Развитие ключевых компетенций воспитанников через применение проектных технологий в образовательно-воспитательном процессе объединения "Дизайн-класс"

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


“Ребенок - не сосуд, который необходимо наполнить, а светильник, который надо зажечь”. Джон Дьюи

Актуальность и социальная значимость проблемы

Необходимость развития ключевых компетенций, то есть универсальных способностей и умений, помогающих человеку ориентироваться в незнакомых ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, продиктована запросами современного общества, характеризующегося динамизмом и информационной насыщенностью. Овладение различного рода компетенциями позволяет ребенку взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, самореализоваться, быть успешным в обществе, и, как следствие, повышает интерес к обучению, что в свою очередь способствует повышению качества образования. Обучение, основанное на компетентностном подходе, ориентировано не на увеличение объема информированности воспитанника, а на формирование умения применять имеющиеся знания на практике, самостоятельно принимать эффективное решение в конкретной ситуации.

Задача учреждения дополнительного образования детей – создать благоприятные условия для самореализации личности ребенка, задача педагога художественного направления – развить ее творческий потенциал, т.е. сформировать личность, нестандартно мыслящую, владеющую проектной культурой, навыками созидательного творчества, способную художественно преобразить окружающий мир. Решению этой задачи в полной мере способствует проектное обучение, направленное на сохранение и приумножение врожденной самостоятельности ребенка, на усиление “Я сам”, “Я сделаю”, “Я умею” через выполнение творческих проектов с учетом потребностей, традиций, возможностей.

При выполнении проекта воспитанники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. Активное включение ребенка в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.

Возникновение и становление педагогического опыта

Результаты первичной диагностики детей, посещающих объединение “Дизайн-класс”, позволили сделать вывод о том, что большинство из них оперирует определенным набором штампов и не умеет работать, руководствуясь интуицией, собственными впечатлениями. И это неудивительно, поскольку ребенку проще сделать что-то знакомое, нарисовать стереотип, за который его когда-то уже хвалили, чем преодолеть неуверенность в себе и сделать маленькое открытие, ведь неизвестно порицание или похвалу получит он за это. К сожалению, и дети, и их родители воспитаны на определенной изобразительной “диете”: четверть солнышка в левом углу листа, квадратный дом с треугольной крышей (в лучшем случае – в аксонометрической проекции) и т. д. Эти штампы довольно сложно преодолеть, но избавляться от них необходимо. Дети должны научиться выражать свои чувства, действовать, руководствуясь своей интуицией, не просто отображать окружающую действительность, а художественно преображать ее, реализуя свои замыслы. Для этого необходимо обогащать творческий опыт детей, развивать образно-логическое, пространственное, ассоциативное мышление, фантазию, мотивировать на самостоятельный поиск знаний, активное применение их в творческой деятельности.

Традиционная система обучения дает определенный набор знаний и не может удовлетворить в полной мере требований, предъявляемых к современному выпускнику, который должен не только хорошо владеть знаниями, умениями и навыками, но и уметь предвидеть проблемы, находить пути их решения, искать информацию, продумывать и выбирать варианты действий. Возникает необходимость поиска новых, современных методик обучения и воспитания, новых подходов к образовательно-воспитательному процессу. Стратегия модернизации образования в РФ предполагает компетентностный подход к осуществлению образовательно-воспитательной деятельности, основным результатом которой становится не система знаний, умений и навыков, а наличие опыта актуализации ЗУНов из различных предметных областей для выполнения личностно и общественно значимой деятельности. Проблемные ситуации, уровневые дифференциации, дифференцированный подход, коллективные способы обучения и т.д. - все эти средства лишь отчасти, “косметически”, улучшают все ту же традиционную систему обучения, основой которой является объяснительно-иллюстративный метод. Коренным отличием от известных методик в современных условиях образования обладает метод учебного проектирования, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Впервые Т.К. Павленко применила метод проектного обучения в 1999 году, занимаясь с одаренными детьми по индивидуальным образовательным маршрутам. Диагностика результатов реализации проектной деятельности выявила высокую мотивацию воспитанников, позитивный результат обучения, положительную динамику успешности воспитательно-образовательного процесса. Личная заинтересованность, увлеченность процессом выполнения проектов побудила воспитанников к самостоятельному поиску недостающих знаний и творческому их применению. Так Т.К. Павленко открыла для себя большие возможности метода учебного проекта в творческом развитии детей.

