Разработка урока алгебры в 9-м классе по теме: "Уравнение высших степеней"

Разделы: Математика


Цели урока:

1.Обобщить материал об изученных видах уравнений.

2. Ознакомить с симметричными уравнениями и алгоритмом их решения.

3. Ознакомить с уравнениями, решаемыми с помощью теоремы Безу и следствий.

Материал: презентация, мультимедийный аппарат, интерактивная доска, дополнительная литература.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний. (Открыт первый слайд презентации с темой урока)

Ребята, вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке? Да, готовили базу знаний для сегодняшнего урока. Ведь сегодня мы проходим тему, которой нет в ваших учебниках. Откроем тетради и запишем тему урока.

Задание: разделить многочлен на многочлен углом.

1 вариант: х4 + х3 + х2 + 3х +2 на х + 1

2 вариант: х3 + х + 2 на х + 1.

Проверка выполненных заданий.

На прошлом уроке мы просмотрели довольно интересные замены. Вспомним. Если выражение х + 1/х = у, то х2 + 1/х2 = у2 -2, х3 + 1/х3 = у3 – 3у. Всё это нам нужно будет при усвоении новых знаний. Итак, перейдём к теме урока.

2. Усвоение новых знаний.

Тема “Уравнения” является одним из самых важных разделов математики. Ею начали заниматься давным-давно. По второму слайду ознакомимся с историческим материалом.

1) Египедские и вавилонские мудрецы нашли способы решения квадратных уравнений.

2) III век - древнегреческий математик Диофант в основном своем труде “Арифметика” дал решение задач, приводящих к так называемым диофантовым уравнениям, и впервые ввел буквенную символику в алгебру.

3) Рубеж VI–VII вв. - творчество Омара Хайама, среднеазиатского поэта и математика (изложил решения уравнений до третьей степени включительно).

4) Конец XV в.- Лука Пачоли, итальянский математик, изложил правила арифметических действий, решения некоторых алгебраических уравнений, их приложения к геометрии, теорию геометрических пропорций.

5) 1545 г. - Джероламо Кардано нашел формулу решения неполного кубического уравнения.

6) 1591 г. - французский математик Франсуа Виет ввел буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений, установил зависимость между корнями и коэффициентами уравнений.

7) П. Руффини (1765–1822) - итальянский математик, дал доказательство неразрешимости в радикалах общего алгебраического уравнения пятой степени.

8) Нильс Хендрик Абель (1802–1829) - занимается теорией интерполирования функций, теорией функциональных уравнений и теорией чисел.

9) Труды французского математика Эвариста Галуа (1811–1894) - по теории алгебраических уравнений положили начало развитию современной алгебры.

Перейдём к третьему слайду. Вопрос: что значит решить уравнение? Какое число является корнем уравнения? Правильность ваших ответов проверим по новому слайду, к которому перейдем по гиперссылке через слово “уравнения” и вернёмся обратно. Вы, наверное, обратили внимание на то, что в первом столбике записаны виды уравнений в одинаковых фигурах. Это знакомые вам уравнения. Давайте вспомним их:

- линейные уравнения;

- линейные уравнения с модулем;

- квадратные уравнения;

- дробно-рациональные уравнения.

Для каждого вида учащиеся дают общую формулу и обговаривают количество корней. Правильность ответов проверяют по скрытым слайдам по гиперссылке. А вот уравнения высших степеней для вас ново. Щёлкнем по этому названию. Уравнениями высших степеней занималось несколько математиков: итальянский математик Сципион Дальферро, итальянский учитель математики Николо и врач, философ, математик и механик Джероламо Кардано. Последний математик вывел формулу вычисления корней уравнения третей степени, данных в виде х3 + pх + q = 0. Просматриваются скрытые слайды, и возвращаемся к первоначальному третьему слайду.

Ребята, давайте вспомним алгоритмы решения знакомых нам уравнений.

По четвёртому слайду проводится устная работа по решению уравнений:

5х-2=3

4(х+2)=4х-1

-6х+1=5(0,2-1,2х)

х2+7х+10=0

2-7х+4=0

2+6х+2=0

2-2х=0

2+1=0

2-27=0

А вы помните как решаются уравнения с модулем?

