Конспект логопедического занятия для 2–3-го классов по преодолению грамматической формы дисграфии с использованием психологических игр и упражнений на тему "Образование слов при помощи приставок"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • создать условия для успешной работы на уроке;
  • способствовать проявлению интереса к занятию, созданию дружеской обстановки;
  • развивать умение взаимодействовать в группе сверстников, умение положительно высказываться о себе и одноклассниках;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • познакомить детей с приставками, их значением и написанием в словах;
  • развивать у детей умение образовывать слова префиксальным способом;
  • тренировать в подборе различных приставок к словам, обозначающим действия предметов;
  • учить соотносить приставки с их схематичным изображением;
  • учить детей образовывать относительные прилагательные, работать с антонимами;
  • развивать у детей временные и пространственные отношения;
  • развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, мышление.

Оборудование: схемы для обозначения слов и приставок (на доске), карточки с приставками; 2 стакана, один из которых с водой (или картинки с аналогичным изображением действий); карточки для индивидуальной работы; предметные картинки (девочка приставка и медвежонок Торопыжка); деформированные предложения; сюжетные картинки (по выбору логопеда). Музыкальное сопровождение (танцевальная музыка, музыка для релаксации).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Приветствие и знакомство. (Дети стоят по кругу)

Психолог: Ребята я предлагаю вам провести необычное приветствие друг друга, для этого нам необходимо разделиться на пары. Далее по моей команде вы должны поприветствовать друг друга частями тела, например “нос к носу”, вы здороваетесь носиками и т.д. По команде “друг к дружке” меняетесь парой. И так начинаем:

- Ухо к уху;

- Щека к щеке;

- Лоб ко лбу;

- Друг к дружке;

- Локоть к локтю;

- Колено к колену;

- Плечо к плечу;

-Друг к дружке;

-Ладонь к ладони;

- Пятка к пятке;

- Бок боку;

- Бедро к бедру;

- Друг к дружке.

Затем дети снова становятся по кругу. Психолог предлагает необычное знакомство. Назвать свое имя + положительное качество и в течение занятия обращаться друг к другу в такой форме. После знакомства дети рассаживаются, и занятие продолжает логопед.

II. Основная часть.

1. Знакомство детей с темой занятия.

Логопед: Посмотрите на мои действия и скажите, что я делаю.

Логопед:

- наливает воду в стакан;

- выливает воду из стакана;

- переливает из стакана в стакан;

- разливает воду по стаканам;

- доливает воду в стакан;

- поливает водой цветы.

Логопед: Перечислите действия, которые я совершала. Чем похожи эти слова? Что стоит в словах впереди корня?

2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

3. Припоминание роли приставки, её места в слове и роли в словообразовании.

Логопед: Посмотрите, кто к нам сегодня пришёл? Логопед выставляет весёлое пособие “Приставка” и демонстрирует графическое изображение приставки. (Приложение)

Логопед: Чётко прочитайте слова, которые принесла нам девочка Приставка в таком порядке: слово, которое находится между столбиками слов; слова левого столбика; слова правого столбика:

напишу

запишу

выпишу

спишу

впишу

пишу допишу

подпишу

надпишу

припишу

перепишу

Логопед: Сравните со словом “пишу” по написанию слова левого столбика; затем – правого столбика.

Чем отличаются слова левого и правого столбиков от слова “пишу”?

Какие приставки принесла для них девочка? Запишите их. Назовите и отметьте значком ту часть слова, которая находится перед общей частью. Меняет ли она значение слова?

Объясните значение каждого слова, и составь с ними словосочетания:

Образец: напишу письмо; …

Логопед: Рассмотрите внимательно схему: ( На плакате 2 круга: маленький круг входит в большой. В маленьком круге – глагол в неопределённой форме (например, ходить). Вокруг него в большом круге приставки: у-, по-, об-, в-, пере, за-, при-, про-, под-, на-, ис-, от-, с-, вы). (Приложение 1)

Что ты видишь во внутреннем круге? Подумай и скажи, что нужно сделать.

Присоединяй буквы и сочетания букв к началу слова ходить.