Посетив курсы повышения квалификации в 2004 году и изучив труды Чечеля И.Д., Пахомовой Н.Ю., Полата Е.С., Гузеева В.В., Новиковой Т. о методе учебного проекта как системном компоненте учебно-воспитательного процесса (дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления), решила ввести проектный метод в широкую практику. Основываясь на собственном опыте и внедряя методику ДШИ “Старт” г.Москва, Т.К. Павленко дополнила программу “Дизайн-класса” разделами “Развитие проектного мышления”, “Реализация творческих идей и проектов”, где обобщаются и применяются полученные в ходе реализации программы знания, умения и навыки.

Для воспитанников младшей группы в программе предусмотрено выполнение проектов: “Кукольное царство” (“Ангеломания”, “Характерная кукла”) - объемно-пространственное конструирование кукольной фигурки, создание образа куклы, дизайн ее одежды, выполнение в материале; “Фантастический город” - объемно-пространственное конструирование воображаемого города, улицы, комнаты, макеты-проекты домов, облика и одежды жителей, растений, необычных животных с использованием готовых объемных форм (бутылка, упаковка, пакет) с дополнением различных элементов в технике бумажной пластики; “Космическая станция” - объемно-пространственное конструирование воображаемой планеты, макеты-проекты домов, облика и одежды жителей, растений, необычных животных в технике бумажной пластики; “Волшебный город цветов”, “Дома в виде букв”, “Дом снаружи и внутри”, “Дерево превращений и чудес”.

Воспитанникам средней группы предлагаются учебные проекты по выбору – “Русский сувенир” и “Северный сувенир”.

В старшей группе реализуются проекты: “Личный знак мастера” - разработка графического знака с использованием аббревиатуры своих ФИО; АрхИдея “Дом, в котором я хочу жить” или индивидуальный учебный проект по выбору воспитанника.

Учебный проект по выбору (в старшей группе) позволил сформировать “Портфель заказов”, т.е. появились заявки от различных заказчиков на разработку и реализацию проектов дизайна интерьера и экстерьера. Выбор воспитанниками реального заказа моделирует ситуацию профессионального проектирования, что предполагает выполнение работы на профессиональном уровне с соблюдением требований заказчика и технологических стандартов, позволяет приблизить тематику проектной деятельности к реальным потребностям людей и общества, способствуя тем самым реализации компетентностного подхода в образовательной области “Искусство”. Например, в проекте “От идеи до воплощения” (Горкавчук Илья, старшая возрастная группа) были разработаны и выполнены граффити-композиции для дизайна интерьера подросткового центра “Островок”, имидж-студии “ГалАнт” с учетом требований заказчика и особенностей реального интерьера.

Таким образом, начиная с имитационного моделирования (младшая группа), воспитанники учатся проектированию предстоящей деятельности: определению целей, задач, способов реализации своих замыслов, осознанию результатов своей деятельности и презентации продукта проектирования (старшая группа), что способствует формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности, умений применять полученные знания на практике.

Технология опыта

Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, совокупность педагогических приемов и операций, осуществляемых педагогом и воспитанниками в процессе личностно значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов детей, направленных на получение и закрепление новых знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и приобретение опыта практического решения самостоятельно поставленных задач (Е.Л. Рогачева).

Метод учебного проекта характеризуется как:

  • личностно ориентированный;
  • деятельностный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • построенный на принципах проблемного обучения;
  • развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм, и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
  • здоровьесберегающий.

Что такое творческий учебный проект?

С точки зрения учащегося:

  • это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
  • это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
  • это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

С точки зрения педагога - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет выработать и развить специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию деятельности;
  • самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
  • презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
  • умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
  • практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Рассмотрим технологию учебного проектирования на примере среднесрочного проекта “Ангеломания”. Данный проект развивает интуицию, воображение, фантазию, логическое мышление, способствует формированию умений применять различные материалы и техники на практике (приложение 1, рисунок 1-6). В нем объединяется три вида деятельности: изобразительная, декоративная и конструктивная (приложение 2, рисунок 7-13).

Процесс учебного проектирования, как и процесс самого творчества, претерпевает определенные этапы.

1 этап. Погружение в проект

Этот этап – подготовительный, по значимости один из самых важных, поскольку призван пробудить интерес детей к теме проекта. Кто такие ангелы? Что означает это слово в переводе? Какие обязанности есть у ангелов? Ответы на эти вопросы мы находим в поэзии и прозе, в энциклопедиях, журналах, Интернете. Воспитанники младшей группы знакомятся с литературой под руководством педагога, дети средней и старшей группы – самостоятельно находят интересующую их информацию.

