Путешествие Миклухо-Маклая

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с путешествием Миклухо Маклая на остров Новая Гвинея.
  • Познакомить с целью путешествия.
  • Показать, какую научную работу вел ученый.
  • Познакомить с итогами работы ученого путешественника.
  • Познакомить с необычными растениями, климатом, населением острова Новая Гвинея и географическим положением острова.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы «Мир и человек», эмблемы кораблей и карточки с именами великих путешественников, гербарий, проектор, слайды, магнитофон и носитель для музыкального сопровождения.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало

Урок проходит в форме урока — телепередачи: ведущие, гости

II. Работа над темой урока

Ведущий 1. Сегодня мы собрались в телевизионной студии на передачу «Вокруг света». Наши прошлые передачи были посвящены великим географическим открытиям. Мы говорили о таких великих путешественниках, как Магеллан, который доказал, что Земля имеет форму шара, и который совершил первое кругосветное путешествие; как Христофор Колумб, который открыл Америку, как Белинсгаузен и Лазарев, которые изучали Антарктиду.
Сегодняшняя наша передача еще об одном замечательном путешественнике.В нашей студии присутствуют историки, географы, капитан дальнего плавания, еще один ведущий и гость с Новой Гвинеи (представляя, называют фамилию, имя). Предоставляю слово Историку.

Историк 1. Это был удивительный человек. Ему было всего-навсего 20 лет, когда он отправился из России к берегам Красного моря (показ на карте), чтобы изучать морских животных, которых в Европе тогда еще не знали. Отправился он один, потому что в то время, а было это более 100 лет назад, европейцы боялись арабов. Считалось, что арабы могут убить белого человека или продать его в рабство. И вот собираясь к берегам Красного моря, этот отважный человек сменил привычную шляпу на белый бурнус и чалму, а голову остриг как мусульманин. Он изучил арабский язык, чтобы общаться с местным населением, решил выдать себя там за доктора.
Он и в самом деле был доктором медицины в Петербурге. Но кроме медицины он изучал и многие другие науки.
Однако пора назвать этого ученого человека – это Николаи Николаевич Миклухо-Маклай. Фамилия, на первый взгляд, странная. Объясняется она так: прапрадедушка его по отцу был украинец, казак Миклуха. А прапрадедушка со стороны матери, как говорят, происходил из Шотландии и прозывался Маклай. Вот и получилась такая фамилия Миклухо-Маклай.

Ведущий 2. Николай Николаевич Миклухо-Маклай благополучно вернулся из путешествия к Красному морю (показ на карте) и рассказал ученым Петербурга обо всем, что увидел. О храбрых наездниках-жителях пустынных берегов. О жестоких торговцах невольниками, о трудолюбивых рыбаках, о терпеливых наездниках верблюдов. Рассказал он, конечно, и о животных, которых изучал. Когда он закончил свой рассказ, его спросили: «Какие научные вопросы занимают вас теперь?»   А вот что он ответил, я прочитаю вам из дневника: (на столе, перед ведущим, лежит отдельная тетрадка-дневник) «Изучать неизвестных животных очень интересно. Но меня больше занимают люди, меня волнуют споры о человеке... Некоторые ученые считают, что негры, папуасы и другие туземцы с темным или шоколадным цветом кожи – низшая порода людей. Что они – неполноценные люди….. Кожа у них, видите ли жесткая, руки-ноги короче или длиннее наших. Волосы растут не как у европейцев, а пучками. И голова совсем другой формы, а потому мол, вмещает меньше мозгов, чем наши с вами головы…
А я считаю, все это вздор, который может служить только жестокости и насилию и войне. Вот поэтому я и хочу изучать папуасов, которых никто не изучал. И доказать совсем обратное! Но для этого надо отправиться на Новую Гвинею (карта). А она еще дальше, чем берега Красного моря (карта). Конечно, добраться туда трудно...., но можно. Я доберусь. Буду жить среди папуасов. Узнаю их язык и обычаи. И соберу доказательства, чтолюдей низших расе нет. Все люди рождены на Земле людьми…..».
Как раз в это самое время готовился к кругосветному плаванию военный корабль. Это был корвет «Витязь». На его высоких мачтах можно было поднять много парусов, а на случай безветрия имелась сильная паровая машина. Лучшего корабля для путешествия не придумать! Но как попасть на военный корабль? А как Миклухо-Маклай попал на военный корабль, расскажет нам капитан дальнего плавания

