Задачи.
Развивающая:
- развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
Образовательная:
- изучить особенности строения цветка;
- формировать навыки работы с раздаточным материалом;
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к растениям;
- прививать навыки коммуникативного общения;
Оборудование:
- кроссворд с иллюстрациями цветов;
- живые цветки комнатных растений, муляжи цветков;
- кодопроекции строения цветка, раздельнополых цветков, таблица строения цветка;
- гербарный материал, лупы ручные.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный, лабораторная работа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Разгадывание кроссворда, мотивирующее творческую деятельность учащихся.
На доске располагается кроссворд “Мифы и быль о цветах”, который сопровождается рисунками цветов. Ученикам предлагается разгадать его.
По горизонтали:
1. В честь этого весеннего цветка во Франции еще в начале ХХ века устраивали праздник, а П.И. Чайковский посвятил ему свою музыку.
4. Этот цветок по древнегреческим мифам появился из морской пены вместе с богиней красоты Афродитой.
7. Этот цветок связан с эмблемой революции.
8. Название этого цветка связано с легендой о самовлюбленном юноше.
По вертикали:
2. Название этого цветка связано с легендой, в которой говориться о верности девушки своему любимому.
3. По-латински этот цветок называется “меч”.
5. Легенда гласит, что бог запретил работать в воскресенье, а пчелы его ослушались и теперь они не питаются нектаром этого цветка, а опыляют его только шмели.
6. По греческим сказанием этот цветок является цветком бога сна.
II. Изучение нового материала.
(Беседа с учащимися с демонстрацией органов цветка на таблицах)
- Какая наука занимается изучением растений?
Ботаника – это наука о растениях и растительном покрове.
(На партах учащихся лежат гербарии растений)
- Покажите органы цветкового растения? (Корень, стебель, лист, цветок)
- Цветок служит для семенного размножения растений.
- Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить о цветах. Подумайте, у всех ли растений они образуются? (Дети говорят). Цветки образуются только у цветковых растений. Наиболее яркое и значительное явление в растительном мире – цветение. Цветки самой разнообразной формы и окраски привлекают внимание человека. Ранней весной ветер далеко разносит их желтую пыльцу. К первым барашкам ивы, которые начинают зеленеть и желтеть летят первые пчелы. На пригретых солнцем склонах появляются ярко-желтые цветки мать-и-мачехи. Они развиваются на толстых подземных стеблях за счет питательных веществ прошлого года. Цветки отцветают, а уж потом появляются большие листья. Так каждый год начинается цветение растительного мира. Одни растения зацветают рано весной, другие летом, есть и те, что цветут поздней осенью. Например, безвременник. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но всеони имеют единый план строения. Давайте познакомимся со строением отдельных частей цветка.
- Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложе, а чашка, венчик, тычинка и пестик – это видоизмененные листья. (Учащиеся слушают учителя, зарисовывают схему в тетрадь)
- Цветки очень различны по своей форме, окраске и размерам.
- Определение записываем в тетрадь: Цветок – это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению.
- Определение записываем в тетрадь: Осевую часть цветка, на которой расположены остальные его части, называют цветоложем. Оно может быть выпуклым (лютик), плоским (пион), вогнутым (манжетка).
- Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Самая яркая часть цветка – это околоцветник. Он может быть простой и двойной.
- Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным.
- Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и привлечение насекомых. Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной и сростнолистной. Она, как правило, зеленого цвета.
- Ребята, рассмотрите представленные на рисунке различные виды цветков и определите, какие у них по строению чашечки?
- Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он бывает раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным. Если все его лепестки срастаются, то он называется сростнолепестным.
- Рассмотрите рисунок и определите типы венчиков.
- Не у всех цветов можно четко выделить чашечку и венчик.
Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором нельзя выделить ни чашечку, ни венчик, называют простым.
- В простом околоцветнике, как правило, все лепестки одинаковые.
- Рассмотрите рисунки цветков. Определите, какие у них околоцветники.
- Встречаются цветки без околоцветников. Это так называемые голые цветки.
Записи в тетради:
ВЕНЧИК | |
Раздельнолепестный | Сростнолепестный |
Состоит из отдельных лепестков | Лепестки срослись полностью или частично |
Лютик, вишня, яблоня, ветреница | Дурман, колокольчик, душистый табак, примула, паслен |
ЧАШЕЧКА | |
Раздельнолепестная | Сростнолепестная |
Состоит из отдельных чашелистиков | чашелистики срослись полностью или частично |
Герань, яблоня, вишня, земляника | Вьюнок полевой, гвоздика, душистый табак |
- Главные части цветка: тычинки и пестик. Околоцветник получил такое название, потому что он как бы окружает основные части цветка. Цветок – генеративный орган растения, а значит его основная функция – образование плодов и семян. Ни венчик, ни чашечка в размножении и образовании семян не участвуют. Поэтому основными органами цветка являются тычинки и пестик.
