Цель: расширить и систематизировать знания детей о северном олене.
Задачи: формировать представление о разнообразии животного мира Севера; развивать познавательный интерес к животному миру Севера; формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (взаимосвязи человека с природой); закрепить умение составлять и работать с пиктограммами; закрепить знание различных методов исследования и умение пользоваться ими в ходе исследования; закрепить умение обобщать самостоятельно полученные знания; формирование и развитие собственного творческого мышления; воспитывать культуру речи, умение правильно и последовательно строить предложения, ясно выражать свои мысли; воспитывать гуманное отношение к природе.
Предварительная работа:
- экскурсия в краеведческий музей, осмотр экспозиции “Животный мир Севера”;
- знакомство с выставкой книг “Животный мир Севера”;
- посещение выставки в музее городской библиотеки “Начало всех начал” экспозиции “Мы поедем, мы помчимся”;
- создание в мини - музее группы “Край мой Севером зовётся” экспозиции “Северный олень”;
- сюжетное рисование “Северный олень”;
- выставки семенного рисунка “Северный олень”;
- знакомство со способом фиксации получаемых сведений - с пиктографическим письмом.
Материалы и оборудование: таблички с изображениями методов исследования; магнитная доска и магниты; указка; фломастеры и маркеры, листы бумаги; иллюстрация и изображением северного оленя; книга В. П. Герасимова “Животный мир нашей родины” (Дикий северный олень); мультимедийное оборудование, диск с презентацией проекта “Северный олень”, диск с выступлениями родителей (домашнее задание “Что я знаю и узнал (а) про северного оленя”); карточки с изображениями животных Севера.
ХОД УРОКА
1. Мотивация деятельности (создание личностной мотивации, положительного самоопределения).
Дети садятся в круг за столом. Педагог объявляет детям, что сегодня они будут учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые учёные.
2. Выбор темы.
1) Знакомство с темами исследований.
Скажите, как зазывается край, в котором мы живём? Очень разнообразен животный мир Севера. Назовите, каких животных вы знаете? Вывешивание по ходу ответов карточек с изображениями животных.
2) Выбор темы.
Тему будущего исследования узнаете, отгадав загадку: хоть верь, хоть не верь. Пробегал по тундре зверь. Нёс на лбу он неспроста два развесистых куста…(олень). Олень - это тема нашего сегодняшнего исследования (в середину на магнитную доску). Наша задача. Как исследователей - получить как можно больше новых сведений об олене. А для того, чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её.
3. Составление плана исследования.
1) Постановка задачи.
Объяснение исследователям их задачи - получить как можно больше сведений, подготовить сообщение.
2) Знакомство со способами получения информации - “методы исследований”.
С чего же начнём своё исследование, уважаемые учёные? (Собрать информацию). Прочитать в книге (табличка вывешивается на доску); посмотреть по телевизору (табличка вывешивается на доску); подумать самостоятельно (табличка вывешивается на доску); спросить у взрослого (табличка вывешивается на доску).
3) Составление плана исследования.
Да. Существует много способов исследования, вы их назвали. Попробуйте расположить все эти способы по порядку (ребёнок выстраивает цепочку из табличек).
4. Сбор материала (этап должен проходить достаточно быстро, динамично).
1) Определение способов фиксации получаемых сведений.
Просто запомнить - трудно, письменно - не все умеют писать. Будем использовать пиктографическое письмо - рисунки, значки, символы. Договоримся о том, что получив информацию, вы будете делать заметки: с помощью значков, рисунков, символов на листочках, которые я для вас подготовила (выложить листочки и фломастеры на стол перед детьми).
2) “Подумайте самостоятельно”.
Как мы поняли из нашей цепочки, сначала что мы сделаем? - “подумаем самостоятельно”. Давайте начнём! Обсуждение и фиксация на листочках. Взрослый все листочки вывешивает на доску. Дети расшифровывают полученную информацию. Обобщение взрослого.
3) “Спросите у другого человека”.
Следующий способ исследования в нашей цепочке какой? - “спросить у взрослого”. Вопросы можно задавать всем присутствующим взрослым, затем всё запоминать и нужное зарисовывать или схематически изображать. Взрослый все листочки вывешивает на доску. Дети расшифровывают полученную информацию. Обобщение взрослого.
Физминутка
4) “Узнайте из книг”.
Назовите следующий способ исследования? - “прочитать в книге”. Просмотр иллюстраций, чтение воспитателя. Обобщение взрослого. Фиксация на карточках. Вывешивание их на доску. Проговаривание детьми. Обобщение взрослого.
5) “Посмотреть диск”.
Следующий способ исследования в нашей цепочке какой? - “посмотреть по телевизору”. Мы давали домашнее задание вашим родителям. Просмотр информации по телевизору. Фиксация на корточках. Вывешиваем на доску их. Проговаривают дети, обобщение воспитателем.
5. Обобщение полученных знаний.
1) Просмотр и рассуждение: что нового, интересного узнали?
Подводящий диалог, расшифровка пиктограмм. Если дети забыли обозначение ничего страшного, пиктограмма откладывается в сторону.
2) Выделение главных, второстепенных признаков.
Побуждающий диалог. Выстраивание пиктограмм в определённую последовательность. Определение главных, второстепенных признаков изучаемого. Что узнали, проведя исследование?