Капитан дальнего плавания. Миклухо-Маклай добрался до самого главного адмирала, рассказал ему, зачем он хочет отправиться на Новую Гвинею (карта), и адмирал согласился ему помочь. Офицеры корвета полюбили Миклухо-Маклая с первых же дней. Он был человеком общительным, добрым, много знал и умел увлекательно рассказывать. Кроме того, он был хорошо воспитан, а значит, у него всегда было хорошее настроение. Особенно он подружился с офицером, которого звали Иван Иванович Раткевич. Иван Иванович часто говорил своему другу, что он очень опасается за его жизнь, т. к. капитаны, которые побывали в тех местах, пишут о туземцах всякие ужасы. Новую Гвинею называют Папуазией, а папуасов описывают не иначе, как свирепыми людоедами.
Дикари Гавайских островов (карта) убили и съели капитана Кука. Та же участь постигла на Филиппинских островах (карта) бедного Магеллана. Но Миклухо-Маклай на это отвечал так:  «эти путешественники пришли к туземцам с пушками и ружьями. А я пойду без оружия. На остров я беру оружие только для охоты и никогда не направлю его против туземцев, чтобы не случилось. Доверие этих людей можно завоевать только добрым к ним отношением. Доброта — самый понятный в мире язык!»
7 сентября 1871 года моряки «Витязя» увидели гористый берег, зеленый от густого тропического леса. Это была Новая Гвинея, самый большой после Гренландии (карта) остров на Земле. В подзорные трубы и бинокли можно было рассмотреть пальмовые крыши и темные фигуры людей. Корвет медленно двигался вдоль берега. Капитан высматривал место, удобное для стоянки. Иван Иванович подошел к Миклухо-Маклаю и сказал: «Когда-нибудь этот берег назовут вашим именем...» На это ученый ответил: «Это не главное. Видите холм на берегу? Там будем сооружать хижину. И если мне все-таки будет грозить опасность, я зарою свои дневники вон под тем деревом. Запомните, пожалуйста, но надеюсь, что этого не случиться»...
С борта корвета спустили шлюпки и поплыли к берегу. Первым спустился на берег Миклухо-Маклай. С ним были его двое слуг: Ульсон и Бой. Бой был совсем мальчиком, путешествие перенес плохо и поэтому очень обрадовался Земле. А моряки выгрузили из шлюпок топоры, пилы и работа закипела.

Ведущий 1 (читает по дневнику): Миклухо-Маклай писал в своем дневнике: «Все эти дни я был занят постройкой хижины. Часов в 6 утра съезжал с плотниками на берег и оставался там до спуска флага. Моя хижина имела 7 футов ширины и 14 длины, разгорожена пополам перегородкой из брезента. Одну половину я назначил для себя, а другую для моих слуг — Ульсона и Боя. Через неделю хижина была готова. Корвет должен был идти дальше. Я в последний раз поднялся на борт «Витязя» попрощаться со всеми. Иван Иванович решил мне непременно что-нибудь подарить. И предложил свой револьвер с серебряной ручкой. Я отказался. К чему револьвер? Я же твердо решил оружием не пользоваться. Тогда Иван Иванович протянул отличный морской бинокль и сказал: «В этот бинокль вы будете осматривать море. И когда за вами придет корабль, вы заметите его издалека». В тот же день корвет снялся с якоря ушел в открытое море. А мы остались на берегу.

Географ. Во второй половине 19 века среди ученых шли яростные споры о происхождении и развитии человека. Одни доказывали, что белые люди высшая раса, а цветные низшая: они менее развиты и физически и духовно. Но Миклухо-Маклай утверждал, что люди всех рас имеют одинаковое происхождение, что все зависит от условий жизни и воспитания. Чтобы убедительно доказать свою мысль, нужно приводить факты. А чтобы собрать факты, надо самому собственными глазами наблюдать жизнь, быт и нравы папуасов, изучить этих людей путем различных исследований. Вот почему Миклухо-Маклай оказался на берегу один среди папуасских племен.
Папуасы – коренные жители острова Новая Гвинея. Основные занятия папуасов: земледелие (выращивание картофеля, бобовых), плодоводство (сбор кокосов, бананов), на побережье – рыболовство. На побережье, где земли недостаточно, занимаются ремеслами: изготавливают лодки, глиняную посуду, обменивают их на продукты земледелия. (Демонстрация слайдов и гербарных вариантов)
Папуасы живут в деревнях, состоящих из отдельных групп хижин, расположенных вокруг круглой или подковообразной площадки. Одежда мужчин – набедренная повязка из луба, женщины носят юбки из растительных волокон. В прибрежных районах шьют одежду из привозных тканей. До недавнего времени у папуасов сохранялся родовой строй. В более изолированных районах родовой строй сохранился до сих пор.

