Анализируя социально-культурные процессы, происходящие в наших школах, можно понять актуальность проблемы повышения психологической культуры населения.
Любая учебная дисциплина, включая психологию, ориентирована на реализацию поставленной государством главной цели – формирование разносторонне развитой личности. Отсюда определяется важная цель всего образовательного процесса – гуманизация обучения. Очевидно, что развитие личности невозможно без знаний о природе и сущности человека, без принятия человеком себя и окружающей его социальной действительности, формирования позитивных установок в межличностном общении. Поэтому психология становится в наше время одной из востребованных обществом гуманитарных дисциплин. Гуманизация образования – « это не защита учащихся от современных проблем и сложностей жизни, а подготовка их к самостоятельной активной жизни в обществе социальных перемен. Решение задач полноценного образования и культурного развития молодого поколения страны предполагает предоставление каждому школьнику знаний о самом себе как представителе рода человеческого, обладающем всеми данными для развития, несущем в себе потенциал творчества и отвечающем за реализацию или нереализацию этого потенциала наряду с теми взрослыми, которые помогают ему войти в культуру современного общества.» (И.В. Дубровина).
Все это делает актуальной проблему школьного психологического обучения как обязательной составной части школьного образования.
Целью преподавания психологии в школе можно считать приобщение школьников к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры.
Овладение культурой начинается с момента рождения маленького человечка и продолжается всю его сознательную жизнь. Ее развитие предполагает особое бережное отношение к внутреннему миру ребенка, его чувствам, интересам, способностям, отношению к себе, окружающим людям, к происходящим общественным и семейным событиям.
Задача нас, взрослых, помочь ребенку овладеть способами понимания самого себя и окружающего мира.
И здесь на помощь ребенку приходит школьное обучение, которое помогает войти в огромный мир культуры.
Но в традиционном обучении нет предмета, который целенаправленно и систематически помогал бы ребенку познать себя, других людей и окружающий его мир.
Многие современные родители не в состоянии ответить своему ребенку на вопросы, связанные с изменениями картины мира, личности ребенка, не всегда могут помочь в разрешении тех проблем, которые возникают у наших детей, т.к. не владеют определенными психологическими знаниями. Эта проблема встала и перед нами, преподавателями ГОУ СОШ № 1108. Как помочь нашим детям и родителям в овладении тем багажом психологических знаний, которые пригодятся в дальнейшем самоопределении обучающихся, в раскрытии знаний о самом себе и законов развития психики, человеческого взаимодействия? Поэтому мы решили включиться в эксперимент «Преподавание психологии в общеобразовательной школе» (Курс И.В. Дубровиной, А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой).
Первый год нашего эксперимента завершился. Анализируя работу в ходе экспериментальной деятельности, можно сказать, что дети и родители третьеклассников, включившихся в изучение психологической науки в 2008-2009 учебном году, хотели бы изучать ее и в дальнейшем (по данным опроса родителей и учащихся, 2009 г.)
Знакомя родителей на первом собрании с курсом психологии, мы приготовили им анкету, которая содержала ряд вопросов, касающихся изучения нового для детей предмета, психологии. Чтобы проследить динамику отношения родителей и учащихся к новому предмету, анкету с аналогичными вопросами мы использовали и в конце учебного года.
Анкета.
- Считаете ли Вы необходимым введение нового учебного предмета «Психология» в начальной школе?
- Нравится ли новый предмет вашему ребенку?
- Помогаете ли Вы своему ребенку в выполнении домашних заданий?
- Какие задания заинтересовали Вашего ребенка больше всего?
- Хотели бы Вы, чтобы изучение психологии в нашем классе продолжилось в следующем году?
Так на вопрос в сентябре месяце: Считаете ли вы необходимым введение учебного предмета ПСИХОЛОГИЯ в начальной школе? Ответили «да» – 90% взрослых. Были еще родители, которые сомневались, нужен ли этот курс в начальной школе, ведь дети еще маленькие. В конце учебного года ответ на этот вопрос был утвердительным на 100%. На этот же вопрос все учащиеся (100%) ответили положительно. Мнения детей и взрослых совпали.
Это говорит о высокой роли этого предмета в жизни учащихся и их родителей.
В конце года на очередном родительском собрании на вопрос: Нравится ли Вашему ребенку новый предмет? Ответили «очень» все наши родители.
