Урок с применением м/м презентации

Разделы: География


Цели урока:

обучающая. Познакомить с основными факторами, влияющими на климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляцией воздушных масс.

развивающая. Продолжить формирование навыков и умений работать с картами и картосхемами.

воспитательная. Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.

Задачи урока: научить работать с картами, схемами, устанавливать закономерности климатических процессов на территории России, делать выводы.

Оборудование: м/м проектор, презентация к уроку (Приложение 1), атласы, учебники, физическая и климатическая карты России.

ХОД УРОКА

 1. Организационный момент.

Ребята, Сегодня мы познакомимся с причинами (факторами), от которых зависит формирование климата нашей страны. Слайд 1

 2. Повторение. Актуализация знаний.

Вспомним, что такое климат. Слайд 2

Чем климат отличается от погоды?

Назовите элементы климата. Элементы погоды.

От чего же зависит климат?

3. Изучение нового материала.

Климат России очень разнообразен.

От холодного арктического на севере, до влажных субтропиков Черноморского побережья Краснодарского края. На его формирование оказывают влияние четыре группы факторов. Назовите их. Слайд 3

Географическое положение определяет основные особенности климата территории.

Климат России характеризуется сезонностью. Здесь четко выражены четыре времени года. Слайд 3

Чем объяснить эти особенности климата России?

С географическим положением связаны различия в степени континентальности и увлажненности, большое разнообразие климатов. Слайд 5

Протяженность территории страны с севера на юг от 78° с.ш. до 41° с.ш. определила ее положение в нескольких климатических поясах. Назовите их. В каком климатическом поясе находится большая часть территории России? Большая протяженность территории с запада на восток определила наличие климатических областей. Еще какие факторы усиливают разнообразие климатов?

Географическое положение (географическая широта) влияет на распределение солнечной радиации и на циркуляцию атмосферы.

Рассмотрим влияние на климат солнечной радиации. Солнечная радиация – это излучение Солнцем тепла света, измеряется в килокалориях на  (Ккал/см). Распространение солнечной радиации по поверхности Земли зависит от географической широты. Почему?

Широта определяет угол падения солнечных лучей на земную поверхность и продолжительность дня. (Слайд 6)

Как изменяется угол падения солнечных лучей в зависимости от широты местности?

Какая существует зависимость между углом падения солнечных лучей и количеством солнечного тепла (солнечной радиацией), получаемого территорией? (Слайд 4-5)

В какой из пунктов (м. Челюскин или Краснодар) поступает больше солнечной радиации на 1 см? в одинаковое время? Почему? Какие районы нашей страны получают наибольшее количество солнечной радиации? В каком направлении количество радиации уменьшается?

Почему летом количество солнечной радиации уменьшается к северу сравнительно медленно, а зимой очень быстро? (Слайд 9)

(Зимой севернее полярного круга 66,5° с.ш. устанавливается полярная ночь, и поступление солнечной радиации прекращается)

Не все солнечные лучи, проходя сквозь слои атмосферы, достигают земной поверхности. (Слайд 10)

Часть солнечной радиации поступает на нашу планету. Солнечная радиация, которая проходит через атмосферу Земли, бывает прямой и рассеянной.

В солнечный безоблачный день преобладает прямая радиация. Лучи Солнца можно увидеть в лесу. Сквозь листву деревьев прямые лучи проходят до поверхности Земли. (Слайд 11) Загораем мы тоже под прямыми солнечными лучами.

А в пасмурную погоду до Земли доходит, рассеиваясь на облаках, рассеянная радиация. Чем больше облачность и запыленность атмосферы, тем больше солнечных лучей рассеивается и отражается, тем меньше достигает земной поверхности.

Общее количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли, называется суммарной радиацией. (Слайд 12)

Часть суммарной радиации отражается от поверхности Земли, остальная поглощается поверхностью и нагревает ее. Нагретая земная поверхность отражает тепло обратно в мировое пространство.

Потери радиации путем излучения зависят от характера подстилающей поверхности. Свежевыпавший снег отражает до 70-80% суммарной солнечной радиации.

Разницу между суммарной радиацией и ее потерями на отражение и тепловое излучение выражают в виде радиационного баланса. (Слайд 13)

Радиационный баланс – один из важнейших факторов формирования климата. От радиационного баланса зависят распределение температур в почве и прилегающих слоях воздуха, интенсивность испарения и таяния снега и другие природные процессы. Радиационный баланс в России в среднем за год всюду положительный, за исключением районов с постоянным ледяным покровом. Зимой он на всей территории страны отрицательный, а летом – положительный. (Перейти по гиперссылке на слайд 3)

Следующий фактор – движение (циркуляция) воздушных масс (стрелка является гиперссылкой на слайд 14).

