Развитие зрительного восприятия и сохранных анализаторов на интегрированных занятиях с детьми с нарушением зрения

Разделы: Работа с дошкольниками


Конспект занятия по ФЭМП для детей с нарушением зрения в средней группе «Путешествие с доктором Айболитом в Африку»

Цели:

  • Учить считать в пределах 5 (количественный и порядковый счет); закреплять умение сравнивать множества предметов; устанавливать равенство; закреплять представления о геометрических фигурах; о шаре; выкладывать из них изображения предметов; закреплять понятия «левая и правая стороны»; закрепить представления о предметах, необходимых врачу; учить ориентироваться в пространстве по схеме; закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине; закреплять умение скатывать из пластилина шар.
  • Развивать внимание, мышление, наблюдательность, речь.
  • Воспитывать желание помогать другим.
  • Обогащать зрительные впечатления; активизировать зрительные функции; развивать двигательную активность; координацию движений; мелкую моторику, глазомер; цветовосприятие; ориентировку в пространстве; слуховое восприятие; осязательное восприятие; умение видеть зашумленные предметы;

Материалы:

  • демонстрационный: изображение доктора Айболита; геометрические фигуры из картона (треугольник, квадрат, прямоугольник); игрушки (собака, кошка, медведь, заяц, лиса, орел), игрушки африканских зверей (слон, бегемот, жираф, крокодил, накрытые сверху прозрачной тканью); телеграмма; план-схема пути движения в Африку, нарисованная на телеграмме; ; инструменты врача и строительные инструменты в корзине; коврики резиновые квадратные (5 штук); деревянные планки прямоугольной формы для постройки мостиков; вырезанная из синей бумаги река; через нее проложены 2 мостика из деревянных пластин ( длинный, короткий); ткань темного цвета широкая длинная для изготовления пропасти; колокольчик; музыка «Полет шмеля».
  • раздаточный: Мешочки из ткани, со сложенными в них геометрическими фигурами из картона: 4 треугольника из картона (3 маленьких, 1большой); 2 квадрата ( 1 большой, 1 маленький); 3 прямоугольника из картона одного размера для выкладывания забора возле домика; пластилин; эмблемы разных летающих насекомых на голову;

Ход занятия:

Воспитатель:

(дети сидят за столами)
(на столе у каждого ребенка лежит мешочек из ткани с геометрическими фигурами из картона)

«Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечится
И собачка, и котенок,
И зайчонок, и лисенок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит».

(на столе перед детьми расставлены игрушки перечисленных зверей, сзади у трех прикреплены фигуры из картона – треугольник, квадрат, прямоугольник.)

Воспитатель:

Кто пришел к Айболиту? Сколько зверей пришло лечиться? (5) Посчитайте их по порядку.

(дети считают зверей по порядку)

На каком по счету месте медведь? (на пятом) Какой зверь на третьем месте? (зайчонок)

Сколько всего зверей? (5)

Посмотрите, у зверей что то спрятано за спинами.( звери поворачиваются спиной к детям)

Что у собачки на спине?(треугольник) Что у лисы на спине?(квадрат) Что у зайца на спине? (прямоугольник)

Воспитатель:

Возьмите на столе мешочки и найдите в них все треугольники.

(дети на ощупь ищут в своем мешочке треугольники и выкладывают их на стол перед собой)

Сколько треугольников нашли? (4)

Найдите в мешочке все квадраты.(дети выполняют задание)

Сколько нашли квадратов? (2)

Найдите в мешочке все прямоугольники.(дети выполняют задание)

Сколько нашли прямоугольников? (3)

Каких фигур больше всего у вас на столе? (треугольников). Почему? (потому что их 4, а прямоугольников 3 и квадратов 2)

Сделайте так, чтобы всех фигур стало поровну.(дети выполняют задание)

Что вы сделали? (убрали лишние фигуры)

А теперь возьмите 2 квадрата и большой треугольник .

Постройте из них на столе перед собой для зверюшек дом.(дети строят из фигур дом)

Поднимите вверх левую руку. Покажите где левая сторона?

Поднимите вверх правую руку. Покажите где правая сторона?

