Задачи:
- вызвать у детей интерес к своей малой Родине, к стране, к планете;
- дать первоначальные представления о родном крае, о Родине;
- познакомить с государственными символами;
- развивать любознательность;
- воспитывать патриотизм, бережное отношение к окружающему нас миру.
Оборудование:
- изображение Государственного герба и Государственного флага России;
- герб и флаг Саратовской губернии;
- герб Марксовского района;
- карта Саратовской области;
- картины природы нашей Родины, родного края;
- пейзажи с русской берёзкой, картина.
Фонограммы:
- песня “С чего начинается Родина?”.
- музыка песни “Течёт Волга”
- музыка Грига.
- гимн РФ* (для старших классов, если более подробно разбирать символику России на данном празднике).
- музыкальные композиции (спокойные).
План праздника.
I. Прослушивание песни “С чего начинается Родина?” и просмотр картин, пейзажей природы нашей Родины. (Приложение 1)
II. Беседа о доме.
- Домашний адрес.
- Работа с картой Саратовской области.
- Стихи о с. Подлесное.
- Геральдика Саратовской области и Марксовского района, сравнение гербов, их краткое описание. (Приложение 2)
- Стихи о родном крае.
III. История образования и развития с. Подлесного – нашей малой Родины.
- Рассказ учителя.
- Стихотворение о родном крае.
- Многонациональность нашего села и его культура.
- Танец (цыганский или русский).
IV. Большая Родина – Россия.
- Краткая характеристика большой Родины.
- Цитата “Наше Отечество…” К.Д.Ушинского.
- Стихотворение о России.
- Геральдика России: (Приложение 1. Приложение 2)
- герб;
- флаг;
- гимн;
- берёзка – символ русской природы.
5. Стихотворение о берёзке.
6. Песня “Наш край”.
V. Планета – наш общий дом: беседа и стихи.
VI. Итог: слово учителя и стихотворение.
ХОД УРОКА
I. Прослушивание песни “С чего начинается Родина?” и просмотр картин, пейзажей природы нашей Родины. (Приложение 1)
– Наш праздник мы начинаем с прослушивания песни “С чего начинается Родина?”. Слушая её, обратите внимание на пейзажи нашей Родины, на выставку работ. (Приложение 1, рис. 1-5). (Звучит фонограмма песни “С чего начинается Родина?”)
II. Беседа о доме.
– Прочитайте на доске название нашего праздника хором: “Дом под небом голубым. Малая Родина”.
Что мы называем домом? Нашу квартиру, дом, город, село, страну, планету. О доме надо уметь заботиться, беречь и охранять его. Об этом сегодня пойдёт наш разговор.
Был, говорят,
Где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали.
Вдруг - чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются,
Смотрят кругом:
Где эта улица?
Где этот дом?
Ищут водители:
“Где наш гараж?”
Мечутся жители:
“Где наш этаж?”
Всё перепуталось,
Все заблудились!
К счастью, такое
Лишь в сказке случилось…
- Ребята, а вы можете назвать, где вы живёте, свой адрес? (Дети называют)
- В какой области вы живёте, покажите на карте.
- Как называется наш областной центр? Покажите на карте.
- В каком районе находится наше село? Покажите на карте.
- Назовите наш районный центр и покажите на карте Саратовской области.
Где роса с горошину,
Трели соловья,
Есть село хорошее,
Там родился я.Облака и лебеди
Над селом парят,
А дороги летние
До неба пылят.Там над полем низко
Звёздочка горит
И со мной, как с близким,
Молча говорит.Есть сторонка русская
Я в неё влюблён
Моё село Подлесное
Марксовский район.
- Это хорошо, что вы так много знаете о своём адресе, о своём месте проживания, но вам ещё предстоит узнать много интересного.
В каждой области, в каждом районе, в каждой стране есть свой герб. Давайте рассмотрим гербы нашей области и нашего района и сравним их. Что вы заметили? (Ответы детей)
Герб Саратовской области представляет собой лазоревый щит, на котором помещены три серебряных стерляди в виде вилообразного креста, которые отражают историю г. Саратова – рыбные богатства края. Щит окружён дубовыми золотыми листьями, соединёнными Андреевской (синей) лентой, символизирующие лесные богатства нашего края. (Приложение 2, рис.2). Рисунок герба Саратовской области повторяется и на флаге области. (Приложение 2, рис.5).
Герб г. Маркса и Марксовского района. В верхней части геральдического щита – изображен Саратовский герб, в нижней – изображение летящего дикого гуся, несущего в клюве растение Вайду. Волна с крупным гребнем символизирует реку Волгу, волна с мелким гребнем – реку Малый Караман, на слиянии которых находится город Маркс. С двух сторон, вырастающие колосья из волн, символизируют хлеборобство региона. (Приложение 2, рис.3).
- Да, многим богата наша Саратовская область и есть нам чем гордиться.
Ой, ты, Волга, Волга-реченька,
Ой, ли ты красавица!
По лугам ты льёшься – стелешься,
По пескам бежишь – торопишься.
Вижу чудное приволье -
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы – исполины,
Вижу реки и моря -
Это русские картины,
Это Родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
- Для каждого человека Родина одна - это то место, где он родился, рос, креп, становился личностью. Сегодня мы подробнее остановимся и поговорим о селе Подлесное, так как для многих из вас – это ваша малая Родина.
III. История образования и развития с. Подлесного – нашей малой Родины.
– Непростая история нашего с. Подлесное. Давно это было. Велика и обильна была Поволжская земля, да мало народу проживало на ней. И вот великая самодержица Всероссийская Екатерина издала Указ о заселении земель Поволжских переселенцами – немцами. Так появились они здесь в 60-е годы XVIII века. До этого за Волгой не было ни одного населённого пункта, а теперь медленно начала оживать степь, бороздили её телеги переселенцев, ступали тысячи ног и все тянулись к матушке Волге, к её прохладе.
