Создание условий для охраны здоровья детей во внеурочное время

Разделы: Начальная школа


Основными задачами семьи и школы по отношению к учащимся начальных классов во внеурочное время являются сохранение и укрепление здоровья детей.

Этой проблеме уделяется достаточное внимание и в Федеральном законе об образовании в ст.51, включающий в себе условия, организацию учебного процесса, организацию питания и обязательный профосмотр учителей, и в Законе о развитии образования в г. Москве (ст.8).

Здоровьесберегающая технология – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.

Ст. 63 семейного Кодекса предусматривает ответственность родителей за обеспечение здоровья своего ребенка, его физическое, психическое, нравственное и духовное развитие.

Для повседневной работы в ОУ в целях здоровьесбережения учащихся рекомендуется использовать понятие «Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся» и характеристику врачебных (или медицинских) процедур в ОУ. Это проветривание помещения, две прогулки, предусмотренные в режиме работы ГПД, закаливающие процедуры, прививки и т.д.

Структура работы по здоровьесбережению учащихся включает в себя:

  1. Физкультурно – спортивные мероприятия (индивидуальные и коллективные)
  2. Пропаганду основ здорового образа жизни (Беседы со специалистами, характиеристики различных видов спорта, полезность утренней гимнастики, видеоуроки по вопросам здорового образа жизни, об опасности вредных привычек). Необходимость ограничения времени общения с компьютером и мобильным телефоном.

Режим работы ГПД разработан таким образом, чтобы ребенок смог отдохнуть от занятий, переключить свою деятельность. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами. Задача воспитателя – помочь отрегулировать взаимоотношения в создавшейся ситуации.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребностей в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей. Формирование общеучебных умений дает  возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе и во внеурочное время применяются различные модификации деловых игр:

  1. Имитационные игры. Имитируется деятельность какой – либо организации, предприятия или его подразделения.
  2. Операционные игры. Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций.
  3. Ролевые игры. Отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.
  4. «Деловой театр». Разыгрывается какая – либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.
  5. Психодрама и социограмма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально – психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.

Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовался с древнейших времен.

Широкое применение  игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной задачей и целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

  1. дидактическим целям;
  2. организационной структуре;
  3. возрастным возможностям и их использованию
  4. специфике содержания.

При создании условий для охраны здоровья детей во внеурочное время необходимо максимально придерживаться режима работы ГПД. Это своевременное питание, прогулки, самоподготовка, час развития, соблюдение питьевого режима, проветривание помещения.  У детей должно быть удобное рабочее место, оборудованный уголок отдыха и достаточное освещение.

Рекомендации для воспитателей:

  1. Не употреблять слов «нет» и  «нельзя»;
  2. Избыток активности должен находить выход во время прогулок на свежем воздухе: бег, прыжки. Не организовывать соревнования между командами.
  3. Индивидуальный подход за счет соответствующих заданий с проверкой каждого этапа выполнения, т.к. у детей не всегда хватает концентрации внимания на полный объем работы.
  4. Занятия с играми, направленными на воспитание концентрации внимания («найди отличия»), а также игры на концентрацию внимания и контроль своей двигательной активности («запрещенные игры»)
  5. Поощрения должны быть лично – значимыми.

Рекомендации для родителей:

  1. Жесткий режим дня.
  2. Организация двигательного режима.
  3. Корректировка пищевого рациона.
  4. Ограничить посещение мест большого скопления народа (театры, стадионы).

Еще раз хочется напомнить, что ГПД – форма общественного воспитания, способная решать задачи, поставленные перед школой. Является действенным средством предупреждения безнадзорности и преступности, оказывает действенную помощь семье в воспитании школьников.