Цели и задачи:
создать условия для успешной работы на уроке;
Оборудование: схемы для обозначения слов и приставок (на доске), карточки с приставками; 2 стакана, один из которых с водой (или картинки с аналогичным изображением действий); карточки для индивидуальной работы; предметные картинки (девочка приставка и медвежонок Торопыжка); деформированные предложения; сюжетные картинки (по выбору логопеда). Музыкальное сопровождение (танцевальная музыка, музыка для релаксации).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Приветствие и знакомство. (Дети стоят по кругу)
Психолог: Ребята я предлагаю вам провести необычное приветствие друг друга, для этого нам необходимо разделиться на пары. Далее по моей команде вы должны поприветствовать друг друга частями тела, например “нос к носу”, вы здороваетесь носиками и т.д. По команде “друг к дружке” меняетесь парой. И так начинаем:
- Ухо к уху;
- Щека к щеке;
- Лоб ко лбу;
- Друг к дружке;
- Локоть к локтю;
- Колено к колену;
- Плечо к плечу;
-Друг к дружке;
-Ладонь к ладони;
- Пятка к пятке;
- Бок боку;
- Бедро к бедру;
- Друг к дружке.
Затем дети снова становятся по кругу. Психолог предлагает необычное знакомство. Назвать свое имя + положительное качество и в течение занятия обращаться друг к другу в такой форме. После знакомства дети рассаживаются, и занятие продолжает логопед.
II. Основная часть.
1. Знакомство детей с темой занятия.
Логопед: Посмотрите на мои действия и скажите, что я делаю.
Логопед:
- наливает воду в стакан;
- выливает воду из стакана;
- переливает из стакана в стакан;
- разливает воду по стаканам;
- доливает воду в стакан;
- поливает водой цветы.
Логопед: Перечислите действия, которые я совершала. Чем похожи эти слова? Что стоит в словах впереди корня?
2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.
3. Припоминание роли приставки, её места в слове и роли в словообразовании.
Логопед: Посмотрите, кто к нам сегодня пришёл? Логопед выставляет весёлое пособие “Приставка” и демонстрирует графическое изображение приставки. (Приложение)
Логопед: Чётко прочитайте слова, которые принесла нам девочка Приставка в таком порядке: слово, которое находится между столбиками слов; слова левого столбика; слова правого столбика:
напишу запишу выпишу спишу впишу |
пишу | допишу подпишу надпишу припишу перепишу |
Логопед: Сравните со словом “пишу” по написанию слова левого столбика; затем – правого столбика.
Чем отличаются слова левого и правого столбиков от слова “пишу”?
Какие приставки принесла для них девочка? Запишите их. Назовите и отметьте значком ту часть слова, которая находится перед общей частью. Меняет ли она значение слова?
Объясните значение каждого слова, и составь с ними словосочетания:
Образец: напишу письмо; …
Логопед: Рассмотрите внимательно схему: ( На плакате 2 круга: маленький круг входит в большой. В маленьком круге – глагол в неопределённой форме (например, ходить). Вокруг него в большом круге приставки: у-, по-, об-, в-, пере, за-, при-, про-, под-, на-, ис-, от-, с-, вы). (Приложение 1)
Что ты видишь во внутреннем круге? Подумай и скажи, что нужно сделать.
Присоединяй буквы и сочетания букв к началу слова ходить.
(1-й ученик, начиная с приставки у-, работает с левой стороны круга; 2-й, начиная с буквы в-, с правой стороной круга.)
Что происходит со словом? Запиши вновь образованные слова и выдели значком ту часть слова, которая изменяет его значение.
Устно составь предложения со словами, начинающимися с сочетания букв по-, за-, при-, про-.
4. Работа со словами-антонимами.
Логопед: У девочки Приставки новые приставки, но она не может понять, какому слову какая приставка подходит.
Помогите приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.
Образец: приклеить – отклеить.
принести - … вползти - … привязать - …
вскочить - … привезти - … впустить -…
вогнуть - … впорхнуть - …
5. Работа на уровне словосочетания. Образование относительных прилагательных.
Логопед: Замените каждое словосочетание, словом с приставкой. Образец: часы на стене – настенные часы.
час перед рассветом - … переход под землёй - …
повязка на руке -… камни под водой - …
шаг без шума - … совет без пользы - …
6. Физминутка. Игра-релаксация “Дождь в лесу”.
Развиваем чувство эмпатии, внимания друг к другу.
Описание. Дети становятся в круг, друг за другом – они “превращаются” в деревья. Психолог читает текст, дети выполняют действия. Материал для игры в приложении. (Приложение 2)
7. Развитие пространственных представлений и практическое употребление слов с пространственными приставками.
Логопед: (выставляется на доску картинки, изображающие девочку Приставку и медвежонка Торопыжку): Прочитай те диктант медвежонка Торопыжки (запись на доске) и помогите девочке Приставке исправить в нём ошибки.
Мальчик вышел в дом.
Птичка перелетела к гнезду.
Ученик списал на доске.
Оля вырисовала в альбоме льва.
Шофёр подвёл машину ключом.
Коля накрыл дверь ключом.
Мама закрыла на стол и вызвала всех обедать.
8. Работа по графическому оформлению предложений.
Логопед: Торопыжка очень рад тому, что вы помогли ему выполнить все задание. Теперь ему любое задание по плечу. А девочка Приставка хочет убедиться в прочности его знаний. Она даёт ему такое задание.
Прочитайте слова на карточках и попробуйте угадать, о чём может попросить Торопыжку Приставка?
Слова на карточках:
- Корма, птички, ослабнут, замёрзнут, без, и.
- Пасечник, кувшин, мёдом, с, подарил.
- Дедушка, в, рой, улей, поселил, молодой, пчёл.
- Пригодились, орехи, жёлуди, и, поделок, для.
- Беляк, прибежал, кору, в, лес, поглодать.
- Лес, отвели, в, малыши, маме, к, оленёнка.
- Громко, постучал, окно, незнакомец, в.
- Дни, хмурые, наступили, ненастные, и, вот.
- Автобус, около, остановился, остановки, рейсовый.
(Приставка просит составить из слов предложения и записать их.)
9. Работа на уровне текста (запись на карточках).
Логопед: Прочитайте текст. Найдите в тексте слова с приставками. К какой части речи относятся эти слова? Подберите к словам с приставками родственные слова.
2-й класс
В полях показалась земля. Наступила первая весна - полевая. На реках потрескался лёд. Река стала большой. Эта настала вторая весна – речная. Сошёл снег. Ожили поля и леса. Деревья оделись в зелёный наряд. Пришла третья весна – лесная.
3-й класс
Скатился Колобок с окошка на завалинку.
Покатился он по дорожке.
Пошли грибники по грибы, а напали на ягоды.
Повстречал Колобок лису.
Тут встретил Колобок волка.
Укатился Колобок от волка.
Потом встретил Колобок зайца.
От зайца быстро укатился Колобок.
Сел Колобок лисе на нос, она его и съела.
Логопед: Какое предложение лишнее? Почему? Какой сказочный персонаж в предложениях не упомянут?
III. Итог занятия.
Логопед: Назовите приставки, о которых вы узнали на занятии. Что они обозначают? Для чего нужны приставки?
Психолог проводить игру-релаксацию “Гусли-самогуды”. (Приложение 3)
Рефлексия: Что понравилось на занятии? Ваши пожелания?