Математическая игра "Кубик-шоу"

Разделы: Математика


Цели игры: расширить знания учащихся, привить интерес к математике, развить познавательную активность, умение работать в команде.

Мероприятие можно провести на математическом вечере для учеников 9-11 классов или для учеников одного класса. В игре принимают участие две команды. В каждой команде выбирается капитан.

Главным «действующим лицом» игры является куб, грани которого окрашены в красный, желтый, зеленый, синий, белый и черный цвета. Команды по очереди выбрасывают кубик, тем самым, выбирают игру. Если выпала грань кубика зеленого цвета, то команде предоставляется право играть в игру «Что? Где? Когда?», красная грань соответствует игре «Сто к одному», синяя грань – «Поле чудес», черная грань – «Твой шанс», желтая грань – игра «Раз, два, три», белая грань – конкурс капитанов. Каждая игра составлена по типу одноименных телепередач. Побеждает в игре команда, ответившая на большее число вопросов.

Ход игры

Перед началом звучат фанфары, выходит ведущий, приглашает команды занять свои места и объясняет правила игры.

Вопросы к игре «Сто к одному».

Ста ученикам нашей школы были заданы 4 вопроса. Вам предлагается угадать самые популярные ответы.

1. Назовите самого известного ученого-математика.

Результаты опроса:

  1. Пифагор – 37 чел.
  2. Лобачевский – 15 чел.
  3. Виетт – 11 чел
  4. Архимед – 9 чел.
  5. Ломоносов – 7 чел.
  6. Ковалевская – 6 чел.

2. Чем чаще всего вы пользуетесь на уроках математики?

Результаты опроса:

  1. Ручкой – 25 чел.
  2. Линейкой – 19 чел.
  3. Головой – 10 чел.
  4. Карандашом – 29 чел.
  5. Учебником – 6 чел.
  6. Циркулем – 3 чел.

3. Для чего надо учить математику?

Результаты опроса:

  1. Считать деньги – 24 чел.
  2. Для ума – 11 чел.
  3. Для будущей профессии – 8 чел.
  4. Чтобы поступить в ВУЗ – 7 чел.
  5. Для жизни – 7 чел.
  6. Для того чтобы не огорчать маму – 6 чел.

4. Самая известная теорема.

Результаты опроса:

  1. Пифагора – 52 чел.
  2. Виета – 17 чел.
  3. Признаки равенства треугольников – 10 чел.
  4. О трех перпендикулярах – 6 чел.
  5. Теорема Фалеса – 4 чел.
  6. О сумме углов треугольника – 3 чел. 

Вопросы к игре «Что? Где? Когда?»

Время на обсуждение ответа – 30 сек.

  1. В феврале високосного года будет пять воскресных дней. На какой день недели придется 19 февраля? (В феврале високосного года воскресными днями будут 1, 8, 15, 22, 29, значит 19 февраля – четверг.)
  2. Два угла в треугольнике равны 100° и 40°. Определите вид треугольника. (Тупоугольный, равнобедренный.)
  3. Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей. У лестницы 10 ступенек, расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается воды. Начинается прилив, который поднимает уровень воды за каждый час на 15 см. Через, сколько минут покроется водой 3-я ступенька веревочной лестницы? (Корабль поднимается вместе с водой, поэтому веревочная лестница будет продолжать касаться воды.)
  4. Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально, «рассекающий на две части». О чем идет речь? (Биссектриса.)

Вопросы к игре «Раз, два, три».

Из трех ответов надо выбрать верный.

1. Астролябия – это:

  1. Прибор для измерения расстояний между звездами.
  2. прибор для измерения углов на местности.
  3. порода утки, отличающейся маленькими размерами.

2. Тетраэдр – это:

  1. Треугольная пирамида
  2. Греческий математик, живший во 2 веке до н. э.
  3. Деталь двигателя автомобиля, входящая в систему зажигания.

3. Аппликата – это:

  1. узор на подошве ботинка.
  2. третья координата точки в пространстве.
  3. диагональ куба.

4. Радиан – это:

  1. единица измерения углов.
  2. отрезок, соединяющий две точки окружности.
  3. прибор, измеряющий уровень радиации.

5. Фут – это:

  1. мера веса, равная 830 г.
  2. мера длины, равная 30,48 см.
  3. «плохо» по-японски.

Ответы: 1B; 2A; 3B; 4A; 5B.

Рекламная пауза.

Во время рекламной паузы ведущий показывает математический фокус или софизм, слово греческого происхождения, в переводе означающее хитроумную выдумку, ухищрение, головоломку.

Софизмы строятся на неверном словоупотреблении, на неточности формулировок, на скрытом выполнении невозможных действий, на незаконных обобщениях.

«Докажем», что дважды два будет пять.
Имеем верное равенство: 4:4 = 5:5.
Вынесем общий множитель за скобки: 4*(1:1) = 5*(1:1)
Числа в скобках равны, значит 4 = 5, т.е. 2*2 = 5.
Найдите ошибку.

Вопросы к игре «Поле чудес».

  1. По-русски это слово означает «натянутая тетива», а как это слово звучит на древнегреческом? (Гипотенуза)
  2. Ученый, которому принадлежат такие слова: «Математику лишь затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (М.В. Ломоносов)
  3. Цифра, обозначающая отсутствие величины. (ноль)
  4. Мера массы, равная 16 кг. (пуд)

Вопросы к игре «Твой шанс».

  1. Как из трех спичек, не ломая их сделать четыре? (IV)
  2. Из точки А в восточном направлении до точки В самолет долетает за 80 минут, а из точки В в западном направлении до точки А – за 1 час 20 минут. Почему так? (80 мин. = 1 час 20 мин.)
  3. Как к пяти спичкам прибавить еще пять, чтобы получилось три? (написать спичками слово «три»)
  4. Изобразите число 100 пятью единицами. (111-11=100)
  5. У меня две купюры на общую сумму 110 рублей. Одна из них не «десятка». Что это за купюры? (другая купюра – «десятка»)
  6. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли утверждать, что через 72 часа будет солнечная погода? (нет, т. к. через 72 часа будет ночь.) 

Конкурс капитанов. (Блиц-вопросы).

Ведущий задает каждому капитану по три вопроса.

Вопросы первому капитану:

  1. У крышки стола 4 угла. Один отпилили. Сколько осталось?
  2. Наименьшее четное число.
  3. Сколько лет спал Илья Муромец?

Вопросы второму капитану:

  1. Третий месяц летних каникул.
  2. Число, противоположное 5.
  3. Соперник нолика.

Вопросы первому капитану:

  1. Треугольник, с равными сторонами.
  2. Наименьшее натуральное число.
  3. Знак сложения.

Вопросы второму капитану:

  1. Сумма углов 4-угольника.
  2. На что похожа половина яблока?
  3. Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут будут вариться 5 яиц?