Следующий вопрос анкеты касался отношения родителей к учебнику. На первом родительском собрании некоторые родители сомневались в целесообразности введения учебников для начальной школы. Ведь психология – наука, а не будут ли тексты уроков слишком объемными и сложными для восприятия младших школьников. Но, работая в течение года с учебным материалом, выполняя творческие задания, родители пришли к выводу, что учебник 3 класса доступен для детского восприятия, в нем много интересных заданий, иллюстраций, он красочно оформлен, что дает возможность усвоить материал без «зазубривания», основываясь на понятийном восприятии ребенка.
Приводим высказывания родителей: «… не знала, что материал такой доступный и простой в изложении. Ребенку очень интересно», «… материал учебника нескучный, очень много творческих заданий, наглядности, что позволяет и дома вместе с ребенком читать, обсуждать темы занятий», «моему сыну очень нравятся задания на составление кроссвордов по теме, что позволяет развивать память и мышление», «Моя дочь стала писать стихи, чего раньше не было, развивается творчество, богаче словарный запас», «Не думала, что у моей дочери откроется такая любовь к предмету. Девочка она очень слабенькая, а тут стала рассуждать, дома объясняет всем задания, рисует, выдумывает, а самое главное – не стесняется выражать свои мысли», «Дети стали раскрепощенные, не боятся собственных суждений, отвечают, рассуждают, даже дают советы», «Дома слышала, как мой сын «консультирует» младшую сестренку. Интересно было наблюдать. Давал советы, как развивать память», «… для меня было неожиданным сочинение моего ребенка (тема «Творческое воображение». Нужно было написать сочинение от имени предмета, находящегося в классе), она писала его сама, первый раз без помощи взрослого, мне было интересно почитать, я взглянула во внутренний мир своего ребенка через его работу. Я многое поняла: не всегда дети могут сказать о своей проблеме, а показать через творчество проще. Спасибо!», «На уроках дети не боятся отвечать, не боятся ошибиться. Важно, что учитель не требует «зазубривания» материала, а только его понимания», «Спасибо за этот предмет, раскрывающий нам, родителям, в первую очередь, подлинные знания психологии. Я сама стала лучше разбираться в причинах неуспеваемости своего чада, записались даже на развивающие занятия с психологом».
Анализируя учебник по психологии, учителя и родители пришли к выводу, что в нем большое количество наглядного материала, иллюстраций, творческих заданий. Что позволяет детям с интересом усваивать материал, закрепляя свои знания через решение определенных творческих заданий.
Итак, высказывания родителей разноплановые, но все они приводят нас к выводу: психологические знания нужны как нашим детям, так и нашим родителям. Только совместно с нашими семьями мы можем постепенно, непринужденно получать знания о себе, о своем ребенке, стараться решить проблему, возникающую в семье благодаря истинному познанию мира человеческих чувств и отношений.
Интересен был следующий вопрос из анкеты для родителей: Привлекает ли Вас ребенок к выполнению домашних заданий? Интересно, что все родители ответили утвердительно.
А вот дети считают, что родители помогают им: «иногда» – 68%, а «часто» – 32%. Здесь мнения родителей и детей расходятся. Обсуждая этот вопрос с родителями, мы пришли к такому выводу, что наши третьеклассники после первого года обучения почувствовали себя маленькими психологами, утверждая, что они знают материал лучше, чем их родители и в помощи не нуждаются, хотя дома, по словам удивленных родителей, часто советуются в выполнении домашних заданий.
Всем детям нравятся виды творческих заданий, предложенных авторами учебника и учителем : попробовать сочинить стихотворение, написать рассказ, составить кроссворд, с особым интересом они выполняли рисунок предмета будущего, не существующего в современном мире, искали предметы «на ощупь», выполняли задания на развитие внимания, составляли вопросы викторины, соревновались командами в психологических рингах.
Начиная изучение предмета «Психология» в начальной школе, нам хотелось заинтересовать учащихся и их родителей новым предметом. Мы задумались над тем, как же сделать так, чтобы наши дети и родители увлеченно подошли к изучению психологии.
Ведь именно детский возраст является более открытым и восприимчивым к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира, к самому себе.
Очень важно отметить, что урок психологии, как и другие уроки в начальной школе, является единым целым, можно сказать, даже живым существом, с определенной целью, задачами, которые решаются в процессе каждого урока. Поэтому учитель в соответствии с темой урока подбирает определенные творческие задания, которые решаются в классе во время беседы, диспута учителя и учащихся.
Например, в 3 классе (тема «Воображение», урок 2 «Творческое воображение») учитель ставит перед детьми проблемную задачу: используя литературный прием олицетворение, представить себя каким-либо предметом, который находится в классе и написать миниатюру, раскрывая особенности характера этого предмета.
