Главное – желание и фантазия. Урок физической культуры в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Главное – желание и фантазия.

Работаю в школе, не первый год, постепенно стала понимать, уроки становятся однообразными. Как же сделать так, чтобы урок стал необычным, более привлекательным, а главное более интересным для детей? Оказалось не так сложно. Нужно всего лишь взять то, что нравится детям (а это игры, музыка, конкурсы и т.д.) и «приправить» фантазией учителя. После недолгих размышлений и получился этот урок.

Данный урок в предмете физической культуры относится к разделу программы физического воспитания – подвижные игры по теме «Элементы баскетбола» 3 класс. Этот урок является уроком совершенствования и поэтому представляет собой логическое завершение изучения технического выполнения элементов баскетбола, таких как ведение и передача баскетбольного мяча.

При планировании данного урока учитывались возможности детей и их возраст. В течение всего урока обеспечивается высокая работоспособность школьников за счет смены видов деятельности, где чередуются интеллектуальные задания и физические нагрузки.

Хорошая психологическая атмосфера поддерживается за счет доброжелательности, наглядных пособий и музыкального сопровождения. Детям этот урок очень понравился.

Конспект урока по физической культуре.

Класс: третий.

Вид урока: подвижные игры (элементы баскетбола).

Тип урока: урок совершенствования.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. совершенствовать технику ведения баскетбольного мяча по прямой (правой и левой руками);
  2. совершенствовать технику передачи баскетбольного мяча двумя руками от груди с отскоком об пол;
  3. совершенствовать технику перемещения приставным шагом.

 Оздоровительные:

  1. содействовать развитию физических качеств;

Воспитательные:

  1. воспитывать потребность к развитию физических качеств;
  2. содействовать развитию нравственно-волевых качеств;
  3. содействовать развитию психических процессов;
  4. содействовать эстетическому развитию.

Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи, обручи, конусы, магнитофон (записи из мультфильма «Бременские музыканты»), кубики с рисунком (портрет Принцессы), иллюстрации (герои мультфильма «Бременские музыканты», названия физических качеств).

