Сказка
В сказке всё необычно, всё выдумано от начала и до конца. Топор рубит сам деревья; печка разговаривает, ковёр-самолёт летает по небу, лягушка превращается в прекрасную царевну. В сказке нет ничего лишнего, каждая деталь нужна для развития действия.
“Я убеждён, что знакомство со сказками и вообще с неисчерпаемыми сокровищами устного народного творчества крайне полезно”.
М.Горький
В мир сказок ребёнок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Дети любят сказки, в них, как в игре, всё возможно. В сказках звери, птицы и вещи разговаривают, живут и поступают, как люди. В сказках происходят чудесные превращения. В них всегда побеждает добро, а зло и несправедливость наказывается.
Ученики с интересом слушают сказки, переживают за героев, радуются и грустят вместе с ними. Сказка захватывает своим содержанием, пробуждает воображение, развивает фантазию и расширяет жизненные представления, учит, как нужно относиться к своим и чужим поступкам.
Учат сказки ценить труд каждого. Тянут репку дед, бабка, внучка, собачка Жучка, кошка. Не получается у них ничего, пока не пришла им на помощь мышка. Мала она, а репку вытянули только с её помощью. “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.
Сказок в мире очень много. Из них мы узнаём о жизни разных народов, их обычаях, традициях, верованиях. Народные сказки передавались из поколения в поколение.
“Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребёнка, - невозможно представить детского мышления и детской речи”.
В.А.Сухомлинский
Цель занятия: вызвать интерес к чтению русских народных сказок, расширение читательского кругозора, учить читать по ролям, развивать мышление и речь учащихся, учить их сопоставлять предметы по одному или нескольким признакам, преодолевать трудности, желание работать в коллективе.
В народном творчестве сказка – самое большое чудо. В ней обычны слова и выражения: “жили-были”, “братец”, “сестрица”, “дед”, “баба”, “избушка”, “пеки пироги”, “поеду за рыбой”, - а реальный мир преображён. Мы узнаём и не узнаём его.
Звери в сказках говорят, рассуждают, хитрят, обманывают, дружат. В русских сказках много фантастического: Змей Горыныч, русалки, Баба-Яга, Кощей, морской царь. В сказках рассказывается о чём-то невероятном, невозможным в реальной жизни.
Правда сказок в том, что хотя и говорится о животных, а описываются похожие человеческие ситуации – тем сказки и интересны.
Сегодня мы с вами совершим путешествие “По дорогам русских народных сказок”.
Карта:
- загадки;
- угадай сказку;
- найди ошибку;
- волшебный сундучок;
- крылатые слова;
- познавательная страничка;
- кроссворд.
Загадки.
1. Летела стрела и попала в болото,
А на болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей
Делался мигом красивой, пригожей?
Лягушка. Сказка “Царевна-лягушка”
2. Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом.
Журавль. Сказка “Лиса и журавль”
3. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
Теремок. Сказка “Теремок”
4. Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Кто герои этой сказки?
Три медведя. Сказка “Три медведя”
Из какой сказки:
1. “ Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи! Слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон!”.
Сказка “Лиса и заяц”
2. “Наловил дед рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мёртвая”.
Сказка “Лисичка-сестричка и волк”
3. “Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдёт, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят”.
Сказка “Волк и семеро козлят”
4. “Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.
Бабка за дедку,
Дедка за репку -
Тянут-потянут,
вытянуть не могут”.
Сказка “Репка”.
Волшебный сундучок:
1. Игла.
- Из какой сказки? Сказка “Иван-царевич и серый волк”.
2. Яблоко, пирожок.
- Из какой сказки? Сказка “Гуси-лебеди”.
3. Клубок ниток.
- Из какой сказки? Сказка “Царевна-лягушка”.
4. Бутылочка с водой “Живая”.
- Из какой сказки? Сказка “Иван-царевич и серый волк”.
Давайте отдохнём:
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Найди ошибку:
- ошибка: кот. Сказка “Курочка Ряба”;
- ошибка: заяц. Сказка “Колобок”;
- ошибка: девочка. Сказка “Гуси-лебеди”;
- ошибка: медведь. Сказка “Иван-царевич и серый волк”.
Крылатые слова и выражения:
Лиса Патрикеевна.
А почему Патрикеевна? Откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса? Патрикей – имя старинное и происходит от латинского слова “ патриций”, то есть аристократ. Но в старину “ц” на Руси произносили как “к”. Поэтому и получалось – Патрикей. Имя давалось только детям княжеского рода. Давным-давно, лет 700 назад жил-был новгородский князь Патрикей Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то и получила отчество Патрикеевна.
По щучьему велению, по моему хотенью.
Выражение из русской народной сказки, употребляется в значении: чудесным образом, как бы само собой.
Медведь:
Происхождение этого слова вам всем, наверное, известно. Послушайте сказку-разговор Сороки с Медведем.
- Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь.
- Какой вопрос, стрекотуха?
- Почему тебя Медведем зовут? Глухарь – понятно: он весной глухой. Заяц-беляк – понятно: он зимой белый. А вот медведь не понятно!
- Хе-хе! Бестолковая ты птица: мед-ведь – значит мёд ведающий. Знает, стало быть, где мёд в лесу спрятан. Николай Иванович Сладков.
Познавательная страничка:
Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) – русский живописец. Родился в семье сельского священника, учился в духовном училище и в семинарии, а затем учился в Петербурге в Рисовальной школе. Картины на сказочные сюжеты: “Алёнушка” - 1881 год, “Иван-царевич на сером волке” - 1889 год.
Кроссворд:
1. Куда дед из сказки “Сестричка-лисичка и волк” положил “мёртвую” лису? Сани.
2. Что подарил старичок Ивану-царевичу из сказки “Царевна - лягушка”? Клубок.
3. Какие Емелины вещи из сказки “По щучьему велению” сами домой пошли? Вёдра.
4. В кого превратился братец Иванушка из сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”? Козлёнок.
5. Куда положила старуха колобок, чтобы он остудился из сказки “Колобок”? Окно.
6. Кто последним тянул репку из сказки “Репка”? Мышка.
- Какое слово получилось: Сказка.
Итог:
- смогли: отгадать загадки, слушали отрывки из сказок и назвали их, нашли ошибки, которые допустил художник и правильно назвали героев, отгадали предметы из “волшебного сундучка”, кроссворд;
- узнали: крылатые слова и выражения, о русском живописце Васнецове Викторе Михайловиче и его картины к сказочным сюжетам;
- понравилось занятие (зелёный кружок).
Закроем глазки. Зима. Февраль. Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Лес. Белый пушистый снег кругом. Темнеет. На опушке сказочный домик, в нём светятся окошки, на снегу видны следы. Открываем глазки.
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
Русские народные сказки:
- Колобок;
- Лисичка-сестричка и волк;
- Три медведя;
- Сестрица Алёнушка и братец Иванушка;
- Царевна-лягушка;
- Теремок;
- Репка;
- Курочка Ряба;
- Лиса и заяц;
- Гуси-лебеди;
- Иван-царевич и серый волк;
- По щучьему велению.
Литература
- “Русские народные сказки” - из сборника А.Н.Афанасьева, Москва, “Художественная литература”, 1987 год.
- “Мир русской культуры” - энциклопедический справочник, Москва, Вече, 2000 год.
- “Занимательное азбуковедение”. В.В.Волина, Москва, “Просвещение”, 1981 год.
- “Загадки от А до Я”. В.Волина, Санкт-Петербург, Дидактика Плюс, 1997 год.
Музыка П.И.Чайковского “Времена года”. Приложение 2.