Обязателен просмотр видеоряда. На этом этапе проводится подробный анализ, созданных мастерами образов. Необходимо показать детям многообразие образов, уже созданное художниками и дизайнерами, обращая внимание на то, как раскрыт образ ангела в пропорциях фигуры, одежде, какой использован материал, в какой технике выполнена композиция (глина, бумагопластика, резьба по дереву, гобелен, витраж, аппликация, графика, живопись и др.). Анализируя чужие работы, мы прививаем художественный вкус и оценку “прекрасное” и “безобразное” в искусстве. В зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников, степени развитости их воображения, уровня знаний, находчивости, логических способностей, нешаблонности мышления выходим на множество индивидуальных творческих решений.

В творческом учебном проекте очень сложно определить проблему, в основном она сводится к изготовлению подарка, сувенира, поэтому очень важно обозначить практическое применение готового изделия (оберег, оформление интерьера или экстерьера, елочная игрушка и т.п.).

Следующий шаг - формулировка цели и задач проекта. Целью проекта всегда является нахождение способа решения проблемы (выполнить образ ангела в понравившейся технике). Задачи проекта - организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Задачи формулируются педагогом в самых общих чертах так, чтобы они обязательно нуждались в конкретизации, которую должны сделать дети. Тогда происходит личностное “присвоение” задач, включается самостоятельное мышление по поиску способов их решения. Если не зажечь идеей, не возбудить желание разрешить проблему проекта, то не будут задействованы все те механизмы, которые в дальнейшем должны работать, поддерживая целеустремленность, самостоятельность и творчество детей.

2 этап. Организация деятельности

На этом этапе осуществляется планирование индивидуальной работы, подготовка необходимого для работы материала и оборудования. Воспитанники средней и старшей группы прежде, чем приступить к работе, ищут образ в эскизе. Мало придумать неповторимый образ ангела-хранителя, необходимо донести свой замысел до зрителя, для этого нужно знать правила и законы изобразительности, художественного конструирования и декорирования.

Дети продумывают не только образ будущего ангела, но и материал, конструкцию, систему крепления и устойчивости, если предполагается работа в объеме. Основной материал – бумага (гофрированная, ватман, папиросная, металлизированная, оберточная, со спецэффектами и др.), декоративный шнур, тесьма (золотого, серебряного цвета) и бельевая веревка (для изготовления волос). Если предпочтение отдано изделию на каркасе, то понадобится медная проволока, для декоративного – тушь, перья и кисти. Из специального оборудования необходим клеевой пистолет со сменными клеевыми стержнями.

Организовать работу можно, поделив детей на звенья. В процессе работы в небольших группах воспитанниками приобретается опыт инструкторской деятельности, формируется коммуникативная компетентность, такие качества, как ответственность, контактность, умение слушать и слышать других.

3 этап. Осуществление деятельности

Этот этап предполагает самостоятельную творческую работу детей. В процессе воплощения идеи проекта в предметной форме дети осваивают новые материалы, технологию работы с ними: экспериментируют с формой бумажного листа (процесс создания из плоскости объема), осваивают возможности гофрированной бумаги (деформируется и тянется только по диагонали), изучают свойства проволоки, текстильных материалов. Осуществляя поиск способов решения проблемы проекта, ребята обогащаются новыми знаниями, происходит знакомство с цветоведением (добиться легкости, воздушности, праздничности образа можно, применяя в дизайне одежды цвета пастельных оттенков – в основном голубой и розовый), приемами декорирования (работа фактурными материалами, фиксирование формы), приемами моделирования форм (крылышки из сетки, перышек, “форточки”, “лапша” и т.д.). Знания, полученные в ходе работы над проектом, усваиваются моментально, незамедлительно применяются, что способствует выработке устойчивых мотивов к познавательной деятельности.

4 этап. Презентация

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности необходим для завершения работы, демонстрации результатов, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны.

На этом этапе посредством рефлексивного анализа конечный результат соединяется с началом работы, т.е. сравнивается то, что получилось, с тем, что было задумано. Дети публично представляют результаты своей работы, аргументируют выбор творческого и технологического решения проекта, анализируют, насколько изготовленное изделие удачно раскрывает образ, вносят предложения по улучшению проектного решения.

Возможность получения признания результативности самостоятельной творческой работы способствует самоутверждению, повышает самооценку личности, развивает навыки публичного самопредъявления, рефлексии. Детям всегда хочется показать свою работу сверстникам и получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности.

Осуществление проектной деятельности позволяет воспитанникам сформировать систему знаний по различным видам искусства, представление о профессиональной деятельности в художественной сфере, способствует развитию компетенций в области творчества и дизайна, социальных и личностных компетенций.