Большая часть России расположена в умеренных широтах. Какие воздушные массы здесь господствуют? (Западный перенос воздушных масс). Какой океан оказывает большее влияние на климат России? (Атлантический океан оказывает влияние на климат значительно большей части территории страны, чем Тихий)

На формирование климата России влияют расположенные за пределами страны области повышенного (Азорский и Арктический максимумы) и пониженного (Исландский и Алеутский минимумы) давления.

Мы знаем, что пояса высокого и низкого давления на Земле чередуются. Над Северным полюсом и Северным тропиком простираются области устойчивого повышенного давления, откуда более плотный воздух стекает в сторону умеренных широт, отклоняясь вправо. Так формируется Арктический максимум над Северным Ледовитым океаном и Азорский максимум над Атлантикой. А в районе умеренных широт Атлантики формируется область пониженного давления – Исландский минимум.

Арктический максимум зимой обеспечивает морозную и ясную погоду, а в теплое время года приносит похолодание, иногда заморозки. Проходя по территории России с севера на юг, воздух, прогреваясь, трансформируется, обеспечивая устойчивую ясную погоду.

Со стороны Исландского минимума благодаря западному переносу воздушных масс на территорию России зимой приходит оттепель при пасмурной погоде, а летом – похолодание и осадки.

Над Евразией формируются континентальные воздушные массы, отличающиеся низкой влажностью и малой облачностью. Зимой суша быстро теряет тепло. Происходит сильное выхолаживание территории и приземного атмосферного воздуха. Холодный воздух более плотный и тяжелый, поэтому здесь формируется область высокого давления – зимний Азиатский максимум.

Зимой азиатский максимум имеет основное климатообразующее значение. Его центр находится над Забайкальем, Тывой и Северной Монголией. От него отходят два отрога повышенного давления: на северо-восток до Чукотского побережья и на запад через северный Казахстан и юг Русской равнины до 50° с.ш.

Из отрогов воздух растекается. Поэтому на Дальнем Востоке зимой господствуют северо-западные ветры, а в Прикаспии и Предкавказье – северо-восточные. В северной части Русской и Западно-Сибирской равнин преобладают западные и юго-западные ветры, несущие воздух с Атлантического океана, особенно сильно влияние западного переноса проявляется летом.

Какие воздушные массы господствуют над территорией нашей страны? Какими свойствами они обладают? Какую погоду они приносят? (Слайд 15)

Закономерная повторяемость воздушных масс, с особенностями которых связан характер погоды, определяет основные черты климата территории. (Слайд 16). Для России характерны три типа воздушных масс: арктический воздух (АВ), воздух умеренных широт (ВУШ) и тропический воздух (ТВ). На большей части территории страны в течение всего года преобладают воздушные массы умеренных широт, представленные двумя резко различающимися подтипами — континентальным (кВУШ) и морским (мВУШ) Континентальный воздух формируется непосредственно над территорией России и соседними областями материка. Он отличается сухостью в течение всего года, низкими температурами зимой и достаточно высокими летом. Морской воздух умеренных широт поступает в Россию из Северной Атлантики (атлантический), а в восточные районы — из северной части Тихого океана. По сравнению с континентальным воздухом он влажный, более прохладный летом и более теплый зимой. Продвигаясь по территории России, морской воздух довольно быстро трансформируется, приобретая черты континентального. Арктический воздух формируется над ледяными просторами Арктики, поэтому он холодный, имеет небольшую абсолютную влажность и высокую прозрачность. Под влиянием арктического воздуха находится вся северная половина России; особенно значительна его роль в Средней и Северо-Восточной Сибири. В переходные сезоны арктический воздух, проникая в средние и южные широты, вызывает поздние весенние и ранние осенние заморозки. Летом с прорывом арктического воздуха в южные районы Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин связаны засухи и суховеи, так как по мере продвижения к югу он трансформируется в воздух умеренных широт: температура его повышается, а влажность все больше падает. Воздух, формирующийся над большей частью Арктики, по своей низкой влажности приближается к континентальному. Лишь над Баренцевым морем, в которое проникают теплые воды Северо-Атлантического течения, арктический воздух не столь холодный и более влажный. Здесь формируется морской арктический воздух. На климатические особенности южных районов России оказывает влияние тропический воздух. Местный континентальный тропический воздух формируется над равнинами Средней Азии и Казахстана, над Прикаспийской низменностью и восточными районами Предкавказья и Закавказья в результате трансформации поступающего сюда воздуха умеренных широт. Тропический воздух отличается высокими температурами, низкой влажностью и малой прозрачностью.

