Внеклассное мероприятие по литературному чтению "По дорогам русских народных сказок"

Разделы: Внеклассная работа


Сказка

В сказке всё необычно, всё выдумано от начала и до конца. Топор рубит сам деревья; печка разговаривает, ковёр-самолёт летает по небу, лягушка превращается в прекрасную царевну. В сказке нет ничего лишнего, каждая деталь нужна для развития действия.

“Я убеждён, что знакомство со сказками и вообще с неисчерпаемыми сокровищами устного народного творчества крайне полезно”.

М.Горький

В мир сказок ребёнок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Дети любят сказки, в них, как в игре, всё возможно. В сказках звери, птицы и вещи разговаривают, живут и поступают, как люди. В сказках происходят чудесные превращения. В них всегда побеждает добро, а зло и несправедливость наказывается.

Ученики с интересом слушают сказки, переживают за героев, радуются и грустят вместе с ними. Сказка захватывает своим содержанием, пробуждает воображение, развивает фантазию и расширяет жизненные представления, учит, как нужно относиться к своим и чужим поступкам.

Учат сказки ценить труд каждого. Тянут репку дед, бабка, внучка, собачка Жучка, кошка. Не получается у них ничего, пока не пришла им на помощь мышка. Мала она, а репку вытянули только с её помощью. “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.

Сказок в мире очень много. Из них мы узнаём о жизни разных народов, их обычаях, традициях, верованиях. Народные сказки передавались из поколения в поколение.

“Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребёнка, - невозможно представить детского мышления и детской речи”.

В.А.Сухомлинский

Цель занятия: вызвать интерес к чтению русских народных сказок, расширение читательского кругозора, учить читать по ролям, развивать мышление и речь учащихся, учить их сопоставлять предметы по одному или нескольким признакам, преодолевать трудности, желание работать в коллективе.

В народном творчестве сказка – самое большое чудо. В ней обычны слова и выражения: “жили-были”, “братец”, “сестрица”, “дед”, “баба”, “избушка”, “пеки пироги”, “поеду за рыбой”, - а реальный мир преображён. Мы узнаём и не узнаём его.

Звери в сказках говорят, рассуждают, хитрят, обманывают, дружат. В русских сказках много фантастического: Змей Горыныч, русалки, Баба-Яга, Кощей, морской царь. В сказках рассказывается о чём-то невероятном, невозможным в реальной жизни.

Правда сказок в том, что хотя и говорится о животных, а описываются похожие человеческие ситуации – тем сказки и интересны.

Сегодня мы с вами совершим путешествие “По дорогам русских народных сказок”.

Карта:

- загадки;

- угадай сказку;

- найди ошибку;

- волшебный сундучок;

- крылатые слова;

- познавательная страничка;

- кроссворд.

Загадки.

1. Летела стрела и попала в болото,
А на болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей
Делался мигом красивой, пригожей?

Лягушка. Сказка “Царевна-лягушка”

2. Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом.

Журавль. Сказка “Лиса и журавль”

3. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.

Теремок. Сказка “Теремок”

4. Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Кто герои этой сказки?

Три медведя. Сказка “Три медведя”

Из какой сказки:

1. “ Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи! Слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон!”.

Сказка “Лиса и заяц”

2. “Наловил дед рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мёртвая”.

Сказка “Лисичка-сестричка и волк”

3. “Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдёт, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят”.

Сказка “Волк и семеро козлят”

4. “Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.

Бабка за дедку,
Дедка за репку -
Тянут-потянут,
вытянуть не могут”.

Сказка “Репка”.

Волшебный сундучок:

1. Игла.

- Из какой сказки? Сказка “Иван-царевич и серый волк”.

2. Яблоко, пирожок.

- Из какой сказки? Сказка “Гуси-лебеди”.

3. Клубок ниток.

- Из какой сказки? Сказка “Царевна-лягушка”.

4. Бутылочка с водой “Живая”.

