Направление: Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с родным краем и его достопримечательностями.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники: воспитатель Вера Николаевна Терещенко, дети старшей группы, их родители.
Срок реализации: долгосрочный, с сентября по сентябрь.
Продукт детской деятельности: выставка детского рисунка: “Мой папа шахтёр”, “Герб города Осинники”; изготовление макетов: “Шахта”, “Часовенка”, оформление мини-музея: “Его величество Уголь!”.
Приобщение детей ко всему, чем живёт общество - важнейшая задача всех поколений.
Центральный вопрос проекта – создание условий для развития дошкольников через ознакомление с родным краем и его достопримечательностями. Формирование чувства гордости за свою малую родину.
В проекте чётко прослеживается взаимосвязь познавательного развития дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность: коллекционирование, опытно-экспериментальную работу, “путешествий” по карте и времени, словотворчества в продуктивной и игровой деятельности. Разработаны варианты развивающего содержания и способы организации.
Проект способствует развитию кругозора воспитанников, формированию познавательной активности, уважительного отношения к людям труда.
Проект может быть использован для работы с детьми старшего дошкольного возраста воспитателями детских садов, детских домов, руководителями краеведческих кружков.
Введение
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учётом психофизиологических особенностей ребёнка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействия взрослого).
Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т.д. Однако представления об основных свойствах и отношениях объективного мира ещё неопределенны, не совсем отчётливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребёнка, формировании его мировоззрения и мировидения.
Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.
Решающее значение в умственном развитии ребёнка имеет его активная деятельность: общение, экспериментирование, макетирование, моделирование, коллекционирование.
В альтернативных программах нового поколения (“Радуга”, “Развитие”, “Детство”, “Истоки”) методологические основы познавательного развития детей базируются на современных психологических положениях.
Так в программе: “Радуга” подчеркивается важность формирования у ребёнка образа мира – как сложной, целостной, не застывшей системы знаний. Дошкольника интересует как мир предметов и объектов, так и мир событий и явлений. Человек, как носитель представлений и норм морали, интересует ребёнка с различных позиций: что делает, что говорит, как относится к чему-либо. В ДОУ важно правильно определить педагогическую позицию взрослого, чтобы не погасить познавательную активность и интересы ребёнка, развивать его умственные способности, активно-положительное отношение к миру. Главная задача педагога – развивать устойчивую интеллектуальную активность детей.
Выбор темы проекта был не случаен. Рассматривая коллекцию камней в краеведческом музее, дети живо интересовались старыми фотографиями и инструментами для добычи угля. На вопрос экскурсовода: “У кого дома есть уголь? Кто дома топит печь углём?”, - Дети стали бойко отвечать:
- А у нас полно угля на балконе.
- А у нас в огороде.
- И у нас тоже есть.
Так возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребёнку не только знания о родном крае, но и особое чувство гордости: Мы – Кузбассовцы!
Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста подразумевает развитие интеллектуальных эмоций, которые возникают в ходе познания и способствуют его протеканию (удивление, интерес, радость открытия, успех, раздумья, сомненье, уверенность, догадка). Развитие детской компетентности посредством знакомства с различными сферами действительности должно лежать в области субъективного опыта ребёнка, быть интересным для него.
Педагогическими условиями, обеспечивающими решение задач развития всех трёх компонентов, авторы программы “Радуга” называют:
- постепенное наполнение предметно-развивающей среды;
- широкое использование игровых упражнений: “Найди или составь по описанию”, дидактических игр, экскурсий, рассказов воспитателя;
- использование познавательных сказок, введение сказочных персонажей. Очеловеченные реальные предметы, объекты, явления нашего мира, наглядное экспериментирование – всё это придаёт познавательной деятельности обучающий характер, формирует различные виды мотивации (игровую, личностную, познавательную, общественную и т.д.), позволяет детям проживать содержание тех или иных занятий. В целом, педагогические условия позволяют развить у детей познавательное, эстетически бережное, эмоциональное, преобразовательное отношение к миру.
Основным принципом организации познавательной деятельности провозглашается интеграция (Л.М. Кларина, Г.М. Киселёва, Ю.Б. Рюмина и др.). Её суть состоит во взаимосвязи фундаментальных и прикладных целей познавательного развития; сочетании личного опыта и теоретического (как социокультурного наследия); проектировании образовательных тем, являющихся стержнем для создания детско-взрослого сообщества.
Задача педагогов – развивать у ребёнка позицию субъекта деятельности, активность, самостоятельность, инициативность и творчество.
Как и для продуктивной деятельности, это можно сделать с помощью “культурно-смысловых контекстов”, служащих своеобразными посредниками между педагогическими интересами и интересами детей. (Н.А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста).
Такими культурно-смысловыми контекстами для занятий познавательного цикла могут выступать, условно говоря, типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию.
К ним относятся:
- опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа);
- путешествие по карте;
- путешествие по “реке времени”.
Первые два типа исследования уже присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старшего дошкольника. Всем известно, с каким азартом ребёнок разбирает механическое устройство. Также ребёнок может увлекаться сбором простых коллекций.
Исследования – путешествия имитируются взрослым, но органично принимаются ребёнком, поскольку условный, воображаемый план роднит их с сюжетной игрой. Путешествия по карте и по “реке времени” не преследуют цели снабдить детей детальными географическими и историческими сведениями. Главное здесь – создать в воображении ребёнка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие “метки” - символы, а также целостные образы истории человечества через “метки” - символы материальной цивилизации.
Специально созданная предметно-развивающая среда позволяет соединить содержание занятий с самостоятельной свободной деятельностью.
Использование технологии проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать задачи развития творческих способностей.
Поисковая деятельность – активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределённости.