- Записываем в тетрадь: Тычинка – мужская часть цветка. Она состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развивается пыльца.
В биологии тычинка обозначается символом “марса” – внутри пыльников развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту. Число тычинок в разных цветках различно.
- Внутри пыльника созревают пыльцевые зерна. По размеру – это одна клетка. Снаружи пыльцевые зерна покрыты плотной оболочкой, имеют шипики, зубчики, бугорки и бороздки. По форме пылинки можно определить растение, которому она принадлежит. У насекомоопыляемых цветков пыльцакрупная и клейкая, у ветроопыляемых – мелкая и сухая.
- Записываем в тетрадь: Пестик – женская часть цветка, расположен в центральной его части. Верхняя часть пестика – рыльце, его роль – удержание пыльцы. Средняя часть – столбик и нижняя – завязь, где расположены одна или несколько семяпочек.
В биологии пестик обозначается символом “зеркало Венеры” – .
Для того чтобы удержать пыльцу, рыльце может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых растений оно напоминает ершик для мытья посуды. Столбик служит для поднятия пестика на определенную высоту. А из завязи образуется плод. Различные виды пестиков.
- Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Но есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики.
Записываем в тетрадь: Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым. Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым. Если в цветке только пестик – это женский цветок, если только тычинки – это мужской цветок.
Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении. У вас наверняка на даче мамы выращивают эти растения. И вы слышите, как мама иногда говорит: “Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах”. Как вы думаете, что обозначают эти слова? (Дети отвечают). Правильно: у огурцов на одном растении образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни тычинки. Они отцветают, а плодов не образуют. Поэтому ваша мама и называет их “пустоцветами”.
Примеры однополого однодомного цветка.
- Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если посмотреть внимательно, то где-нибудь рядом можно увидеть растение ивы с менее красивыми цветками: они будут зеленого цвета и похожи на “ершики для мытья посуды”. Это женские цветки. Два растения: на одном располагаются только женские цветки, на другом – только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми двудомными. Можно привести еще один интересный пример: нам всем в мае надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный. У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом – только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские растения, так как именно женские растения “пылят” расселяя семена, а мужские растения высаживали в городах и парках. Еще один пример двудомного растения.
Цветок расположен на цветоножке, которая является продолжением побега. Цветки, не имеющие цветоножек, называют сидячими.
- Итак, давайте повторим строение частей цветка.
- Особенности строения цветка можно отметить сокращенно в виде формулы. При ее составлении используют следующие сокращения:
Ч – чашелистики;
Л – лепестки;
Т – тычинки;
Р – простой околоцветник.
Количество частей цветка записывается в виде индексов. Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в цветке. Если число элементов большое и сосчитать невозможно, то рядом с буквой ставится символ, обозначающий в математике “бесконечность” – . Рассмотрим формулу цветка на примере модели цветка вишни (запись формулы и расшифровка ее в тетради обвести в красную рамочку). Ч5Л5Т5nП1 – Цветок с двойным околоцветником, состоящим из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок, кратных пяти, и одного пестика.
Затем учитель ставит вопрос: “Нельзя ли выполнить схематичную зарисовку цветка?”. И предлагает разложить все части цветка по кругам и схематично изобразить их цветными карандашами. Учитель объясняет, что любой цветок можно изобразить еще и в виде диаграммы. Все это фиксируется на доске и параллельно в тетрадях учащихся.
Схема цветка вишни на доске.
III. Лабораторная работа “Строение цветка”.
1. Рассмотрение под лупой тычинок и пестика.
- Внешнее строение цветка (на партах лупы, коллекция растений).
- Какую форму имеют лепестки?
- Какие размеры?
- Какие бывают лепестки?
- Какие бывают чашелистики?
2. Дети зарисовывают схему строения цветка в тетрадь.
IV. Закрепление изученного материала.
Загадки.
1) Синенький звонок висит, Никогда не звенит. (Колокольчик)
2) Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка)
3) Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза)
4) Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
V. Домашнее задание.
§ 12. Творческое задание на выбор.1. Вырежьте из цветной бумаги или картона силуэты частей цветка – из зеленой бумаги – силуэты чашелистиков и пестика, из желтой – силуэты тычинок, попробуйте смонтировать различные типы цветов – обоеполых и раздельнополых, с двойным и простым околоцветником. 2. Составьте свой кроссворд на тему “Строение цветка” (не меньше 10 слов).