- Из какой сказки? Сказка “Иван-царевич и серый волк”.

Давайте отдохнём:

Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.

Найди ошибку:

- ошибка: кот. Сказка “Курочка Ряба”;

- ошибка: заяц. Сказка “Колобок”;

- ошибка: девочка. Сказка “Гуси-лебеди”;

- ошибка: медведь. Сказка “Иван-царевич и серый волк”.

Крылатые слова и выражения:

Лиса Патрикеевна.

А почему Патрикеевна? Откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса? Патрикей – имя старинное и происходит от латинского слова “ патриций”, то есть аристократ. Но в старину “ц” на Руси произносили как “к”. Поэтому и получалось – Патрикей. Имя давалось только детям княжеского рода. Давным-давно, лет 700 назад жил-был новгородский князь Патрикей Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то и получила отчество Патрикеевна.

По щучьему велению, по моему хотенью.

Выражение из русской народной сказки, употребляется в значении: чудесным образом, как бы само собой.

Медведь:

Происхождение этого слова вам всем, наверное, известно. Послушайте сказку-разговор Сороки с Медведем.

- Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь.

- Какой вопрос, стрекотуха?

- Почему тебя Медведем зовут? Глухарь – понятно: он весной глухой. Заяц-беляк – понятно: он зимой белый. А вот медведь не понятно!

- Хе-хе! Бестолковая ты птица: мед-ведь  – значит мёд ведающий. Знает, стало быть, где мёд в лесу спрятан. Николай Иванович Сладков.

Познавательная страничка:

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) – русский живописец. Родился в семье сельского священника, учился в духовном училище и в семинарии, а затем учился в Петербурге в Рисовальной школе. Картины на сказочные сюжеты: “Алёнушка” - 1881 год, “Иван-царевич на сером волке” - 1889 год.

Кроссворд:

1. Куда дед из сказки “Сестричка-лисичка и волк” положил “мёртвую” лису? Сани.

2. Что подарил старичок Ивану-царевичу из сказки “Царевна - лягушка”? Клубок.

3. Какие Емелины вещи из сказки “По щучьему велению” сами домой пошли? Вёдра.

4. В кого превратился братец Иванушка из сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”? Козлёнок.

5. Куда положила старуха колобок, чтобы он остудился из сказки “Колобок”? Окно.

6. Кто последним тянул репку из сказки “Репка”? Мышка.

- Какое слово получилось: Сказка.

Итог:

- смогли: отгадать загадки, слушали отрывки из сказок и назвали их, нашли ошибки, которые допустил художник и правильно назвали героев, отгадали предметы из “волшебного сундучка”, кроссворд;

- узнали: крылатые слова и выражения, о русском живописце Васнецове Викторе Михайловиче и его картины к сказочным сюжетам;

- понравилось занятие (зелёный кружок).

Закроем глазки. Зима. Февраль. Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Лес. Белый пушистый снег кругом. Темнеет. На опушке сказочный домик, в нём светятся окошки, на снегу видны следы. Открываем глазки.

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…

Русские народные сказки:

- Колобок;

- Лисичка-сестричка и волк;

- Три медведя;

- Сестрица Алёнушка и братец Иванушка;

- Царевна-лягушка;

- Теремок;

- Репка;

- Курочка Ряба;

- Лиса и заяц;

- Гуси-лебеди;

- Иван-царевич и серый волк;

- По щучьему велению.

Литература

  1. “Русские народные сказки” - из сборника А.Н.Афанасьева, Москва, “Художественная литература”, 1987 год.
  2. “Мир русской культуры” - энциклопедический справочник, Москва, Вече, 2000 год.
  3. “Занимательное азбуковедение”. В.В.Волина, Москва, “Просвещение”, 1981 год.
  4. “Загадки от А до Я”. В.Волина, Санкт-Петербург, Дидактика Плюс, 1997 год.

Музыка П.И.Чайковского “Времена года”. Приложение 2.

Презентация