Цели:
- Обогащать представления детей о разнообразных качествах песка (сыпучий, легкий), способах действия с ним в зависимости от состояния (сухой, мокрый). Пробуждать познавательную активность детей, интерес к экспериментированию.
- Учить соотносить отпечаток с предметом, развивать сообразительность, игровое творчество.
- Учить делать простые умозаключения.
- Воспитывать аккуратность.
Материал: песочница с песком, формочки, мелкие игрушки, совочки, грабли, лейка Слоник с водой, влажные салфетки, игрушка зайчик, трубочки.
ХОД УРОКА
(Плачет Зайчик)
Воспитатель: Что с тобой, Зайчик, случилось? Дети, спросите, почему зайка плачет.
Зайчик: “Я играл в песке, и дети насыпали мне в лицо песок. Ой-ой-ой, как глазки болят! Плохой песок, не хочу больше с ним играть!”
Воспитатель: Бедный зайчик! Пожалеем зайку: не плачь, погладим его. Дети, можно сыпать песок в глаза? (Нет). Что нужно делать с песком?
Дети: Играть, строить домики, лепить куличи…
Воспитатель: Наши дети научат тебя играть в песке, а сейчас нужно промыть Зайке глаза водой. (Помощник уносит Зайку). У нас в группе есть волшебный стол, посмотрим, что здесь? (Песок). Какой он, песок, потрогайте.
Дети: Сухой, рассыпается, сыпется, сыпучий.
Воспитатель: Возьмите трубочки, подуйте легонько на песок. Что происходит?
Дети: Он летит.
Воспитатель: Песок легкий. Какой он? (Легкий). Давайте испечем куличи! (Взяли формочки, лепят, пирог не получается). Почему не получается?
Дети: Песок сухой, рассыпается.
Воспитатель: К нам пришел Слоник, вот он прошел, почему следов не осталось?
Дети: Песок сухой.
Воспитатель: Что же нам делать, кто поможет? У Слоника есть хобот, он набрал воду, вот он польет наш песок (половину), что стало с песком?
Дети: Он потемнел, стал мокрым.
Воспитатель: Попробуем подуть на мокрый песок (не летит). Печатаем формочками – остались следы. Почему?
Дети: Песок стал мокрым.
Воспитатель: Попробуем сделать куличи, пироги, получается? Почему? (Песок стал мокрым). Да, мокрый песок крепко держится друг за друга и не рассыпается. (Дети лепят 3 минуты). Много куличей налепили. А сейчас вытрите руки салфетками и подойдите ко мне.
Физминутка. 1, 2, 3 – дети превратились в зайчиков. (Рассыпать цветы). Скачут зайки на лужайке. Вот такие у них ушки, вот такие лапки. Лиса идет! Спрятались зайки. (В это время разровнять песок, сделать следы).
Воспитатель: Лисичка ушла, зайки превратились в детей. Подойдите ко мне. Пока мы играли, кто-то наследил на песке, оставил следы. Посмотрите, кто бы это мог? Как вы думаете, может это великан? Может быть это кошка пробежала? Нет, если бы кошка, тогда следы были бы такие (показываю пальцами “дорожку следов”). Как вы думаете, кто это наследил? (Если дети затрудняются, показать игрушки – собачка, свинья, лошадь). Кто это? (Дети называют). Найдите след лошадки. Посмотрите на лошадку, у нее ножки стоят вместе, получается большой след. Проверь, Данилка, подходит?
Данилка: Да, подходит.
Воспитатель: Давай рядом отпечатаем, такой же или нет? (Да, одинаково). Виталик, возьми собачку, найди ее следы. Сколько лапок у собачки, посчитай. (1, 2, 3, 4). Посмотрите, собачка хитрая, одну лапку подняла, сколько лапок осталось стоять на песке?
Виталик: Три. (Находит след собачки, печатает рядом, проверяет)
Воспитатель: Саша, найди следы свиньи. (Саша находит, сравнивает)
Воспитатель: Дети, с чем мы сегодня познакомились?
Дети: С песком.
Воспитатель: Какой он бывает?
Дети: Сухой, мокрый.
Воспитатель: Кто к нам приходил?
Дети: Животные, лошадка, собачка, свинья.
Воспитатель: Что мы с ними делали?
Дети: Находили следы.
Воспитатель: Вы молодцы! А сейчас пойдемте, хорошо вымоем руки.