Суть творческого проекта – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы. Проективная деятельность развивается поэтапно, от подражательно-исполнительской, до развивающей и творческой. При непосредственном участии и поддержке взрослого.
Задача педагога – сформировать потребность в саморазвитии, личностные качества, позволяющие ощущать себя членом сообщества.
Цель проекта:
Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей 5–7 лет, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Задачи работы:
- развитие у детей старшего дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
- расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
- формировать познавательный интерес к культурным и природным ценностям родного города и края.
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
Пояснительная записка
Тему для проекта мы выбрали вместе с нашими воспитанниками и их родителями. Работа носила интегрированный характер. В течение года в рамках этого проекта мы играли, экспериментировали, читали, сочиняли собственные рассказы, проводили исследования в детском саду и дома, организовывали выставки – словом, наша жизнь была наполнена творчеством.
И каждый из нас может осознанно сказать: “Горжусь тем, что я – Кузбассовец!”.
На первом этапе нашей работы было решено создать копилку познавательной информации. Совместно с родителями организовали выставку книг: “Угольный Кузбасс”. Собрали фотографии, буклеты, вырезки газет, сведения из энциклопедий об истории возникновения угля, о значении угля для страны, об истории освоения недр Кузбасса, о нелёгком труде шахтёра и сопутствующих профессий, о горношахтном оборудовании и машинах – помощниках людей в труде.
Договорились, что дети будут делиться полученными сведениями друг с другом. Нашей же задачей было поддерживать интерес детей к данной теме через поисково-познавательную деятельность детей (опытно-экспериментальную деятельность, коллекционирование, путешествия по карте и по “реке времени, словотворчество”).
Работу по ознакомлению детей с историей родного города и историей освоения недр проводили в тесном сотрудничество с работниками детской библиотеки и городского краеведческого музея. По-домашнему тепло, прошла встреча наших ребят с председателем совета ветеранов Виснап В. Н. и заслуженным ветераном труда Кургиной З.Н. Они рассказали о тяжелых трудовых буднях и быте шахтёров в 40-50-е годы, когда ещё не ходили трамваи в городе. На работу ходили пешком за многие километры в мороз и слякоть. Еда была скудная, одежда плохонькая. Вагонетки с углём возили лошади. Но люди любили свою работу и очень гордились ею.
Работники детской городской библиотеки познакомили ребят с творчеством местных поэтов, воспевающих красоту Кузбасса, трудовые будни шахтёра. Н.И.Чевган прочла собственные стихи и подарила нашим детям новый сборник стихов кузбасских поэтов. Знание стихов о труде шахтёра позволило ребятам выступить на праздниках: “День города”, “День шахтёра”.
Интересно для детей прошли беседы, серия занятий по ознакомлению с символикой родного города и края. Дети лепили, рисовали, отображали в тестопластике главную фонообразующую деталь герба города и области – уголь.
Основным помощником в закреплении познавательных задач были дидактические игры: “Кому, что нужно для работы?”, “Цепочка ассоциаций”, “Небылицы”, “Придумай рифму” и др.
Совместно с родителями организовали выставку рисунков и фото материала, отражающего прошлое и настоящее шахтёрского труда.
Следующим этапом стало создание в детском саду мини-музея: “Его величество Уголь”.
Труд шахтёра не только почётен в Кузбассе, но и очень опасен. Горняки, рискуя жизнью, достают из недр земли “чёрное золото”, чтобы люди пользовались им. Познавательные рассказы, экскурсии к часовне в честь погибших горняков, позволили детям осознать важность этого вопроса и выразить в своём творчестве. Рисование: “Мой папа – шахтёр”; рисование и конструирование: “Голубая часовенка”; семейные коллажи: “Герб моей семьи”.
Презентацией проекта стало открытое занятие для всех сотрудников и родителей: “Его величество Уголь”.
Этапы работы
Подготовительный:
- чтение справочной литературы;
- планирование совместной работы с детьми, родителями, специалистами библиотеки, музея;
- подбор литературно-художественного материала о труде шахтёра;
- подбор фото и документальных материалов, вырезок из газет;
- рассматривание с детьми книг: “Угольный Кузбасс”, “Уголь Кузбасса”, “Осинниковский угольный разрез” и др.;
- беседы с детьми: Где работают твои родители? Где ты живёшь?
Реализация проекта:
познавательные беседы и познавательные сказки по теме:
- Кем работает твой папа?
- Что такое “уголь”?
- Откуда взялся уголь?
- Что такое “шахта”?
- Что изображено на гербе города?
Познавательные экскурсии:
- В городскую детскую библиотеку.
- В городской краеведческий музей.
- В музей горнотехнического колледжа города Осинники.
Занятия и опытно-экспериментальная деятельность:
- Основная профессия моего города и края.
- Уголь – главное богатство нашего края.
- Удивительное в камне; Путешествия по “реке времени”, история образования угля.
- Опыты и эксперименты с углём.
- Удивительное место на земле. Путешествия по карте Кузбасса.
Выставка книг и фотоматериала по теме.
Оформление альбома: “Осинниковский угольный разрез”.
Разучивание стихов.
Совместное детско-родительское творчество: Я - Осинниковец!
Конструирование для игр вагончиков.
Конструирование: “Голубая часовенка”.
Подбор дидактических игр по теме, придумывание новых.
Оформление в группе мини-музея: “Его величество Уголь!”.
Составление коллекции: “Подземная кладовая Кузбасса”.
Презентация проекта:
- Выставка рисунков: “Мой шахтёрский край”.
- Представление занятия: Уголь – главное богатство нашего края.
- Презентация материалов мини-музея: “Его величество Уголь!”.
Приложение 1, Приложение
2, , Приложение 4,
Приложение 8,
Приложение 3, Приложение 5, Приложение 6,
Приложение 7, Приложение 9 (находятся у автора)