Цель урока: показать, что образ матери - вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства.
Задачи:
- Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведении искусства разных эпох, воспевающих образ матери.
- Развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, умение сравнивать, анализировать произведения художников, композиторов.
- Воспитывать у детей чувства уважения, любви к матери.
Оборудование:
- репродукции картин: Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», К.С. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», Пьер-Огюст Ренуар «Госпожа Шарпантье с детьми»,
- магнитофон;
- фортепиано;
- учебник;
- музыкальный материал: «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова; «Ave Maria» Ф. Шуберта; «Самая хорошая» музыка В. Иванникова, сл. М. Пляцковского;
- таблицы: «Эмоциональных состояний», «Музыкальная палитра»;
- график «Эмоционального состояния»;
- листы бумаги, цветные карандаши;
- текст песни «Самая хорошая» музыка В. Иванникова, сл. М. Пляцковского;
- мультимедийный проектор, (слайды с репродукциями известных картин);
Ход урока
Учащиеся входят в класс под музыку «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского.
I. Организационный момент
У - Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши добрые лица. Давайте начнем наш урок с приветливой, светлой, как звучавшая музыка, улыбки.
II. Воспроизведение и коррекция опорных знании учащихся
У - Знакома ли вам прозвучавшая музыка? Какую картину рисует она в вашем сознании?
Ответы детей:
- Это произведение гениального русского композитора Модеста Мусоргского
- Музыка рисует картину природы. В ней мы узнаём утренний рассвет, восход солнца.
Мелодия тихая, светлая, спокойная.
В своем произведении композитор нарисовал картину пробуждения природы. На предыдущих уроках вы убедились, что природа на протяжении многих веков вдохновлял, а людей на создание произведений искусства. Значит тема природы вечная.
У - Какую еще тему в искусстве можно назвать вечной?
Ответы детей:
- Темы любви, Родины, героических подвигов, взаимоотношений между людьми, материнства.
У - Приведите примеры музыкального произведения о дружбе.
Ответы детей:
- «Когда мои друзья со мной»
- «Песенка друзей»
- «Вместе весело шагать»
- «Ты, да я, да мы с тобой»
- «Песня о дружбе»
-«Всё мы дели пополам»
Исполняется песня «Ты, да я, да мы с тобой» (муз. В. Зоткина, слов. М. Сергеева).
III. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний
У - Тема материнства издавна волновала, вдохновляла на творчество. Образ матери - вечная тема искусства. Она и является темой нашего урока.
У - Что мы называем искусством?
Ответы детей:
- Творческую деятельность человека
У - Назовите виды искусства.
Ответы детей:
- Литература, живопись, музыка, скульптура, кино
У - Как вы считаете, эти виды искусства связаны друг с другом или живут независимо, самостоятельной жизнью? Приведите примеры.
Ответы детей:
- Эти виды искусств связаны друг с другом. Музыка и литература – это песни, оперы, арии, кантаты, оратории.
- Музыка всегда звучит в кинофильмах. Для кинофильмов пишут сценарии.
Сегодня на уроке мы увидим, как разные виды искусства дополняют друг друга и делают произведения, воспевающие образ матери, еще более выразительными и яркими.
IV. Изучение новой темы
Образ матери в духовном искусстве
У - Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть и такое обращение: Всепетая. Давайте представим, что мы в соборе. Послушаем музыку, воспевающую Богородицу.
Звучит фрагмент произведения С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся». На экране появляется изображение иконы Богоматери Владимирской.
Что вы видите на экране?
Ответы детей:
- На экране картины «Дева Мария»
У - Когда художник пишет Деву Марию, то чаще у него получается не картина, а икона (образ, а не конкретное лицо). Икону пишут по особым церковным канонам. Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской. «Богоматерь Владимирская» создана во второй половине XII века. Эта икона - величайшая святыня Руси. Сейчас она находится в Московском Кремле, в Успенском соборе. Всмотритесь в глаза матери: что вы видите?
Ответы детей:
- Младенец Иисус склонил голову, нежно прижимаясь к её щеке.
У - Но лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Лики матери и младенца прекрасны, полны добрых чувств.
Владимирская Богоматерь
Не на троне - на Ее руке, Левой
Ручкой, обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке...
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит...
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!
Максимилиан Волошин
У - Эту икону называют! «древнейшей песнью материнства». Богородица, прежде всею, мать, страдающая мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения (а самое дорогое).
Работа в парах
У - Подберите слова, передающие чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на икону, слушаете музыку, воспевающую Богоматерь? (Вновь звучит небольшой фрагмент С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся»).
