Несколько лет назад я пришла работать в школу, и надо сказать мне повезло – я попала в коллектив начальной школы МОУ СОШ № 75 г. Черноголовка М.О., где люди не разучились переживать за своих учеников и работой с детьми «болеют». С первых же дней моего появления педагоги проявили заинтересованность к работе психолога. Запросы были разные, но большинство волновал уровень развития детей, поступающих в первый класс, и, конечно же, ежегодное увеличение количества детей с проблемами в обучении.
Результаты диагностики готовности детей к школьному обучению по стандартным методикам меня мало устраивали, т.к. не раскрывали причину не готовности к школьному обучению, а, главное, не показывали пути перехода в готовность к нему. Захотелось не просто констатации факта, а возможности оказания детям реальной помощи по пути следования. Для этого потребовался поиск новейших теоретических разработок и практических методик реабилитации и развития младших школьников массовой общеобразовательной школы. В результате – семинары и курсы одного из ведущих нейропсихологов страны к. псих. н. Цветкова А. В. в ЦППО АСОУ, занятия на курсах в ООО БЦПК «Профиль» под руководством Моксиной С.А., Копыриной А.С. и в дополнении к ним – демонстрационные занятия Зегебарт Г. М. – автора комплексной коррекционно-развивающей методики «Ученье без мученья», в основе которой лежат нейропсихологические процессы.
Полученные знания в области нейропсихологии детского возраста помогли найти разумные объяснения истоков трудностей и проблем, лежащих в основе неуспеваемости детей современной начальной школы и определить возможные и практические пути организации реальной помощи им по этому направлению в рамках школы.
За период 2006/2009 учебных годов мною было проведено психологическое обследование учащихся первых классов с использованием нейропсихологических методик, предложенных Л. С. Цветковой, которые базируются на классическом (по А. Р. Лурия) методе нейропсихологического анализа[4,5]. Результаты исследования позволяют говорить о наличии двух групп первоклассников, вызывающих серьёзные опасения. Практически 50% от общего числа обследованных детей имеют ярко выраженные проблемы в развитии. Для них отмечается отставание в эмоционально-волевой сфере, слухоречевой памяти, слухового восприятия, концентрации внимания. Во второй группе (практически 30% детей) присутствуют эти же проблемы, однако выраженные не столь ярко, как в предыдущей. Кроме того, было установлено, что у 45% обследованных детей выявляется статико-моторная недостаточность, и у 80% – несформированность различных компонентов движений, а именно – динамических характеристик двигательной активности.
Результаты данного обследования подтверждают наличие в обычной общеобразовательной школе детей с отклонениями в психическом развитии. Как указывают многочисленные литературные источники, при работе с такими детьми в рамках общепринятых психолого-педагогических приёмов и методик обучения для усвоения школьной программы им требуется по меньшей мере в два раза больше времени.
Исходя из полученных результатов были выбраны пути комплексной коррекционно-развивающей работы, основанные на методе нейропсихологической коррекции, предложенной А. В. Семенович, одной из составляющих которой является кинезиология.
Авторы кинезиологии – Пол и Гейл Деннисон – в своё время поставили и решили задачу улучшения процесса усвоения информации с помощью простых и доступных каждому двигательных упражнений. Первое упоминание об упражнениях Образовательной кинезиологии США и программе «Гимнастика мозга» Деннисона П. и Деннисона Г. появилось в России, благодаря переводу с английского канд. психол. наук С.К. Масгутовой, сделанного ею в рамках Частного Образовательного Учреждения Психологической Помощи [2].
Сам термин «кинезиология» отражает суть метода – греческое «кінесіс» означает движение, а «логос» – наука. Кинезиология отражает связь движения тела с функциями мозга. За внешней простотой и детскостью предлагаемых движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела. Научно доказано, что с помощью определенных физических упражнений деятельность тела и мозга интегрируются, а работа обоих полушарий мозга становится сбалансированной. Более того, могут быть подобраны конкретные упражнения для рук, ног, глаз, языка и пальцев, способствующие как формированию, так и активизации работы конкретных зон коры головного мозга, в частности, чтения, речи и письма.