Ход урока

Содержание материала Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная часть урока
1. Вход учащихся в зал. 7-10 минут  
2. Класс, равняйся, смирно. Здравствуйте, ребята. Вольно. Сегодня достаточно холодно на улице. Давайте, улыбнемся, друг другу и у нас будет светло и тепло от наших улыбок. Ведь улыбки и весёлый смех - это здоровье. Сегодня на уроке мы будем совершенствовать элементы одного из олимпийских видов спорта – баскетбола – это ведение и передачу баскетбольного мяча. Кстати летом 2008 г. в Пекине проводились летние Олимпийские игры. Олимпиады проводятся летом и зимой. Уже в феврале 2010 г. будет зимняя олимпиада в Ванкувере, в 2012 г. – летняя олимпиада в Лондоне, а вот в 2014 году будет зимняя олимпиада в России, в городе Сочи. Может, мы увидим кого-нибудь из вас на этих спортивных мероприятиях в качестве участников, если нет, то ничего страшного. Но в любом случае мы должны быть сильными, смелыми и ловкими.
Сегодня на уроке нас будет сопровождать музыка из мультфильмов про бременских музыкантов. 
Ну, а те, кто не видел этих мультфильмов, познакомитесь с ними сегодня. Некоторых героев вы можете видеть здесь, в зале. Слушайте задания внимательно и выполняйте их, соблюдая правила техники безопасности.
На стенах спортивного зала висят портреты героев мультфильма «Бременские музыканты». А также плакаты с названиями физических качеств, но прикрытые чистыми листами бумаги.
3. Класс, направо, за направляющим, в обход по залу шагом, марш:
  • обычная ходьба;
Начинаем наш урок с разминки. Повторяйте за мной движения и вспоминайте весёлых охранников короля.
  • ходьба на носках, на пятках, руки на пояс;
  • обычная ходьба;
  • ходьба правым боком, ноги скрестно;
  • ходьба левым боком, ноги скрестно;
  • обычная ходьба;
  • многоскоки с ноги на ногу;
  • приставной шаг правым боком;
  • приставной шаг левым боком;
  • обычная ходьба;
  • ходьба в полуприседе;
  • ходьба в полном приседе;
  • ходьба в полуприседе;
  • обычная ходьба:
  • руки вверх – вдох, опустили вниз – выдох;
Звучит музыка (песня «Ох, рано встает охрана»)
Обратить внимание на осанку.
Обратить внимание на движения ног, руки на пояс.
Помогать руками.
Руки лежат на коленях, смотреть вперёд.
Руки лежат на коленях, смотреть вперёд.
Вдох – носом, выдох– ртом.
Вспоминаем Трубадура, идущего по тропинке и продолжаем выполнять за мной движения.
  • руки в стороны – вращение кистями вперёд назад;
  • руки в стороны – вращение в локтевых суставах вовнутрь и наружу;
  • правую руку вверх, левую вниз – рывки руками на каждый шаг, со сменой рук;
  • руки в замок – показать ладони вверх, вперёд, вниз.
Звучит музыка. (песня «Куда ты, тропинка, меня привела»)
Руки точно в стороны.
Одновременно двумя руками.
Во время рывка небольшой прогиб в поясничном отделе.
Полностью выпрямлять руки в локтевых суставах.
4. Направляющий на месте, класс стой, налево. Музыка останавливается.
Основная часть урока
1. Разминаясь, мы вспомнили некоторых героев мультфильма. С другими персонажами мы встретимся, выполняя следующие задания. Сначала разделимся на пары. Класс, на первый – второй, рассчитайся, в две шеренги, стройся.
При выполнении заданий, вас будет сопровождать музыка. Вы выполняете движения, пока она звучит. Как только музыка прекращается, вы останавливаетесь и возвращаетесь в исходное положение.
27-30 минут Одновременно с объяснением заданий выполнить показ упражнения.
Первое задание – вы будете выполнять ведение баскетбольного мяча в беге по прямой правой и левой руками, до стены и обратно, передаёте мяч своему партнёру из рук в руки и встаёте на его место, а он начинает выполнять задание. А помогать вам будет задорное выступление бременских музыкантов. Первые номера повернулись и взяли мячи. Приготовились, начали. (3-4 минуты) Мяч толкаем от себя. Рука накладывается на мяч сверху, от себя. Бег должен быть обычным. Выполнять ведение без зрительного контроля.
Звучит музыка (песня «Мы к вам заехали на час»)
Второе задание – вы будете выполнять передачи баскетбольного мяча двумя руками от груди с отскоком об пол. Хочу обратить ваше внимание на то, что мяч иногда может быть не послушным и капризным, как героиня следующего музыкального эпизода. Поэтому посмотрите внимательно, как работать с мячом. Мячи у вторых номеров. Первые номера встали напротив вторых. Приготовились, начали. (3-4 минуты) Ноги на ширине плеч. Мяч должен удариться в пол на расстоянии приблизительно одного метра от партнера.
Звучит музыка (песня «Дуэт глупого короля и прекрасной принцессы»)
Третье задание – вы будете выполнять упражнение под кодовым названием «тараканчики» - на самом деле это передвижение в упоре лёжа сзади приставным шагом правым и левым боком, но ещё удерживая баскетбольный мяч на животе. Вторые номера подошли к первым. Ждать мяч нужно в положении стоя. Музыка поможет нам установить движения, какого героя они нам напоминают. Приготовились, начали. (3-4 минуты) Повернуть детей лицом в одну сторону. На примере одной пары показать выполнение упражнения. Обратить внимание на постановку рук и ног.Звучит музыка.(песня «Песня гениального сыщика»)Выяснить, кого же напоминают эти движения. (сыщика)
2. Положили мячи на место. Постарайтесь вспомнить, какими физическими качествами обладали бременские музыканты. Повторим их ещё раз хором: - сила, быстрота, ловкость, выносливость и гибкость. (3-5 минут) Идет перечисление разных качеств. Надо выделить только физические качества.
Одновременно с этим снимаются листы, прикрывающие названия физических качеств.
Сейчас нам нужно пройти проверку на внимание. Поставьте руки на пояс, ноги на ширине плеч, закройте глаза и вспомните ту часть мультфильма, где похищают принцессу.
Приготовились, вспоминаем и слушаем музыку. Итак, кто, что вспомнил? (Дети называют все, что вспомнили.) Молодцы.
У бременских музыкантов было много испытаний и нам сейчас предстоят испытания – это эстафеты. Разделимся на три команды. В одну шеренгу становись. По три рассчитайся. Первые номера построились в одну колонну около конуса с номером один. Вторые номера – около конуса с номером два. Третьи номера – около конуса с номером три.
  Минута релаксации.
Играет музыка (песня «Дуэт Трубадура и принцессы»)
Подготовить инвентарь к эстафетам.
Во всех эстафетах побеждает тот, чья команда быстрее и правильнее выполнит задание. За ошибки начисляются штрафные очки.
3. Первая эстафета: похищена принцесса и, чтобы её найти, нужно, нарисовать портрет принцессы, но не кистями, а кубиками, на которых изображён её портрет. Вы должны добежать до конуса, где лежат кубики, взять один кубик, обежать конус и на обратном пути положить его в обруч. Затем вы передаёте эстафету следующему игроку хлопком по руке, а сами встаёте в конец колонны. Последний игрок должен завершить портрет, поэтому старайтесь класть кубики аккуратно. (4-5 минут) На стене висит образец портрета.
Если в конце будет трудно, можно дать возможность всей команде «дорисовать» портрет.
Вторая эстафета: сейчас вы должны показать взаимовыручку, взаимопонимание, волю к победе так же, как и герои мультфильма «Бременские музыканты». Нужно пронести мяч в паре приставным шагом, не уронив обруч. Первые двое встают в обруч, держат мяч руками, а обруч – спиной. Передвигаются приставным шагом до конуса и обратно. Первым меняется капитан. Каждый игрок должен пройти в обруче два раза, поэтому, когда эстафета дойдёт опять до капитана, он ещё раз должен сделать это упражнение. (4-5 минут) Дойдя, до конуса – мяч должен быть над ним. Только после этого можно возвращаться.
Обратить внимание на передвижение приставным шагом.
Третья эстафета: последнее испытание посвящено вам. Хочется посмотреть, как вы преуспели в совершенствовании навыков владения баскетбольным мячом. Нужно выполнить ведение баскетбольного мяча до конуса, выполнить передачу двумя руками от груди в стену с отскоком об пол и с ведением вернуться обратно. Передать мяч следующему игроку и встать в конец колонны.
Подводим итоги. Молодцы. Похлопали.
(4-5 минут) Итоговое совершенствование ведения и передачи баскетбольного мяча.
Заключительная часть урока
1. Бременские музыканты отличались хорошим чувством юмора. Они прислали вам телеграмму, но при передаче телеграммы в ней произошли опечатки. Постарайтесь их исправить. Это пословицы, которые вам могут пригодиться в жизни.

Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Один в золе не воин.
Трус своей лени боится.
Трус кормит, а лень портит.
Терпение и пруд всё перетрут.
В здоровом теле здоровый пух.

Молодцы, и с этим испытанием вы справились.
Класс, в одну шеренгу стройся.
3-5 минут Переключить внимание детей.
Дать каждой команде по телеграмме. В течении одной минуты они совещаются. В это время можно убрать инвентарь. По окончании каждая команда называет правильный вариант.
(Два сапога – пара. 
Ум хорошо, а два лучше.
Один в поле не воин.
Трус своей тени боится.
Труд кормит, а лень портит.
Терпение и труд всё перетрут.
В здоровом теле здоровый дух.)
2. Наш урок подходит к концу. Покажите, понравилось ли вам на уроке с помощью жестов: останьтесь стоять в основной стойке или поднимите руки и помашите. Что вам понравилось? Что запомнилось? Мне бы хотелось, чтобы вы ещё раз назвали физические качества. Надеюсь, что вы их не забудете, и будете продолжать развивать их не только на уроках физкультуры.
Желаю вам во всём успехов. «Работайте над собой всегда: сегодня, завтра и каждый день». Вы все сегодня хорошо поработали, и я хочу передать вам эти медали от «Бременских музыкантов».
На сегодня урок закончен спасибо, до свидания. Класс направо, из зала шагом марш.
  Дети перечисляют, что больше всего запомнилось и понравилось на уроке.
Дети называют физические качества, глядя на плакаты.