К первой группе компетенций относятся специфические умения, позволяющие целенаправленно работать над дизайн-проектом от идеи, набросков до исполнения проекта и самого изделия:

  • умение анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
  • умение творчески использовать знания мировой художественной культуры;
  • умение применять знания о природных формах творчески;
  • умение эскизировать в поиске образа, идеи;
  • умение эффективно применять выразительные средства живописи, графики, скульптуры, художественного конструирования и декорирования в своем творчестве;
  • умение подбирать наиболее подходящую технику для исполнения своего замысла;
  • умение готовить материал для проведения презентации в наглядной форме;
  • умение проявлять индивидуальность и оригинальность в работах.

Ко второй группе – готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, к работе в команде, к адаптации, контактность, способность понимать других. И, наконец, к третьей группе – развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, готовность познавать и испытывать себя в незнакомых ситуациях.

Раскрытие потенциальных креативных способностей воспитанников, формирование проектной культуры, воспитание способности к самореализации и саморазвитию является отправной точкой для будущей творческой деятельности в любой области.

Результативность опыта

Под руководством Т.К. Павленко воспитанниками “Дизайн-класса” были разработаны и реализованы учебные проекты, занявшие призовые места в научно-практических конференциях и конкурсах школьного, районного, окружного, всероссийского уровней (приложение 3, приложение 4, рисунок 14-17).

Выполнение творческих учебных проектов воспитывает профессионально значимые качества личности, развивает навыки работы с источниками информации, позволяет сформировать свой стиль деятельности и творчества, побуждает к самовоспитанию и осознанному профессиональному выбору. Большой процент выпускников “Дизайн-класса” продолжили обучение специальности “дизайнер” в ССУЗах и ВУЗах, среди них и некоторые авторы перечисленных проектов: И. Волкова и М. Изъюрова - художественное проектирование и моделирование ювелирных изделий; Г. Сомова - реклама и дизайн; Е. Смыслина, Н. Онофрий, И. Касьянова - дизайн среды; Е. Ортнер - дизайн одежды (учится в Германии).

Э. Мугаллимова и М. Бехтер решили пойти по стопам своего наставника – получают образование по специальности “учитель изобразительного искусства”.

Бывшие воспитанники Т.К. Павленко - Павленко Кристина и Киналь Ольга, получив высшее образование, самореализовались в сфере творчества и дизайна: одна стала дизайнером интерьеров, другая - дизайнером одежды.

Портфолио профессионально-педагогических достижений может, как нельзя лучше, рассказать о значительных достижениях и педагога, и воспитанников (приложение 5, приложение 6). Профессиональная деятельность Павленко Т.К. отмечена отраслевой наградой “Почетный работник общего образования Российской Федерации”, грамотой Министерства образования РФ и др., а творческие работы юных дарований по достоинству оценены на конкурсах разных уровней.

В 2008–2009 учебном году педагог Т.К. Павленко стала победителем конкурса на получение денежного поощрения лучшими педагогическими работниками образовательных учреждений Пуровского района.

Педагог Т.К. Павленко неоднократно делилась опытом работы на заседаниях КМО педагогов дополнительного образования, провела мастер-класс (организация творческого процесса на занятиях изобразительного искусства на примере блока “Пасхальные писанки”) на районном методическом семинаре, ею составлено методическое представление учебного проекта “Выразительные возможности различных материалов и техник” (И. Волкова). С целью формирования мотивационной готовности к выбору профессии архитектора и дизайнера педагогом разработана дополнительная программа “Пространство мира в рисунке”. Методические материалы Т.К. Павленко - неотъемлемая часть районных выставок педагогических достижений в рамках августовского педагогического совещания, научно-практических конференций работников образования Пуровского района.

Главными результатами работы педагога являются не столько творческие достижения детей, сколько социальная и профессиональная мобильность, личностная успешность, активная жизненная позиция воспитанников “Дизайн-класса”.

Литература

  1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы, 1995.
  2. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании// Завуч. Управление современной школой. – 2008. - № 1. – С .4-24.
  3. Инновационная программа “Старт”: Развитие творческого потенциала детей средствами архитектуры и дизайна. – М.: ВЦХТ, 1998.
  4. Карачев А.А., Каплин Р.Е. Современные подходы к проектному обучению в контексте педагогической философии Дж. Дьюи // Школа и производство. – 2008. – № 2. – С. 3-7.
  5. Колесникова Е.В., Мидуков В.З. Теория и методика обучения с использованием технологии проектного обучения: Учебное пособие. – Томск, 2003.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.
  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2005.
  8. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе // Завуч. Управление современной школой. – 2007. – № 1. – С. 118-143
  9. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. – 2003. – № 6.