Блок: Развитие речи.
Тип урока: Проблемный диалог.
Цель: Введение понятия «заголовок».
Задачи:
- Помочь учащимся открыть новый материал, учиться наблюдению над смысловой ценностью текста, анализу текста и его заглавия.
- Развивать интерес к освоению нового материала. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
- Воспитывать чуткость, учить видеть прекрасное в окружающей нас природе. Использование здоровьесберегающих технологий.
Оборудование: карточка со словарным словом «праздник », разрезанная на отдельные буквы; офтальмологический тренажер (движение головой стоя). Портрет Н.Ф. Катанова, эпиграф на доске «Знание –сила»
На доске запись: Текст. Заголовок.
Ход урока
I. Орг.момент
Распахнем глаза пошире.
Раз, два, три, четыре.
Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы.
– Вы сегодня будете учеными-исследователями в освоении новых знаний. Ваш ум, внимание, знания помогут на уроке. Желаю вам успешных поисков и решений! Откройте тетради по русскому языку. Запишите число. (обратите внимание на орфограмму).
– Какой сегодня день?
– День Российской науки. Исследования наших ученых России сегодня известны во всем мире.Мы гордимся и тем, то среди таких известных ученых и наш земляк хакасский ученый Николай Федорович Катанов – (который посвятил себя изучению языков).
II. Чистописание. Актуализация знаний
Прочитайте, что вы можете сказать об этих буквах?
– Эти буквы живут в паре (они парные согласные)
Зз Сс ЗС ЗЗСС ЗЗЗССС
Найдите закономерность, и продолжите ряд букв.
Запишите предложение
Знание – сила. – эти слов станут ключевыми на уроке.
III. Словарная работа
Найдите в классе буквы, и составьте слово (здоровьесберегающая технология). Произнести, как слышим, назовите орфограмму, запишем в словарик.ПРАЗДНИК
IV. Работа над темой. Актуализация знаний. Изучение нового материала.
– Что более полно передает мысль говорящего?
– Текст.
– Как вы думаете, что такое текст? Вспомните материал прошлого урока.
– Это устное или письменное высказывание, состоящее из нескольких предложений, связанных по смыслу.
– Я предлагаю вам два отрывка. Нужно определить где текст, а где нет. Докажите.
На доске:
- На клумбах растут красивые астры. Саша и Коля чистят каток. Кошка ловит мышей
- Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей повал товарищей. Дружно тащат муравьи зерно домой.
Обоснование детей.
V. Физминутка. Релаксация.
– Представьте себе, что мы олени. Покажите рога. (пальцы рук широко развернуты, напряжены). Трудно так держать руки? (Бросьте их на колени, расслабьте их).
Слушайте стихи и повторяйте
А сегодня мы олени
Ветер рвется нам на встречу.
Ветер стих, расправим плечи
Руки снова на колени.
(руки напряжены и расслаблены)
Знают девочки и мальчики
Отдыхают все их пальчики.
VI. Закрепление материал.
1. Работа по учебнику. (Текст. Заголовок) Русский язык -2, часть 2. С13 упражнение 1 читают учащиеся.
– Это текст потому что…
– Это высказывание автора состоит из предложений связанных по смыслу. О чем в нем говорится? (О внимательном чутком отношении к собаке).
2. Постановка проблемной ситуации. Открытие нового.
Упражнение 2. (прочитаем задание) Правильно ли назван текст?
– Заглавие текста должно быть связано с основной мыслью текста.
– Прочитайте заголовок еще раз. Что хотите сказать?
1) Почему заголовок не соответствует содержанию?
2) Подумайте, о чем могла идти речь, если бы вам прочитали в детской книге название рассказа «Наш праздник». (Вспомните наш праздник «Праздник чая»).
– Праздник – это необычный день, веселье, радостное настроение, люди поют, танцуют, играют, шутят.
3) Подумайте, как бы вы озаглавили текст, который остался у нас в упр. 2 без названия.
Обратите внимание на то, что заголовок «сигнализирует» о чем пойдет речь в тексте.
– Объясните свой выбор.
– Заглавие должно быть связано с содержанием («Дружба», «Собаки и кошки», «В одной квартире»).
4) Спасибо, вы помогли тексту приобрести правильный заголовок.
– А какой заголовок вам понравился больше, почему?
(Нашему маленькому тексту например подойдет название «Обыкновенное чудо», кошки не любят собак).
– Где мы с вами встречались с текстом о дружбе кошки с собакой?
– М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» (Долена Ивановна и Мишка в дружбе живут, и когда холодно спят прижавшись друг к другу, на одном коврике)
– Понравилось это заглавие? (этот заголовок).
5) Вывод.
– Теперь давайте сделаем вывод, на что указывает заголовок?
– Заголовок должен быть связан с основной мыслью текста.
– Заголовок указывает о чем пойдет речь в тексте.
6) А теперь в рубрике «тайны языка» прочитайте правило О ЗАГОЛОВКЕ стр. 14. (вслух)
7) Текст без заголовка может быть озаглавлен. Над этим сегодня нас и просят поработать в упр. 3.
А) читаем задание
Б)Доказываем ,что второе задание не текст
8) Письменная работа
А) Запишем заголовок (посередине с большой буквы)
Б) Комментированное письмо учащихся
VII. Итог: Рефлексия.
– Вы трудились. Получили удовольствие от труда?
– Как чувствовали себя на уроке?
– Какую тему мы сегодня исследовали?
– Над каким открытием работали сегодня?
– Какую оценку себе поставите?
– А учителю?
– Спасибо вам мои будущие ученые.
VIII. Домашнее задание.
– Повторите правила, и предлагаю по тетради «Учимся писать грамотно» поработать на стр. 32 (упр. 57).