Данное направление не является чем-то новым – в психологии давно существуют, по крайней мере, несколько течений, акцентирующих внимание на изучении процессов, происходящих именно при движения тела человека и их взаимосвязи с мышлением в рамках целостной системы «интеллект – тело». Благодаря этому можно не только поддерживать себя в активной физической и эмоциональной форме, но и качественно улучшить процесс восстановления после болезни или же травмы.
Работа с комплексами кинезиологических упражнений позволяет, в кратчайшие сроки и устойчиво изменить способность учащегося усваивать и перерабатывать информацию.
Имея ввиду всё вышеизложенное, в психологические коррекционно-развивающие занятия с учащимися нашей школы включены упражнения программы «Гимнастика мозга», которая учитывает единый подход к обучению и коррекции развития – ребенок способен развивать сам себя, используя внутренние механизмы своего двигательного потенциала..
Программа включает следующие виды упражнений: растяжки; дыхательные; глазодвигательные; телесные перекрестные; для развития мелкой моторики рук; релаксационные; для развитие коммуникативной и когнитивной сферы; игры по правилами.
Данные виды упражнений способствуют: развитию мелкой и крупной моторики рук, активизации различных отделов коры больших полушарий, повышению способности к произвольному контролю, активизации нервной системы тела, активизации межполушарных связей, активизации различных отделов мозга, поддержанию и развитию нейрофизиологических связей между телом и мозгом, профилактике дислексии и дисграфии [6, 7, 8].
Развитие и активизация перечисленных функций помогают весьма успешно проводить групповую коррекцию в различных областях психики детей: саморегуляции, концентрации внимания, снижения тревожности, повышения стрессоустойчивости; адаптационных возможностей.
Примеры используемых упражнений
Основным требованием методики «Гимнастика мозга» является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Перед выполнением комплекса левая рука детей маркируется (банковской резинкой или же любым иным доступным способом), что бы избежать путаницы.
Комплекс включает несколько этапов. И первый из них – ритмирование.
РИТМИРОВАНИЕ – это подготовительная процедура, предваряющая комплекс упражнений в рамках «Гимнастики мозга». Оно включает в себя упражнения, позволяющие обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание, которые могут выполняться стоя, сидя, а при необходимости и лежа, подготавливает ребёнка к выполнению последующих упражнений. Показателями ритмированного состояния тела являются четыре свойства: энергетичность, равновесие в работе левой и правой половины тела и полушарий мозга, активность, положительный настрой (как готовность принять новое обучение) [9].
При выполнении всех упражнений перед ведущим встает задача контроля точности фиксации пальцев, головы, глаз, координации работы рук и ног ребенка.
Ритмирование включает в себя:
- Обязательное питье чистой воды, позволяющее повысить энергетический потенциал тела и активизировать мозговые процессы.
- Упражнение «Кнопки мозга», позволяющее привести в готовность вестибулярный аппарат, активизирующий работу мозга и подготавливающий его к восприятию сенсорной информации.
Для выполнения процедуры необходимо:
- одновременное массирование большим и средним пальцами левой руки парных точек в подключичных впадинах, положив при этом правую руку на пупок;
- провести стимулирование точек 10 раз;
- поменять положение и провести стимулирование точек еще 10 раз.
Данное упражнение формирует кинестетическую базу для зрительных навыков, что способствует профилактике дислексии и развивает способность ребенка пересекать центральную среднюю линию тела, что является чрезвычайно важным для его общего психофизического развития.
- Упражнение «Перекрестные шаги», способствует развитию интегрированных связей обоих полушарий и формированию причинно – обусловленного уровня мышления.
Упражнение является медленной перекрестной ходьбой на месте под счет ведущего, при выполнении которого ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения «локоть – колено». Упражнение может быть модифицировано: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет ведущего.