В южные района Дальнего Востока проникает иногда морской тропический воздух (мТВ) из центральных районов Тихого океана, а в западные районы Кавказа — из Средиземноморья (средиземноморский воздух). Он отличается высокой влажностью и относительно высокими температурами по сравнению с мВУШ. (Слайд 17 перейти по гиперссылке на слайд 3)

Влияние подстилающей поверхности. (Слайд 3.Указывающая стрелка является гиперссылкой на слайд 18). Не только рельеф, но и другие особенности подстилающей поверхности оказывают влияние на климатические особенности той или иной территории. Наличие снежного покрова определяет изменение соотношения отраженной и поглощенной радиации за счет высокого альбедо снега, особенно свежевыпавшего (до 80-95%). Тундра, лес, сухая степь и луг также имеют разную отражающую способность; наиболее низка она у хвойного леса (10-15%). Темная обнаженная поверхность почв поглощает тепла в три раза больше, чем сухие светлые песчаные почвы. Различия в альбедо подстилающей поверхности — одна из причин различий в радиационном балансе территорий, получающих одинаковую суммарную радиацию. Испарение влаги с поверхности грунта, транспирация растений также меняются от места к месту. При этом изменяется количество тепла, затрачиваемого на испарение, следовательно, изменяется температура поверхности почвы и приземного слоя воздуха. Как видим, различия в характере подстилающей поверхности отражаются на климате территорий.

4. Закрепление изученного материала. (Слайд 19. Кнопки являются триггерами)

  1. Что называется солнечной радиацией? (Тепло и свет, излучаемые Солнцем)
  2. Что такое суммарная радиация? (Тепло и свет, которые достигают поверхности Земли)
  3. Из чего складывается суммарная радиация? (Прямая + рассеянная)
  4. Какой вид радиации преобладает в пасмурный день? (Рассеянная радиация)
  5. Можно ли загореть в пасмурный день? (Можно, т.к. рассеянная радиация доходит и до поверхности Земли)
  6. Почему на одинаковой географической широте зимой температура воздуха разная? (Кроме угла падения солнечных лучей влияет также подстилающая поверхность, состояние атмосферы (облачность), циркуляция атмосферы)
  7. Как влияет характер подстилающей поверхности на величину отраженной радиации? (Чем темнее подстилающая поверхность, тем меньше величина отраженной радиации)
  8. Что такое радиационный баланс? (Разница между величиной суммарной радиации и суммой отраженной радиации и теплового излучения)
  9. Какие ветры господствуют в умеренных широтах России? (Западные на большей территории, на Дальнем Востоке – муссоны)
  10. Какое давление преобладает зимой над Сибирью? (Азиатский максимум – высокое давление с двумя отрогами – один - на северо-восток до Чукотки, а второй - на запад вдоль 50° с.ш., так называемая ось Воейкова)
  11. Что такое трансформация воздушных масс? (Изменение свойств воздушной массы при их перемещении над поверхностью Земли. Например, морской умеренный воздух, перемещаясь над Россией, трансформируется в континентальный умеренный: он теряет влагу и становится сухим, летом более теплым, а зимой он охлаждается, проходя над заснеженной территорией России)
  12. Как свойства воздушных масс зависят от подстилающей поверхности? (Воздушные массы, формирующиеся над морской поверхностью – всегда влажные, зимой более теплые, летом более прохладные, чем те, которые формируются над сушей)
  13. Какой влияние на климат оказывает рельеф России? (Россия открыта для проникновения воздушных масс с запада и с севера, так как запад России имеет равнинный рельеф, вытянутые вдоль побережья Тихого океана средневысотные хребты Джугджур, Сихотэ-Алинь задерживают морской воздух с океана, не давая МУВ проходить вглубь материка. Кавказские горы являются препятствием для холодных воздушных масс.
  14. Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат России? (Атлантический, так как большая часть территории России находится в господствующем западном переносе ветров, нет препятствий для проникновения западных ветров с Атлантики)
  15. Как климат влияет на различные компоненты природы?

5. Домашнее задание: § 10, § 11 (стр. 73-77) учебник под Ред. А.И. Алексеева.

Список использованной литературы

1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8-й класс. М.: “ВАКО”, 2004.

2. Полякова Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии. 8-й класс. М.: Издательство “Экзамен”, 2009.

3. География. Россия. Природа и население. 8-й кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений / под ред. А.И. Алексеева. 9-е изд., перераб. И доп. М.: Дрофа, 2007.