Учение с радостью

Разделы: Общепедагогические технологии


Практика работы с учениками и поиск путей организации их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое содружество в течении многих лет с интересными учителями способствовали возникновению у меня некоторых педагогических убеждений, исходящих из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания.

Итогом моих раздумий стала педагогическая технология “Учение с радостью”; где мы с коллегами попытались объединить две основные задачи: обучение и воспитание. Предлагаю основные тезисы этого эксперимента. Хочу только подчеркнуть основную идею эксперимента – добиться организации учения с увлечением, расширение у учащихся общего кругозора через особую организацию учебно-воспитательного процесса, через сотрудничество учеников, родителей , учителей

Как пришли к эксперименту?

Решили проанализировать каковы “минусы” “плюсы” обычной организации учебного процесса и по возможности ликвидировать эти “минусы”.

“Минусы”

  1. Отсутствие сотрудничества между учителями предметниками в классе.
  2. Слабая связь с родителями.
  3. Отсутствие направленности в обучении.
  4. Отдаленная конечная цель в обучении.
  5. Кабинетная система для учащихся 5 кл.
  6. Отсутствие эстетической направленности в обучении

Как устраняем эти минусы?

Решили организовать учебно-воспитательный процесс следующим образом:

– предметные недели
– творческая суббота (погружение)
– праздник знаний в конце четверти
– индивидуальная карта учета знаний
– предметные консультации
– занятия музыкой
– экскурсии 1 раз в четверти
– малые педсоветы учителей 1 раз в неделю.

Предметная неделя.

В течение 1 недели упор делается на один предмет. Во время этой недели все учителя работают на этот предмет. Каким образом? Порядок предметных недель известен на полгода. Учитель проводит консультации по предмету (3 раза в неделю по 45 минут) с теми, с кем считает нужным. Можно со слабыми чтобы подтянуть; можно с более успевающими, чтобы закрепить. Остальные в это время занимаются на инструментах (фортепиано, гитара) или хореографией.
Все учителя выбирают из программы всего курса все, что относится к данному предмету, чтобы на всех уроках присутствовал предмет, чья неделя проходит.
Например: Неделя математики – на уроках иностранного языка изучаются цифры и числа. Применяется устный счет. На уроках русского языка речь идет о числительных. На уроках природоведения даются числовые данные и т.д
Неделя иностранного языка. На уроках математики – устный счет. На уроках природоведения – названия природных явлений. Беседы о погоде. Предметная неделя заканчивается творческой субботой.

Творческая суббота.

Творческая суббота является итогом предметной недели. Ее цель: 3 урока (3 часа) самостоятельной работы по предмету в творческой игровой форме (атмосфере). На всех субботах звучит музыка, увлекает игра. В этот день подводятся итоги работы каждого учащегося за неделю и за субботний день. На творческую субботу приглашаются все родители. Присутствуют все учителя, работающие в классе. То, что нужно учиться, для того, чтобы стать образованным, чтобы выбрать любимую профессию и стать кем-то доходит до сознания не всех учеников. Их мало волнует, что будет через 5-6 лет. Это слишком далекая цель. Они думают, что начнут заниматься со следующей четверти, со следующего года, догонят. Праздники знаний, творческие субботы это близко и реально и они стимулируют учебный процесс.
Например: заканчивается неделя математики. Вот ребята в математическом лабиринте. Тот, кто сможет первым выбраться из него сможет прочесть следующие страницы “Волшебной книги”, которая помогает в поисках калькулятора.
… “Волшебная книга” привела ребят в волшебный лес, где они познакомятся с новой темой, где правила будут звучать в песне. Взрослые играют роль справочного бюро.

Консультации:

Три раза в неделю учитель, который проводит неделю, занимается с учащимися, с которыми считает нужным. На этих консультациях может идти подготовка к творческой субботе. Например, идет консультация по природоведению. Ребята учатся красиво собирать букет. Они узнают, что означает слово“ – ”. Разбирают собранные на экскурсиях находки. Готовятся к субботе.

Индивидуальная карта учета знаний. Детям оценки не выставляются, а вручаются карточки различных цветов.

Бордовый – прекрасно
Красный – отлично
Зеленый – хорошо
Синий – неплохо
Желтый – плохо
Белый – очень плохо

Эти карточки хранятся в кармашках по предметам. Дорожки – путь, по которому учащиеся пришли к субботе. Звезда – работа во время творческой субботы. Индивидуальные карты делают сами ребята, разукрашивают сами в конце работы в субботу. Учителя ставят в журнал оценки.

Занятия музыкой.

Для общего развития учащихся предусматривают занятия музыкой, хореографией. На уроках труда половина детей идет заниматься на музыкальных инструментах (фоно, гитара). С ребятами занимаются старшие товарищи, которые занимаются в музыкальной школе. Учат простейший аккомпанемент, простые пьесы в 4 руки. Пока не предусматривается музыкальная грамота; но в дальнейшем желательно прийти к серьезным занятиям.
Почему на уроках труда?
Живем, в сельской местности, и детям приходится заниматься любыми видами работ – домашних, сельскохозяйственных и т. д. В расписании уроки труда совпадают у учащихся экспериментального класса и класса, где учатся их “учителя” – старшеклассники.
В работе по этой технологии были многие радующие результаты, и на всех ее ступенях проявилась активизация резервных возможностей учащихся.