- Упражнение «Крюки», оказывает влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга, состоит из нескольких частей:
Часть I.
- скрестить ноги;
- скрестить выпрямленные вперед руки ладонями друг к другу;
- соединить пальцы в замок;
- вывернуть соединенные в замок руки к груди;
- положение головы прямое, взгляд устремлен вверх;
- фиксировать положение головы, рук и глаз под счет ведущего до 20.
Часть II.
- скрестить ноги;
- соединить кончики пальцев широко раскрытых ладоней (от больших к мизинцам), образовав тем самым «корзиночку» и развернув при этом кисти рук так, чтобы сомкнутые большие пальцы – «ручка корзиночки» были направлены к груди;
- развести локти в стороны, плечи расправить;
- держать голову прямо, взгляд опустить на «корзиночку»;
- фиксировать положение под счет ведущего до 20.
Часть III.
- соединить стопы и колени;
- выпрямить руки над головой, плотно соединив ладони (пальцы ладоней прижаты друг к другу и направлены вверх); взгляд обращен вперед;
- медленно опускать руки до тех пор, пока предплечья не образуют горизонтальную линию; взгляд обращен вперед;
- зафиксировать положение рук и глаз под счет ведущего до 20 [3].
«Крюки» способствуют усилению межполушарной интеграции, улучшают координацию тонкой моторики и формальное причинно-следственное мышление.
После ритмирования тело и мозг подготовлены к проведению основного комплекса упражнений.
Также на занятиях и в динамических паузах урока проводится пальчиковая гимнастика.
Помните игру для малышей «Сорока-сорока кашу варила»?
Любые психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга и психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, особенно среднего и безымянного. При отставании развития работы пальцев задерживается и речевое развитие ребёнка.
Задержка речевого развития влияет на общее развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально психическое состояние ребёнка. В дальнейшем это сказывается на успешности овладения навыками письма и чтения в процессе обучения в школе. Но, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы активизирующие развитие речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
Игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно лепить и мастерить.
Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, сведутся к минимуму проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Можно найти литературу, где подробно описаны упражнения пальчиковой гимнастики и различные стихи к ним. Такие стихи очень нравятся моим первоклашкам.
Хотелось бы еще сказать, что при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики стоит обращать внимание не только на правильность движений пальчиков, но и на положение всей руки. Желательно чтобы локти не опирались на стол или колени, а были приподняты и разведены в стороны. Это также важно для развития мышечной системы рук и соответственно для формирования других, зависящих от этого функций.
Так же в ходе занятий используются и многие другие кинезиологические и нейропсихологические методы, влияющие на развитие умственных способностей и физическое здоровье ребенка. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения и тревожности.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Занятия проходят в специально оборудованном помещении и с небольшими группами детей (по 12-15 человек). За время урока происходит отработка точности движений детей при выполнении наиболее сложных упражнений.
Дополнительно ряд упражнений используется педагогами ежедневно в качестве утренней гимнастики (школа работает в одну смену). Кинезиологическими упражнениями заполнены и динамические паузы во время уроков. Для проведения подобных мероприятий учителя прошли предварительное обучение.
Для закрепления мысли человеку необходимо движение!
Неподвижный ребенок – не обучаем!
Дорогие коллеги, помните это!
Сокращения
ООО БЦПК «Профиль» – ООО Богородский Центр Психологического Консультирования «Профиль»
ЦППО АСОУ – Центр практической психологии образования Московской области (структурное подразделение Академии социального управления Министерства образования Московской области)
Список использованной литературы
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред Л.С.Цветковой. – М., 2001.
- Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М., «Восхождение», 1997.
- Зегебард Г.М., Ильичева О.С. Формирование графоматорных навыков. Методическое пособие. – М., 2008.
- Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. – М, 2002.
- Цветкова Л. С., Цветков А. В. Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования. – М., 2008.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.
- Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.
- Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.
- Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 1998.