По пятому слайду учащиеся вспоминают алгоритм решения уравнений с модулем: |2х-3|=4х-2; 2х-3=0; х=1,5;

1) х<1,5; 2x-3<0; -2x+3=4x-2; -6x=-5; x=5/6;  (Входит в рассматриваемый промежуток)

2) х>1,5; 2х-3>0; 2x-3=4x-2; -2x=1; x=-0,5; (Не входит в рассматриваемый промежуток)

Ответ: х=5/6.

Примечание: в домашнем задании будет подобное.

А теперь разминка.

Я проговариваю предложения. Если оно справедливо – вы встаёте, если нет – то остаётесь сидеть.

- Уравнение 5х = 7 имеет единственный корень.

- Уравнение 0х = 0 не имеет корней.

- Если Д > 0, то квадратное уравнение имеет два корня.

- Если Д < 0, то квадратное уравнение имеет один корень.

- Количество корней уравнения не больше степени уравнения.

Перейдём к уравнениям высших степеней. Уравнение третей и более степени называется уравнением высших степеней. (Открывается 6 слайд) Мы с вами рассмотрим два вида: симметричные уравнения и уравнения, решаемые с помощью теоремы Безу и её следствий.

(7 слайд) Уравнения, у которых коэффициенты членов равноудаленных от “начала” и “конца” уравнения равны между собой, называются симметричными.

4-35х3+62х2-35х+6=0

Ознакомимся с порядком решения таких уравнений.

Т.к, конечно, х0, то разделим на х2:

2 - 35х + 62 - 35/х + 6/х2 = 0.

Сгруппируем члены с одинаковыми коэффициентами:

6(х2 + 1/х2) - 35(х + 1/х) + 62 = 0.

!!Фокус!! Если х+1/х = у, то (х+1/х)22; х2+1/х2= у2-2;

6(у2 - 2) - 35у + 62 = 0; 6у2 - 35у + 50=0; у1=5/2; у2=10/3; х + 1/х =5/2 и х + 1/х =10/3

Решая эти уравнения, получим: х1=1/2; х2=2; х3=1/3; х4=3.

По восьмому слайду разбирается решение уравнения с помощью теоремы Безу.

Теорема Безу.

Остаток от деления многочлена Р(х) на двучлен х - а равен значению многочлена при х = а. Р(х)=(х- а)Д(х)+R, где R= p(a)

Следствие:

Если а - корень многочлена Р(х), то этот многочлен без остатка делится на двучлен х - а.

Теорема:

Целые корни уравнения n-й степени могут быть только среди делителей свободного члена.

Пример:

x432+3х+2=0.

Делители свободного члена + - 1; + - 2. Подстановкой убеждаемся, что х = - 1 – корень уравнения. Для нахождения остальных корней воспользуемся теоремой Безу:

Легко проверить, что многочлен х3+х+2 имеет корень x=-1:

Уравнение х2-х+2=0 действительно корней не имеет.

Ответ: х = -1

3. Закрепление знаний.

Учащиеся работают в тетрадях. Записывается определение симметричных уравнений.

Уравнения, у которых коэффициенты членов, равноудалённых от начала и конца уравнения, равны между собой, называются симметричными. уравнениями. Выберите из группы заданных симметричные уравнения.

3 – 7х2 – 16х + 12 = 0

4 + 16х3 +12х2 + 16х + 7 = 0

х3 – 3х + 2 = 0

2 + 12х + 12/х + 4/х2 = 47

х3 – 2х2 – 3х + 10 = 0

х4 – 2х3 – х2 +2х = 0

Запишем следствия из теоремы Безу.

- Если а – корень многочлена, то этот многочлен без остатка делится на выражение х – а.

- Целые корни уравнения п-ой степени могут быть только среди делителей свободного члена.

4. Выводы по уроку.

Что изучено, роль этого урока среди других. Отмечаются активные учащиеся, оцениваются.

5. Домашнее задание.

Решить уравнения:

|3х – 4| = 2х + 1

2(2х–1)4 + 5(2х–1)2 – 7 = 0