем Эрот вдруг послал,
Направил в сердце Дафны, что же с нею стало?
Кора покрыла тело нежное ее,
А волосы в листву вдруг обратились.
Весной и летом ждет меня лесистый геликон,
Там, на Парнасе, у Кастальского ключа,
Мое пристанище, мой дом.
Искусства загорается свеча.
Здесь спутницы мои и верные подруги,
Прекрасные и юные создания.
Когда вдруг раздаются наших песен звуки,
То замолкает все вокруг, все мирозданье.
Их знает каждый на земле живущий,
Гармонию дарит наш хор поющий.
Не буду говорить я много,
Знакомы с музой Каллиопой?

(Ответы детей)

Евтерпа?...
Любовных песен муза, знают все – Эрато.
А Мельпомена? Каким же даром эта муза так богата?
Талия – муза комедии.
Клио – муза истории.
Урания - муза астрономии.
Терпсихора – муза танца.
Полигимния – муза священных гимнов.

Встречайте! Мои верные подруги пришли к вам в класс. Они в гостях у вас!

(Музы входят под музыкальное сопровождение (стилизация древнегреческой музыки), становятся полукругом и Аполлон представляет каждую музу под аплодисменты)

Эрато:

Поэзия живет вне времени,
Она не быстротечна.
И этим даром избранных я наделяю вечно.
Разлука, счастье, наслажденье,
И мысли бурное стремленье
Подвластны рифме, и я счастлива вполне -
Поэтов, лириков немало на земле.
И Тютчева стихи всем подарить я рада,
Вам наслажденье - мне отрада.

Ф.Тютчев. Любовь, любовь…

Евтерпа:

Союз поэзии и музыки прекрасен.
Евтерпы труд, поверьте, не напрасен.
Повсюду звуки песен раздаются,
И люди плачут и смеются,
Едва услышав их звучанье,
Примите дар мой на прощанье.

(“Евтерпа” исполняет песню)

Урания:

Привет вам, милые создания!
Я - муза астрономии Урания
Загадочнее, прекраснее звёзд на небе,
Пожалуй, трудно отыскать
И вам сейчас хочу сказать-
Секреты мироздания я открыть готова,
Вселенная – загадка, но основа открытия любого знания,
Что требуют усилия, внимания
Сегодня музы в гости к вам пришли
И в мир искусства повели.
Так кто же сможет мне ответить,
Даст объясненье, почему нас девять

(Ответ детей)

К вам обращаюсь я:

Стрельцы и Козероги - идите твёрдо вы по жизненной дороге;
Все, кто рождён под знаком водолея,
Живите так, чтоб о прошедшем не жалели.
Всем, Рыбы, плыть не только по течению,
И слушать не всегда души и сердца,
Но и разума веления.
Тельцы и Овны, пусть упорство будет ваше направлено
Лишь только на удачу.
Вам, Близнецы, поменьше сомневаться,
А Ракам яркими такими оставаться.
Львам в жизни много добиться
И Девам на “отлично” всем, всегда учиться.
Весы должны быть справедливы и мужественны,
Вы ведь так ранимы
Вы, Скорпионы, чаще улыбайтесь,
Ошибки окружающим прощайте.
Стрельцы и козероги,
Идите смело вы по выбранной дороге.
Открыты двери знаний перед вами,
Идите смело, музы рядом с вами.
Сестру свою к вам Терпсихору приглашаю,
Вам на уроках МХК успехов всем желаю.

Терпсихора:

В Древней Греции знали и стар, и млад
Красивое тело - лучший наряд,
Гармония пластики, танца круженье
Ваш взор усладит и создаст настроенье.
Под звуки аполлоновой кифары
Кружатся в плавном танце пары.
Тимпаны резвые звучат,
Пуститься в пляс они велят.
Свои танец вам сейчас дарю, друзья,
Ведь муза танца - Терпсихора я.

(Танец Терпсихоры. Все участники постановки выходят на поклон)

Учитель:

Мы подвели итог первой встречи с древнегреческой мифологией и культурой, думаю, что впечатления, которые вы получили сегодня, надолго останутся в вашей памяти и не пройдут бесследно. Желание не только созерцать, но и творить, быть причастными к искусству будет сопровождать вас все годы общения с мировой художественной культурой.

Презентация к уроку “Вечные образы античной мифологии” (Приложение 1)