Цель: Определить пути, последствия и значение социально-экономических реформ в России.
Задачи: рассмотреть внешнеэкономические связи России и ее регионов; выявить отрицательные и положительные стороны социально-экономических реформ; формировать умения работать с учебной и дополнительной литературой, выделять главное, составлять логические схемы, анализировать; способствовать воспитанию патриотизма; способствовать воспитанию культуры общения.
Средства обучения:
- иллюстрации учебника,
- политическая карта России, атлас,
- дополнительная литература, «География Архангельской области» учебное пособие для учащихся,
- Статистический материал.
Тип урока: комбинированный.
Общие методы:
- объяснительно-иллюстративный,
- частично-поисковый,
- реферативный,
- аналитический.
Формы учебной деятельности:
- представление сообщений,
- устное обсуждение проблемы,
- работа со статистическими материалами.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учителя и учеников, проверка присутствующих на уроке, сообщение учителем темы урока. Запись темы в тетрадях.
2. Актуализация опорных понятий.
Фронтальная работа с классом по повторению ранее пройденного материала.
Россия – это огромный остров между востоком и западом, прошлым и будущим. Страна испытала в ходе модернизации катаклизмы, обозначившие содержательные рамки XX века. Первый – революция и социалистический эксперимент, второй – его крах и распад СССР с попыткой перехода к демократии и рынку.
Начиная изучение темы «Хозяйство России», мы с вами говорили об экономических системах. Назовите их.
Вспомните и назовите особенности командной системы в экономике.
Назовите недостатки и преимущества такой системы.
Каковы особенности рыночной экономической системы?
Какие недостатки и преимущества здесь можно выделить?
3. Изучение нового материала.
Учитель: Рассмотрим место России и ее регионов на мировой арене.
1 ученик зачитывает сообщение: «Экономика – внешняя торговля» (излагается материал по внешнеэкономическим связям России; об основных социально-экономических реформах, имеющих значение во внешней торговле государства).
Учащиеся: Выслушав выступающего, анализируют геополитическое влияние России на положение дел в мире. Выявляют основу экономического влияния страны. Определяют социально-экономические реформы и их значение во внешней торговле.
2 ученик делает сообщение по теме «Иностранные инвестиции и совместный бизнес» (отражена информация об инвестициях в экономику России и совместном бизнесе России и стран ближнего и дальнего зарубежья).
Учащиеся: На основе полученной информации и статистических данных дают оценку уровня развития бизнеса и инвестиционных отношений России и зарубежных стран. Выявляют социально-экономические реформы, имеющие важное значение для дальнейшего развития этих отношений.
3 ученик выступает по теме «Российские регионы во внешней торговле» (статистические данные по доле российских регионов во внешней торговле страны).
Учащиеся: Анализируют статистические данные, приведенные в сообщении, делают вывод о регионах-лидерах. Определяют пути социально-экономических реформ, влияющих на развитие регионов России.
4 ученик зачитывает сообщение «Архангельская область и страны Баренц-региона» (региональный компонент).
Учащиеся: Делают вывод о месте Архангельской области во внешней торговле России.
Учитель: Выслушав выступающих, давайте выделим пути социально-экономических реформ в России 90-х годов ХХ века.
Учащиеся: На основе проанализированного материала, выделяют пути социально-экономического развития страны. Записывают в тетрадь.
(а. Либерализация цен; б. Приватизация собственности; в. Образование массы мелких предприятий).
Учитель: Мы с вами выявили возможные положительные стороны проведения социально-экономических реформ в России. Теперь давайте попробуем выделить их отрицательные последствия.
Учащиеся: Выявляют возможные причины возникновения отрицательных последствий социально-экономических реформ. Делают запись в тетради.
(а. рост теневой экономики; б. рост преступности; в. безработица и снижение уровня жизни россиян; г. Снижение объема производства в промышленности).
4. Обобщение.
Проводится коллективная работа класса с картами атласа. По картам атласа и диаграммам, на стр. 46 – 47 (в атласе), учащиеся анализируют особенности экономических отношений России и зарубежных стран. Дают характеристику экспорта и импорта товаров.
Вывод: На современном этапе развития России четко прослеживается необходимость социально-экономических преобразований. Проведение социально-экономических реформ поможет России выйти из социально-экономического кризиса и стать одним из центров мировой экономики.
5. Подведение итогов урока.
Учитель оценивает работу класса и отдельных учеников. Выставляет оценки.
Литература:
- учебник: В.П. Дронов, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство» - М.: Дрофа, 2004.;
- Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2007.;
- ЖУРНАЛ «География в школе»;
- «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии» - М.: «ЭКЗАМЕН», 2006.;
- Преминина Я.К., Туровник И.В. «География Архангельской области. 9 класс» - Архангельск: изд-во Поморского государственного университета, 1999.;
- География в таблицах 6-11 классы: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2005.