(1-й ученик, начиная с приставки у-, работает с левой стороны круга; 2-й, начиная с буквы в-, с правой стороной круга.)

Что происходит со словом? Запиши вновь образованные слова и выдели значком ту часть слова, которая изменяет его значение.

Устно составь предложения со словами, начинающимися с сочетания букв по-, за-, при-, про-.

4. Работа со словами-антонимами.

Логопед: У девочки Приставки новые приставки, но она не может понять, какому слову какая приставка подходит.

Помогите приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.

Образец: приклеить – отклеить.

принести - … вползти - … привязать - …

вскочить - … привезти - … впустить -…

вогнуть - … впорхнуть - …

5. Работа на уровне словосочетания. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Замените каждое словосочетание, словом с приставкой. Образец: часы на стене – настенные часы.

час перед рассветом - … переход под землёй - …

повязка на руке -… камни под водой - …

шаг без шума - … совет без пользы - …

6. Физминутка. Игра-релаксация “Дождь в лесу”.

Развиваем чувство эмпатии, внимания друг к другу.

Описание. Дети становятся в круг, друг за другом – они “превращаются” в деревья. Психолог читает текст, дети выполняют действия. Материал для игры в приложении. (Приложение 2)

7. Развитие пространственных представлений и практическое употребление слов с пространственными приставками.

Логопед: (выставляется на доску картинки, изображающие девочку Приставку и медвежонка Торопыжку): Прочитай те диктант медвежонка Торопыжки (запись на доске) и помогите девочке Приставке исправить в нём ошибки.

Мальчик вышел в дом.
Птичка перелетела к гнезду.
Ученик списал на доске.
Оля вырисовала в альбоме льва.
Шофёр подвёл машину ключом.
Коля накрыл дверь ключом.
Мама закрыла на стол и вызвала всех обедать.

8. Работа по графическому оформлению предложений.

Логопед: Торопыжка очень рад тому, что вы помогли ему выполнить все задание. Теперь ему любое задание по плечу. А девочка Приставка хочет убедиться в прочности его знаний. Она даёт ему такое задание.

Прочитайте слова на карточках и попробуйте угадать, о чём может попросить Торопыжку Приставка?

Слова на карточках:

- Корма, птички, ослабнут, замёрзнут, без, и.

- Пасечник, кувшин, мёдом, с, подарил.

- Дедушка, в, рой, улей, поселил, молодой, пчёл.

- Пригодились, орехи, жёлуди, и, поделок, для.

- Беляк, прибежал, кору, в, лес, поглодать.

- Лес, отвели, в, малыши, маме, к, оленёнка.

- Громко, постучал, окно, незнакомец, в.

- Дни, хмурые, наступили, ненастные, и, вот.

- Автобус, около, остановился, остановки, рейсовый.

(Приставка просит составить из слов предложения и записать их.)

9. Работа на уровне текста (запись на карточках).

Логопед: Прочитайте текст. Найдите в тексте слова с приставками. К какой части речи относятся эти слова? Подберите к словам с приставками родственные слова.

2-й класс

В полях показалась земля. Наступила первая весна - полевая. На реках потрескался лёд. Река стала большой. Эта настала вторая весна – речная. Сошёл снег. Ожили поля и леса. Деревья оделись в зелёный наряд. Пришла третья весна – лесная.

3-й класс

Скатился Колобок с окошка на завалинку.
Покатился он по дорожке.
Пошли грибники по грибы, а напали на ягоды.
Повстречал Колобок лису.
Тут встретил Колобок волка.
Укатился Колобок от волка.
Потом встретил Колобок зайца.
От зайца быстро укатился Колобок.
Сел Колобок лисе на нос, она его и съела.

Логопед: Какое предложение лишнее? Почему? Какой сказочный персонаж в предложениях не упомянут?

III. Итог занятия.

Логопед: Назовите приставки, о которых вы узнали на занятии. Что они обозначают? Для чего нужны приставки?

Психолог проводить игру-релаксацию “Гусли-самогуды”. (Приложение 3)

Рефлексия: Что понравилось на занятии? Ваши пожелания?