Современный урок русского языка (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Блок: Развитие речи.

Тип урока: Проблемный диалог.

Цель: Введение понятия «заголовок».

Задачи:

  1. Помочь учащимся открыть новый материал, учиться наблюдению над смысловой ценностью текста, анализу текста и его заглавия.
  2. Развивать интерес к освоению нового материала. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
  3. Воспитывать чуткость, учить видеть прекрасное в окружающей нас природе. Использование здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: карточка со словарным словом «праздник », разрезанная на отдельные буквы; офтальмологический тренажер (движение головой стоя). Портрет Н.Ф. Катанова, эпиграф на доске «Знание –сила»

На доске запись: Текст. Заголовок.

Ход урока

I. Орг.момент

Распахнем глаза пошире.
Раз, два, три, четыре.
Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы.

–  Вы сегодня будете учеными-исследователями в освоении новых знаний. Ваш ум, внимание, знания помогут на уроке. Желаю вам успешных поисков и решений! Откройте тетради по русскому языку. Запишите число. (обратите внимание на орфограмму).

– Какой сегодня день?

– День Российской науки. Исследования наших ученых России сегодня известны во всем мире.Мы гордимся и тем, то среди таких известных ученых и наш земляк хакасский ученый Николай Федорович Катанов – (который посвятил себя изучению языков).

II. Чистописание. Актуализация знаний

Прочитайте, что вы можете сказать об этих буквах?

–  Эти буквы живут в паре (они парные согласные)

Зз Сс ЗС ЗЗСС ЗЗЗССС

Найдите закономерность, и продолжите ряд букв.

Запишите предложение

Знание – сила. – эти слов станут ключевыми на уроке.

III. Словарная работа

Найдите в классе буквы, и составьте слово (здоровьесберегающая технология). Произнести, как слышим, назовите орфограмму, запишем в словарик.ПРАЗДНИК

IV. Работа над темой. Актуализация знаний. Изучение нового материала.

– Что более полно передает мысль говорящего?

– Текст.

– Как вы думаете, что такое текст? Вспомните материал прошлого урока.

– Это устное или письменное высказывание, состоящее из нескольких предложений, связанных по смыслу.

– Я предлагаю вам два отрывка. Нужно определить где текст, а где нет. Докажите.

На доске:

  1. На клумбах растут красивые астры. Саша и Коля чистят каток. Кошка ловит мышей
  2. Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей повал товарищей. Дружно тащат муравьи зерно домой.

Обоснование детей.

V. Физминутка. Релаксация.

Представьте себе, что мы олени. Покажите рога. (пальцы рук широко развернуты, напряжены). Трудно так держать руки? (Бросьте их на колени, расслабьте их).

Слушайте стихи и повторяйте

А сегодня мы олени
Ветер рвется нам на встречу.
Ветер стих, расправим плечи
Руки снова на колени.
(руки напряжены и расслаблены)
Знают девочки и мальчики
Отдыхают все их пальчики.

VI. Закрепление материал.

1. Работа по учебнику. (Текст. Заголовок) Русский язык -2, часть 2. С13 упражнение 1 читают учащиеся.

– Это текст потому что…

– Это высказывание автора состоит из предложений связанных по смыслу. О чем в нем говорится? (О внимательном чутком отношении к собаке).

2. Постановка проблемной ситуации. Открытие нового.

Упражнение 2. (прочитаем задание) Правильно ли назван текст?

– Заглавие текста должно быть связано с основной мыслью текста.

– Прочитайте заголовок еще раз. Что хотите сказать?

1) Почему заголовок не соответствует содержанию?

2) Подумайте, о чем могла идти речь, если бы вам прочитали в детской книге название рассказа «Наш праздник». (Вспомните наш праздник «Праздник чая»).

– Праздник – это необычный день, веселье, радостное настроение, люди поют, танцуют, играют, шутят.

3) Подумайте, как бы вы озаглавили текст, который остался у нас в упр. 2 без названия.

Обратите внимание на то, что заголовок «сигнализирует» о чем пойдет речь в тексте.

– Объясните свой выбор.

– Заглавие должно быть связано с содержанием («Дружба», «Собаки и кошки», «В одной квартире»).

4) Спасибо, вы помогли тексту приобрести правильный заголовок.

– А какой заголовок вам понравился больше, почему?

(Нашему маленькому тексту например подойдет название «Обыкновенное чудо», кошки не любят собак).

– Где мы с вами встречались с текстом о дружбе кошки с собакой?

– М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» (Долена Ивановна и Мишка в дружбе живут, и когда холодно спят прижавшись друг к другу, на одном коврике)

– Понравилось это заглавие? (этот заголовок).

5) Вывод.

– Теперь давайте сделаем вывод, на что указывает заголовок?

– Заголовок должен быть связан с основной мыслью текста.

– Заголовок указывает о чем пойдет речь в тексте.

6) А теперь в рубрике «тайны языка» прочитайте правило О ЗАГОЛОВКЕ стр. 14. (вслух)

7) Текст без заголовка может быть озаглавлен. Над этим сегодня нас и просят поработать в упр. 3.

А) читаем задание

Б)Доказываем ,что второе задание не текст

8) Письменная работа

А) Запишем заголовок (посередине с большой буквы)

Б) Комментированное письмо учащихся

VII. Итог: Рефлексия.

– Вы трудились. Получили удовольствие от труда?

– Как чувствовали себя на уроке?

– Какую тему мы сегодня исследовали?

– Над каким открытием работали сегодня?

– Какую оценку себе поставите?

– А учителю?

– Спасибо вам мои будущие ученые.

VIII. Домашнее задание. 

 Повторите правила, и предлагаю по тетради «Учимся писать грамотно» поработать на стр. 32 (упр. 57).