Тема: «Воображение». (Урок 2. Творческое воображение. Цель: раскрыть роль творческого воображения в деятельности человека)
Задание: используя литературный прием олицетворение, представить себя каким-либо предметом, который находится в классе. Написать небольшое сочинение-миниатюру, раскрывая особенности этого предмета.
Красникова Аня.
«…я цветок. Я живу в 3 классе «А». У меня здесь много друзей. Если вы хотите подружиться со мной, нужно быть искренними. Меня понять непросто. Я на жизнь не жалуюсь, но меня часто задевают. Ну что ж, дети есть дети… Я на них не в обиде. Меня поливают, рыхлят землю. Спасибо девочкам, они меня не забывают.
Захарова Станислава.
«…Вы знаете, что я ученый цветок. Я знаю очень много! Если мимо меня пройдет человек, то я смогу определить его настроение. Мой самый любимый предмет – психология. По этому предмету я знаю очень много, поэтому я хороший психолог, могу помочь вам решить проблемы. Вот так! Мне помогают знания, я слушаю на психологии много интересного».
Медведев Вася.
«Позвольте представиться, я – учебник. А какой? Вы сами догадаетесь? Чего только у меня нет: веселые рассказы, поучительные басни, чудесные сказки и многое- многое другое. Я живу на столе вместе с математикой, чтением, русским языком и психологией. У нас веселая компания. Я дружу с компьютером. Он очень умный. Мы узнаем много интересного друг о друге. Поэтому не скучаем».
Тучина Жанна.
«Познакомьтесь: я швабра. Я такая несчастная. Мне так одиноко и грустно. Обо мне вспоминают только тогда, когда нужно мыть пол. Хорошо, что у меня есть подружка – тряпка. Мы вместе работаем. А так, я только стою в углу. Но верно, что на психологии ребята сказали, что хорошо, когда есть друг. А у меня он есть. Так что, оказывается я не одна. А тут я решилась поговорить с розой. И она меня поняла. А я-то боялась. Спасибо, что я решилась, теперь нам веселее вместе. Мы такие разные, но это даже интереснее».
Первый год обучения. 3 класс. Тема: «Первое знакомство с новым предметом «психология»
(Цель урока: обратить внимание детей на то, что каждый человек любого возраста в той или иной мере обладает психологическими знаниями).
После беседы с детьми учитель предлагает придумать небольшое стихотворение о психологии.
Чтоб людей понимать
И счастливыми стать,
Будем мы психологию изучать.
(Титова Даша, 3 класс)
Психология – наука уникальная
В ней раскрыты тонкости познания.
Это наука о душе.
(Захарова Стася, 3 класс)
Тема: «Ощущения» 1 урок.
(Цель: показать, что ощущения являются первичным источником знаний человека о себе и о мире).
Пылинку не чувствую я на ладошке,
А море и солнце я чувствую очень.
Я чувствую солнце, я чувствую ветер,
Здорово, что все это есть на свете!
Было грустно на душе –
Плохое настроение…
Чтоб порадовать себя,
Съела я варенье.
Стало сладко мне во рту…
Просто наслажденье!
(Красникова Аня, 3 класс)
А моя сестра Агаша
Съесть надумала лимон.
Язычком она лизнула,
Оказался кислым он.
(Красникова Аня, 3 класс)
Очень важно на уроке опираться на знания детей в других предметных областях, поэтому уроки психологии всегда интегрированы и с математикой, и с литературой, и с окружающим миром.
Так в 4 классе (второй год обучения, тема «С чего начинается мышление?»)
учитель предлагает ребятам упражнение на развитие логического мышления из области русского языка:
Отгадайте слово:
- Глухой – Ф, звонкий …. (В).
- Предпоследняя буква в слове «ВЕТЕР» – (Е).
- Стоит за буквой Р (С).
- Суффикс в слове «речной» (Н).
- Первая буква русского алфавита. (А)
Ответ: ВЕСНА.
Решив задачу, ребята приходят к выводу о том, что МЫШЛЕНИЕ начинается с вопроса, как и любая, даже математическая задача. Вопрос является первым знаком начинающейся работы мысли.
На уроке в 4 классе «Как мы переживаем свои мысли»
учитель ставит перед собой цель: показать детям, что мышление – это живой, наполненный переживаниями процесс познания.
Подводим детей к этому выводу постепенно, ставя перед ними проблемную ситуацию и наблюдая за реакцией учащихся.