Облюбовали нашу местность немцы и назвали село по имени первого хозяина Майнград, что значит “Мой сад”. Вверх по Волге появилось село Ремлер (Михайловка), вниз – Сусаненталь (Сосновка). Тяжело приходилось первым жителям: места новые. климат суровый рядом пути кочевников проходят. Но выстояли всем миром. Хозяйство развели, сеяли, пахали, спины своей е жалели. Заложили основу процветания края.
Много времени прошло с тех пор. В1924-м году наше село переименовали в Унтервальд, оно стало райцентром Поволжской немецкой республики. С1941 года мы зовём его по-русски – Подлесное.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, началась и новая история с. Подлесного. По Указу Сталина и Верховного Совета русских немцев выселили в Казахстан, Сибирь, а Подлесное стали заселять беженцы с оккупированных территорий Белоруссии и Украины.
После войны многие русские немцы снова вернулись сюда и пополнили многонациональность нашего края.
В 70-е годы XX века началась большая комсомольская стройка водоканала, которая собрала здесь молодёжь со всех уголков нашей страны и которая продолжила историю нашего края. (Приглашенные гости, бывшие комсомольцы, рассказывают о своем приезде в это село и как сложилась их дальнейшая судьба.) (Приложение 3, <Комсомольская стройка>).
Когда по родному краю иду
И песнею сердце полно,
Берёзок листва
И песни слова
Сливаются в чувство одно.
Такие просторы полей и лесов!
И небо такой высоты!
И рек синева!
И лугов трава!
И всё это, Родина, ты!
- Сейчас в селе Подлесное проживают и русские, и белорусы, и украинцы, казахи, армяне, дагестанцы, узбеки, цыгане и многие другие народности нашей великой страны. Всем хватает места, теплоты и заботы нашего края. Здесь процветают тёплые отношения между всеми людьми, населяющими наше село, сохраняется их многонациональная культура.
Сейчас мы посмотрим цыганский танец в исполнении Христова П. и Николаенко Г.
IV. Большая Родина – Россия.
– Наше село Подлесное – это маленькая неотъемлемая частица нашей большой Родины, которая заботится обо всех её жителях и защищает их интересы.
- Как называется наша большая Родина? (Россия)
- Назовите столицу нашей Родины? (Москва)
- Вот как писал К.Д.Ушинский о Родине. (“Наше Отечество” К.Д.Ушинский)
“Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережёт от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, великих хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.
Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб в слух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён сказать “Россия”.
- Посмотрите на символы России – флаг и герб. Они олицетворяют наше государство, по ним узнают наших делегатов за рубежом. (Приложение 2, рис.1, рис.4)
Флаг – это официальный отличительный знак государства, его суверенитета.
Флаг России бело – синий – красный и имеет глубокий смысл:
белый – символизирует мир правду;
синий – веру и верность;
красный – кровь, пролитую за Отечество.
Герб – это второй отличительный знак государства. Его история очень богата и прошла долгий исторический путь. Современный герб принят Б.Н.Ельциным 30 ноября 1993 года. В настоящее время: короны символизируют три власти: законодательную, судебную и исполнительную; орёл выбран потому, что это птица взлетает выше всех и зорче всех видит; скипетр самодержавия символизирует мощь Российской Армии и защиту всех своих граждан.
Гимн – это третий отличительный знак государства, музыку которого написал Александров, а слова Михалков.
- Кроме этих трёх официальных символов России есть ещё и неофициальный, но такой родной – это наша русская белоствольная берёзка, глядя на которую, вспоминаешь родные места, вспоминаешь свою Родину. (Приложение 1, рис.6)
На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая берёзка –
Символ Родины моей.
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя не мыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы.
И не найти её красивей,
На радость нам она цветёт.
В нём образ матери – России
Неувядаемой живёт.
(Дети поют песню “Наш край”)
V. Планета – наш общий дом: беседа и стихи.
– Очень хорошо, что вы знаете свой адрес, правильно называете областной и районный центры, знаете название страны и соответствующую символику, т.е. знаете малую и большую родину. Но все мы, люди, живём на одной планете, которая является нашим общим домом, а значит общей Родиной для всего живого – это планета Земля! (Дети берут в руки глобус, читают стихи по очереди, передавая его друг другу под спокойную музыку Грига)
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живём,
Где в травах хрупкая роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес
Полно таинственных чудес.Словно крыша над землёю,
Голубые небеса,
А под крышей голубою
Реки, горы и леса.Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Страны все и все народы,
И, конечно, я и ты.Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом,
Под одною голубою
Общей крышей мы живём.Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
В этом доме мы соседи
И хозяева с тобой!Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жильё,
Потому что на планете
Всё твоё и всё моё!И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И тропинки, и травинки,
И вода из родника.- Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки!
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке! (Выделенные слова читает учитель)
VI. Итог: слово учителя и стихотворение.
– Итак, подводя итог выше сказанному, можно сказать следующее: чтобы любить и беречь нашу большую и уникальную планету Земля, нам нужно с любовью и бережностью относиться к своим истокам, к своей Малой Родине! Любите свой родной край! Приложение 4
Любите Родину, её поля и шири,
Деревни малые, большие города.
Любите Родину за то, что в целом мире
Такой не будет в жизни НИКОГДА.
Литература
- Журнал “Педсовет”.
- Газета “Начальная школа”, ст. “Дом под небом голубым” В.Орлов.
- Архивные документы краеведческого музея.
- Рассказы современников, очевидцев.