(дети выполняют задание)

Постройте слева от домика елочку из оставшихся треугольников. А справа от домика из 3 прямоугольников забор. (дети выполняют задание)

Что находится справа от домика? (забор) Что находится слева от домика? (елка)

Зрительная гимнастика.

Воспитатель:

Но вот, поглядите, какая -то птица все ближе и ближе по воздуху мчится.

(детям показывается игрушка орла)

Проследите глазками, куда летит орел.

(орел перемещается слева направо, сверху вниз, справа налево, по кругу. Дети прослеживают за его движением взглядом, не поворачивая головы)

Воспитатель:

Птица что то принесла. (детям показывается телеграмма)

«Вот вам телеграмма от гиппопотама.
Приезжайте, доктор, в Африку скорей
И спасите, доктор, наших малышей».

Доктор Айболит конечно же отправится помогать зверям..

Давайте поможем ему собрать инструменты.

(на стол выставляется корзина со строительными и медицинскими инструментами вперемешку)

(проводится дидактическая . игра «Что нужно врачу?»)

(детям показываются разные инструменты, они называют только медицинские инструменты)

(Обращается внимание на выложенные на столе медицинские инструменты)

Назовите, что нужно доктору для лечения?

Воспитатель:

А как же добраться до Африки?

Вы знаете, ребята? (показывается телеграмма)

Смотрите, на телеграмме нарисован план.

Пойдем вместе с доктором Айболитом. Вдруг ему помощь понадобится.

(дети встают из – за столов и идут следом за воспитателем преодолевать препятствия)

(на полу разложены кочки - резиновые коврики (5 штук) на расстоянии друг от друга)

Перед нами болото. Прыгаем на двух ногах на кочки, чтобы не провалится в болото.

(дети прыгают с кочки на кочку)

Справа от болота река. Нам нужно пройти по длинному мосту.

(на полу справа от резиновых ковриков лежит вырезанная из синей бумаги река. Через нее проложены 2 мостика из деревянных пластин ( длинный, короткий)

С какой стороны от вас мост длиннее? (справа)

(дети переходят по длинному мосту друг за другом на другой берег реки)

А дальше наш путь лежит через горы. В горах встречается много пропастей. Смотрите, перед нами две пропасти.

(на полу разложена широкая длинная ткань темного цвета с одной стороны расправлена уже, а с другой стороны расправлена шире)

Пропасть слева от вас какая? (узкая) Пропасть справа от вас какая? (широкая)

Через какую пропасть безопаснее перепрыгнуть? (через узкую) Почему?

Перепрыгиваем на двух ногах через узкую пропасть. (дети выполняют задание)

Воспитатель:

А теперь закройте глаза. (дети закрывают глаза)

Там, где услышите звон колокольчика, спрятались больные звери.

(воспитатель звонит в колокольчик слева от детей) (дети открывают глаза)

Где услышали звон? (слева)

Вот мы с вами и в Африке.

(слева от детей расставлены в ряд игрушки жирафа, бегемота, крокодила, слона. Сверху они накрыты прозрачной тканью - шифоном)

Какие звери здесь живут? (дети называют зверей, которых видят)

(прозрачная ткань снимается со зверей)

Пока доктор осматривает больных, мы с вами приготовим витамины для них.

(детям показывается шарик из пластилина)

Какую объемную фигуру он напоминает? (шар)

Сейчас вы скатаете такие же шарики.

(детям раздаются кусочки пластилина, из которого они раскатывают шарики)

Кладите витамины в тарелку, доктор угостит ими зверей.

(дети выкладывают скатанные шарики на тарелочку)

Воспитатель:

Я думаю, теперь он справится и без нашей помощи.

А нам пора возвращаться в детский сад.

Чтобы это быстрее произошло, давайте превратимся в летающих насекомых.

Назовите, в какого насекомого вы превратились.

(детям на голову надеваются эмблемы разных летающих насекомых)

(ребенок называет насекомого, эмблему которого ему надели на голову)

(включается музыка «Полет шмеля»)

(дети летят под музыку к стульчикам, изображая насекомых, и садятся за столы)

Вот мы и вернулись в детский сад.

Кому мы помогали?

Расскажите, как мы помогали доктору Айболиту?

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей с нарушением зрения в старшей группе «Прогулка на луг» (cм. Приложение 1)