В процессе работы над новым материалом предлагаем вопросы: Где воскресенье раньше субботы? (В словаре).
Как называется нелюбимая всеми бабочка? (Моль).
Можно использовать и шуточные вопросы, и вопросы на внимательность детей.
Например: Кто под проливным дождем, не имея зонтика, не замочит волосы? (Лысый человек). Почему в поезде «стоп-кран» красный, а в самолете – «голубой? (в самолете нет «стоп-крана»).
Размышляя над ответами, дети каждый по-своему реагирует на удачи, успех, промах в решении любых задач. Собственный опыт, наблюдения подводят ребят к тому, что мысль наполнена разнообразными переживаниями. Эмоциональные реакции детей на разгадывание задачек: «Ой!», «Ура!», «Класс!», «Эх!», даже «ЕС!», только помогут им вместе с учителем подойти к этому выводу.
Итак, развитие творческих способностей учащихся на уроке психологии позволяют учителю помочь детям в развитии самостоятельного мышления, воображения, речи, поможет установить доверительные отношения между учениками и учителем, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность, развивать креативность мышления, свободно выражать свое мнение.
Только при создании атмосферы такого доверия на уроке дети смогут, не стесняясь отвечать на уроке, делиться своими маленькими проблемами, стараться их решить через личную творческую деятельность: рисунки, сочинения, стихи.
3 класс. Первый год обучения. Тема: «Воображение» (Урок 2. «Творческое воображение»).
Задание учителя: описать свою фантазию.
Сон
Однажды ночью мне приснился
Какой-то чудный, дивный сон.
Как будто слон ко мне явился,
Такой огромный, добрый слон…
Он протянул ко мне свой хобот,
Ушами ласково махнул.
И, позабыв свои тревоги,
Бесстрашно я к нему шагнул.
«Ты не грусти
И не печалься!
Всегда уверен будь в себе,
Ты все решишь свои задачи,
Удастся сразу все тебе!» –
Так слон сказал.
А я проснулся.
И все понятно стало мне.
Ко мне уверенность вернулась,
Стал сильным духом я вдвойне!
(Красникова Аня)
Подражая ХОККУ. Размышления…
(хокку - жанр японской поэзии, трехстишие) – связь психологии и литературы.)
3 класс. Тема: «Воображение». Урок 6. «Развитие воображения» .
Цель: познакомить детей с простыми приемами творческого и воссоздающего воображения».
Я вижу человека в тебе,
Я вижу человека в себе.
Как хорошо, что я это вижу.
(Розанова Аня, 3 класс)
Я мыслю, я чувствую, я ощущаю,
Я люблю, я помню, я воспринимаю…
Значит, я живу.
(Красникова Аня, 3 класс)
Сказка добрая,
Сказка волшебная.
В сказке есть скрытый смысл.
Так приятно на рассвете
Услышать пение птиц…
Все-таки жизнь такая чудесная!
(Красникова Аня, 3 класс)
Солнце светит с небес,
Освещает все и везде
Солнце – это радость.
(Розанова Аня, 3 класс)
В поле расцвели ромашки.
Они прекрасны как солнце,
Озаряя мир своей красотой.
(Захарова Стася, 3 класс)
На деревьях разноцветные листья.
Это очень красиво!
Осень – замечательное время года.
(Титова Даша, 3 класс)
На моем столе
Ваза с цветами.
Это так красиво.
(Мыцу Дана, 3 класс)
Муравейник – это большой город.
Человек смотрит с высоты и думает, что это маленькие человечки, и завидует им.
(Правоторов Саша, 3 класс)
Последний вопрос анкеты, заданный родителям и детям в конце учебного года: Хотели бы вы изучать психологию в следующем году? – все, дети и родители, ответили: «конечно». Ответы на этот вопрос позволяют сделать вывод о высокой мотивации и положительном отношении к предмету в начальной школе. Здесь мнения детей и родителей совпадают.
Предмет «Психология» стал неотъемлемой частью образовательного процесса в нашей начальной школе. В нем заинтересованы дети, родители, преподаватели других дисциплин. Уроки психологии развивают личность ребенка, что отражается на его отношении к образованию в целом.
Нужно не забывать, что в этом интересном и необходимом образовательном процессе родители должны выступать в роли помощников, поддерживающих педагога и учащихся. Поэтому необходимо тесное взаимодействие педагога-психолога и родителей.
