Цели:
- познакомить учащихся с древнейшим жанром устного народного творчества – народной сказкой;
- развивать умение понимать прочитанное, анализировать произведение, выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать речь и внимание;
- воспитывать интерес к устному народному творчеству, нравственные качества личности ребенка.
Оборудование: викторина, выставка книг, карточки, картинки со сказочными героями, политическая карта Европы.
Ход урока
I
. Организационный момент.– Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок.
Вот медведь,
Вот дроздок,
Серый волк – зубами щёлк!
Вот и заяц,
Вот петух
Лиса мчится во весь дух!
Хоть лиса и хитра –
Обманом не нажить добра!
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!
II
. Актуализация знаний.– Сейчас проведем викторину и проверим насколько вы – внимательные читатели.
Задание: определите название сказок.
(Инсценирование отрывков подготовленными учащимися)
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– Одеваюсь…
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– Шубу надеваю…
(“Лиса и заяц”)
– Битый небитого везёт, битый небитого везёт.
– Что ты там, лисонька, говоришь?
– А я говорю: битый битого везёт.
– Так, милая, так!
(“Лиса и волк”)
– Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петя выглянул, лиса его цап – царап и понесла.
Петушок испугался, закричал:
– Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик – братик, выручи меня!
(“Кот, петух и лиса”)
– Кто главные герои этих сказок? (животные)
– К какой группе сказок они относятся? (сказки о животных)
– Кто главная героиня этих сказок? (лиса)
– Определите какие качества ей присущи? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)
– Какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков)
– Какому народу принадлежит авторство этих сказок? (русскому)
III. Постановка темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы рассмотрим, как другие народы рассказывают о характерах, поступках героев и оценивают их.
– Прочитайте подчеркнутые буквы и определите, сказку какого народа будем читать?
ЗЛОЧАБТМВНИЖЯ
– Найдите на карте эту страну.
– Что вы можете сказать о её местонахождении?
– Составив из слов предложение, вы узнаете название сказки.
Петух, как, обманул, лису.
(“Как петух лису обманул”)
– Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:
Познакомимся…
Будем учиться …
Будем воспитывать…
IV. Работа с текстом до чтения.
– Чем интересно название сказки? (в нем спрятался вопрос)
– Как вы думаете, какой ответ дается: научный или сказочный?
– А вы хотели бы узнать ответ на этот вопрос?
– Откройте учебник (Бунеев Р.Н. “Маленькая дверь в большой мир”, стр. 79).
– Рассмотрите иллюстрацию. Зная название сказки, и рассмотрев иллюстрацию, предположите, о чем пойдет речь? (предположения детей)
V. Первичное восприятие.
Самостоятельное чтение сказки учащимися.
– Понравилось ли вам произведение?
– Чье предположение совпало с сюжетом сказки?
– Кто главные герои сказки?
– Кто вам симпатичен?
– Что нового вы узнали о лисе?
Физминутка.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора вставать.
Глазки все мы открываем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VI
. Работа с текстом во время чтения на уровне содержания.Читаем текст, вслух, с попутными комментариями, подчеркиваем слова и выражения, которые характеризуют главных героев.
1. Чтение 1 абзаца.
– Как называется постоянный элемент сказок? (зачин)
– Что узнали о главном герое? (забияка, задира)
2. Чтение второго абзаца.
– Каков петух? (драчливый)
– Что значит норовит? (настойчиво стремиться что-нибудь сделать или добиться)
– Как вы понимаете выражение “по всем петушиным правилам пойдет бой”?
3. Чтение 3 абзаца про себя.
– Что нового вы узнали о герое? (хитрый)
– Как вы понимаете выражение “бочком-бочком”? (очень осторожно)
4. Чтение 4-5 абзацев.
– Почему старуха прогнала петуха?
– Какой художественный прием используется? ( троекратный повтор)
– Каков был петух? (обидчивый)
– Почему петух оказался в лапах у лисы? (был одинок)
5. Чтение в парах 6-7 абзацев.
– Что значит браниться? (использование Толкового словаря)
– Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? (поддразнивал)
– А как вы понимаете слово “позарился”?
6. Чтение 8-9 абзаца.
– Как петух одурачил лису?
– Как себя проявила лиса? (злая, грубая)
– На кого обижается лиса?
– Какая здесь лиса? (обидчивая, злопамятная)
7. Дочитать сказку до конца.
– Какая лисья повадка нашла свое объяснение в сказке?
VII. Работа с текстом после чтения.
1. Проблемный вопрос.
– Почему петуху удалось провести и одурачить лису?
Ох, и норовиста лиса,
Да и на нее нашлась узда.
– А так ли плохо быть хитрым?
– А когда особенно ценно это качество? (когда есть угроза жизни)
– Что необычного в образах лисы и петуха в латышской сказке? (поменялись местами)
– Что осуждает народ в сказке?
Вывод: условия жизни разных народов могли отличаться, а вот представления, что хорошо, что плохо у них были схожи.
2. – Можно ли данное произведение отнести к сказке и почему? Докажите, используя сказочные приметы: зачин, присказка, волшебные герои, волшебные события, сказочная концовка, народная мудрость.
3. Работа с пословицами.
– Составьте пословицы:
Скучен день до вечера | к победе ведут |
Берут завидки | так и откликнется |
Смекнешь да схитришь – | коли делать нечего |
Как аукнется, | на чужие пожитки |
Смекалка и ум | врагов победишь |
– Из данных пословиц выберите те, которые подходят к содержанию сказки.
Объясните смысл.
4. Чтение по ролям.
VIII
. Итог урока.– С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?
– Кто узнал для себя что-то новое?
– Чему учит эта сказка?
– Какая из пословиц могла бы стать названием сказки?
IX. Рефлексия.
– Выберите и дополните одно из предложений:
Мне на уроке было интересно…
Мне на уроке было трудно…
Урок заставил меня задуматься о том, что…
X. Домашнее задание.
– Выберите себе домашнее задание:
– Подготовить пересказ сказки от первого лица.
– Нарисовать героя, который вам симпатичен.
– Найдите сказки с вопросом в заглавии.
– Проиллюстрируйте понравившийся отрывок сказки.
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.