Основными задачами семьи и школы по отношению к учащимся начальных классов во внеурочное время являются сохранение и укрепление здоровья детей.
Этой проблеме уделяется достаточное внимание и в Федеральном законе об образовании в ст.51, включающий в себе условия, организацию учебного процесса, организацию питания и обязательный профосмотр учителей, и в Законе о развитии образования в г. Москве (ст.8).
Здоровьесберегающая технология – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.
Ст. 63 семейного Кодекса предусматривает ответственность родителей за обеспечение здоровья своего ребенка, его физическое, психическое, нравственное и духовное развитие.
Для повседневной работы в ОУ в целях здоровьесбережения учащихся рекомендуется использовать понятие «Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся» и характеристику врачебных (или медицинских) процедур в ОУ. Это проветривание помещения, две прогулки, предусмотренные в режиме работы ГПД, закаливающие процедуры, прививки и т.д.
Структура работы по здоровьесбережению учащихся включает в себя:
- Физкультурно – спортивные мероприятия (индивидуальные и коллективные)
- Пропаганду основ здорового образа жизни (Беседы со специалистами, характиеристики различных видов спорта, полезность утренней гимнастики, видеоуроки по вопросам здорового образа жизни, об опасности вредных привычек). Необходимость ограничения времени общения с компьютером и мобильным телефоном.
Режим работы ГПД разработан таким образом, чтобы ребенок смог отдохнуть от занятий, переключить свою деятельность. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами. Задача воспитателя – помочь отрегулировать взаимоотношения в создавшейся ситуации.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребностей в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей. Формирование общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе и во внеурочное время применяются различные модификации деловых игр:
- Имитационные игры. Имитируется деятельность какой – либо организации, предприятия или его подразделения.
- Операционные игры. Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций.
- Ролевые игры. Отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.
- «Деловой театр». Разыгрывается какая – либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.
- Психодрама и социограмма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально – психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.
Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовался с древнейших времен.
Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной задачей и целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям и их использованию
- специфике содержания.
При создании условий для охраны здоровья детей во внеурочное время необходимо максимально придерживаться режима работы ГПД. Это своевременное питание, прогулки, самоподготовка, час развития, соблюдение питьевого режима, проветривание помещения. У детей должно быть удобное рабочее место, оборудованный уголок отдыха и достаточное освещение.
Рекомендации для воспитателей:
- Не употреблять слов «нет» и «нельзя»;
- Избыток активности должен находить выход во время прогулок на свежем воздухе: бег, прыжки. Не организовывать соревнования между командами.
- Индивидуальный подход за счет соответствующих заданий с проверкой каждого этапа выполнения, т.к. у детей не всегда хватает концентрации внимания на полный объем работы.
- Занятия с играми, направленными на воспитание концентрации внимания («найди отличия»), а также игры на концентрацию внимания и контроль своей двигательной активности («запрещенные игры»)
- Поощрения должны быть лично – значимыми.
Рекомендации для родителей:
- Жесткий режим дня.
- Организация двигательного режима.
- Корректировка пищевого рациона.
- Ограничить посещение мест большого скопления народа (театры, стадионы).
Еще раз хочется напомнить, что ГПД – форма общественного воспитания, способная решать задачи, поставленные перед школой. Является действенным средством предупреждения безнадзорности и преступности, оказывает действенную помощь семье в воспитании школьников.