Формой взаимодействия с родителями в нашей экспериментальной деятельности можно считать:
- беседы на родительских собраниях, позволяющие помочь родителям в решении возникающих у них проблем с детьми, научить находить достойные выходы из проблемных ситуаций (Например: «Мой сын не успевает в классе за другими ребятами. В чем проблема?», «Гиперактивность. Бороться или найти достойный путь решения проблемы», «Плохая память. Что делать?», «Новичок в классе. Как пройти адаптацию? » и др.)
- индивидуальные консультации,
- анкетирование,
- открытые уроки для родителей,
- викторины по предмету «Психология» с привлечением родителей,
- совместные творческие работы детей и родителей
Родители охотно включаются во взаимодействие с педагогом, детьми, постигая изучение нового предмета в школе, пытаясь помочь своему ребенку в выполнении домашнего задания по психологии, раскрывая для себя новые знания, отвечая с помощью учителя на вопросы, возникающие в процессе взаимодействия с ребенком и решая, таким образом, определенные психологические семейные проблемы. «Сам себе психолог» – часто говорят наши дети после уроков психологии. И это верно, ведь главное – понять, разобраться, помочь себе и другим в решении определенных детских «проблемок».
Часто родители с увлечением помогают детям в выполнении творческих домашних заданий, читают отрывки детских работ, выполненных в классе. Эти работы, порой, позволяют раскрыть потенциал ребенка, его внутренний мир, увидеть проблему, затаившуюся, которую ученик стесняется или не знает, как о ней рассказать. Это и позволяет глубже рассмотреть хрупкую душу ребенка.
Очень важно, на мой взгляд, что предмет психология позволяет связать воедино все общеобразовательные предметы. Ведь развитие познавательных способностей учащихся, постепенное формирование личности ребенка отражается и на овладении учащимися знаниями, на возможности лучшего понимания школьной программы. Происходит интеграция и систематизация предметных связей. Так, например, наша школа на протяжении нескольких лет была включена в эксперимент по герменевтическому подходу в обучении (герменевтика – наука об «искусстве понимания», толкования, разъяснения), поэтому на уроках мы используем разнообразные приемы работы с текстом, новой информацией. Учащиеся охотно выполняют творческие задания: написать сочинение, стихотворение, проанализировать определенный текст, выделить существенные, опорные слова, фразы в тексте, определить главную мысль и т.п. На уроках психологии ребята тоже работают с текстом и стараются выполнять творческие задания, чсто связанные с литературой, математикой, окружающим миром, изобразительным искусством. Это позволяет использовать межпредметные связи, интегрированный подход в обучении, что отражается на всестороннем развитии личности ребенка. На уроках психологии стараются работать все дети: сильные, слабенькие, дети разного уровня развития.
Выполнение творческих заданий нашими учащимися вместе с родителями становятся для нас связующей ниточкой, они позволяют не прерывать связь школы и семьи. Многие родители, не думая об овладении психологическими знаниями всерьез, через уроки психологии в начальной школе, становятся участниками образовательного процесса, постепенно овладевая теми важными для них знаниями, помогающими ориентироваться как в науке, так и в общественной жизни.
Важно, чтобы каждый видел Человека и в себе, и в своем ребенке, и в каждом человечке, сидящем за партой, и в учителе, другом родителе, приходящем в школу. Только тогда мы сможем с уверенностью сказать, что курс изучения психологии не прошел бесследно для всех нас: учеников, учителей, родителей. Все мы – люди со своим внутренним миром, своими особенностями, все мы разные, но все мы должны научиться уважать и понимать друг друга.
В прошлом году мы изучали предмет «психология» первый год, в этом году мы продолжаем эксперимент. Преподавание психологии как учебного предмета показало повышение творческих способностей наших учащихся, способствовало укреплению взаимоотношений родителей и детей, школы и семьи. Учащиеся, их мамы, папы, бабушки, дедушки, педагоги заинтересованы в дальнейшем изучении этого курса. Постепенное раскрытие творческого потенциала детей, высокая мотивация учащихся и их родителей, формирование психологической культуры семьи в целом, способствуют дальнейшему изучению предмета «Психологии» в новом учебном году.
Нам бы хотелось, чтобы курс психологии в школе вводил детей в науку, «но не как в мертвую груду книг, а как в живое изъяснение мира, исполненного жизни». (К.Д. Ушинский).
Очень верно почувствовала суть преподавания психологии ученица 3 класса, Розанова Аня:
Так приятно услышать кого-то,
Так приятно почувствовать мир,
Так приятно понять себя,
Ведь важно этому НАУЧИТЬСЯ.
И к этому мы будем стремиться вместе: школа и семья!