Ответы детей:
- Доброта, душевность, любовь к людям, простота. Музыка тихая, печальная, близка к сердцу каждого человека.
У - Во многих домах имеются копии этой иконы. Их рисуют, выжигают, вырезают мастера, вышивают рукодельницы и вешают, ставя в «красный» угол комнаты, молятся, обращаются с просьбами зашиты, оберега. Царице Небесной посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы, только каждый по-своему: художник - с помощью красок, кисти и холста, поэт - стихами, композитор – музыкой.
Образ матери в светском искусстве
У - У русского поэта А.А. Фета есть стихотворение «Ave Maria» («Радуйся. Мария» - так начинается молитва.) Ученик читает стихотворение, которое проецируется на экране.
Ave Maria
Ave Maria – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царила, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха….
Афанасий Фет
У - Австрийский композитор Ф. Шуберт написал арию «Аvе, Maria», ставшую известной во всем мире. Давайте и мы познакомимся с этой прекрасной музыкой в исполнении итальянского мальчика Лобертино Лоретти.
Прослушивание произведения Ф. Шуберта «Ave, Maria».
У – А сейчас попробуем найти слова, передающие ваши чувства, когда вы слушаете эту музыку, смотрите на картины с изображением Богородицы, Мадонны, Девы Марии, а найдём мы их в таблице эмоциональных состояний.
На доске открываются картины Рафаэля, Петрова-Водкина, Ренуара, закрытый ранее пейзажами русских художников.
У – Как вы считаете, ребята, какая из картин на доске созвучна этому музыкальному произведению?
Ответы детей: («Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля).
Демонстрация компьютерной презентации «Мадонны».
У - Картина написана более 500 лет назад, но люди до сих нор не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем на руках. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям.
У - А сейчас закройте глаза и представьте лицо вашей мамы. Сравните его с образом Богоматери, Мадонны. Лица наших мам тоже прекрасны, потому что это - ваши мамы, они вас очень любят, заботятся о вашем здоровье. И сейчас они бы заметили, что их дети немножко устали.
V. Физминутка.
У – Откройте учебник на стр. 46-47 и найдите картину, похожую на икону и картину Рафаэля. (Картина К.С. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде».) Что в них общего?
Ответы детей:
- Тот же жест матери, сжимающей руку ребенка, как желание уберечь сына от невзгод.
У - Написанная русским художником К.С. Петровым-Водкиным гораздо позднее, она передает такую же заботу, вечную тревогу матери за судьбу своих детей, и эта картина хранится в музее художника на его родине, в г. Хвалынске.
У - Какое настроение царит на картине французского художника О. Ренуара «Госпожа Шарпантье с детьми»?
Ответы детей:
- Атмосфера уюта, любви, счастья. Непринужденные позы детей, матери, даже собаки полны покоя и умиротворения.
Образ матери в песенном творчестве
У - Есть ли в вашем репертуаре песни, созвучные этой картине?
Ответы детей:
Муз. В. Иванникова «Самая хорошая».
Исполнение песни.
Нас, качая в колыбели,
Мамы песенки нам пели,
А теперь пора и нам
Песню спеть про наших мам.Припев:
Дети все на свете называют мамою
Милую, хорошую,
Дорогую самую!Ночь звезды за окошком
Рассыпаются горошком,
Мама наш покой хранит,
Мы заснем - она не спит.Подрастем и будем сами
Мы заботится о маме,
А пока доставим ей
Радость песенкой своей.
Песня разучивается методом «Эхо», исполняется цепочкой, по рядам.
У - Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называем самого близкого, дорогого и единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама оберегает нас всю жизнь, учит быть мудрыми.
На сегодняшний урок вы все принесли написанные вами сочинения, стихи, нарисованные портреты ваших мам. И мне хочется зачитать выдержки из сочинений, стихи, которые вы посвятили своим мамам.
VI. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний
- Чему был посвящен наш урок?
- Какую тему называют в искусстве вечной – образ матери.
- Что нового вы узнали? Что понравилось? – познакомились с картинами, композиторами, художниками, поэтами, что такое икона. Понравилась – музыка, картины
VII. Анализ и оценка итогов работы
Спасибо вам за урок, дети! Завершить нашу встречу мне хотелось бы словами русского поэта Сергея Островского.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
Так она и будет жить в веках -
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках!
У - Берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем!
Наш урок окончен. Ребята, подойдите к доске, выберите нужный для вас цвет и отметьте свое настроение, которое вы получили от проведенного урока в градуснике эмоционального состояния (заполняется график «Градусник эмоционального состояния»).
Учащиеся выходят из класса под музыку Ф. Шуберта «Ave, Maria».