Ведущий 2. Сегодня в нашей студии гость с Новой Гвинеи.

Гость в костюме «папуаса» (черный спортивный костюм, набедренная повязка, на ногах маленькие повязки, на голове обруч из перьев птиц, на шее бусы колье в ушах серьги).

Я знаю, что ваши ребята любят слушать и петь веселую шуточную песню про папуасов. Я бы хотел, чтобы эта песня сейчас прозвучала, (песня группы «На-На» «Песня про папуасов», исполняется танец).
Если хочешь заслужить доверие, рассуждал Миклухо-Маклай, доверяй сам! И он отправился в ближайшую папуасскую деревню. Ученый решил взять с собой только записную книжку и карандаш. Приход его был неожиданным для папуасов. Они переполошились, спрятали женщин и детей и с тревогой следили за каждым движением непрошеного гостя. Потом кто-то пустил стрелу. Она пролетела буквально мимо его носа, как предупреждение: лучше мол уходи. Но он не ушел. Он огляделся, увидел циновку, лег на нее и….. скоро заснул, утомленный жарой и дорогой.
Папуасы были озабочены, они не могли понять поведение белого, но не тронули его. Проснувшись, Миклухо-Маклай встал, попрощался со всеми кивком головы и ушел к себе. Так началось его сближение с папуасами. Они решили, что он человек особенный, божественного происхождения, что он явился к ним с Луны. Миклухо-Маклай объяснил им, что его родина – Россия. «Ну что же, значит, Россия находиться на Луне, только и всего». Маклай завоевал доверие и любовь папуасов, собрал ценный научный материал. Он изучал особенности телосложения папуасов, их быт и нравы, чтобы доказать единство и происхождение всех людей на Земле. Несколько раз Маклай уезжал с Новой Гвинеи, потом снова возвращался, и всегда папуасы встречали его сердечно и радостно.

Историк 2. Постепенно папуасы из ближайших деревень привыкли к Маклаю. Маклай много работал, собирая на острове научный материал: он ведь был первым ученым на острове и хотел узнать о жизни папуасов как можно больше. И все было бы хорошо, если бы Маклай, Бой и Ульсон не заболели. Сам Маклай был человеком с сильной волей, он заставил себя не поддаваться болезни, а вот Ульсон, тот разболелся совсем. Он уже не помогал Маклаю по хозяйству, не готовил обеды и порой даже не мог подняться, чтобы подмести пол в хижине. Большую часть времени он лежал в постели и стонал. А Бой, тот вообще не вставал, день ото дня все больше худел и очень ослаб. Маклаю самому приходилось таскать воду из ручья, готовить еду, прибираться в хижине и ухаживать за Ульсоном и Боем. А однажды ночью Бой умер. Маклай очень жалел своего маленького друга.

Историк 1. Так прошел год. Очень много успел сделать Маклай. Он составил словарь! папуасского языка. Собрал коллекцию туземного оружия, посуды, музыкальных инструментов. Научными записями заполнил он несколько толстых тетрадей. Теперь Маклай мог доказать ученым, что папуасы ничуть не хуже белых. В своем дневнике Маклай писал:   « Папуасы ловки и красивы, сообразительны и находчивы. И могут научаться всему, чему научились мы. Папуасы такие же люди, как и мы, белые».
А вот здоровье Маклая все ухудшалось. Болел и Ульсон. Оба они совсем обессилили от лихорадки. Маклай сильно исхудал, развалилась обувь, одежда сгнила. Самое время было бы придти кораблю на остров. Но корабля все не было. Теперь Маклай часто брал бинокль в руки, который подарил ему Иван Иванович, шел на берег и долго вглядывался в морской горизонт. Но там не было видно ни дымка, ни паруса. А между тем Иван Иванович был не так уж далеко от Новой Гвинеи — в Австралии (карта). Он служил на корвете «Изумруд».
Однажды в газетах появилось сообщение о том, что русский ученый, живший на Новой Гвинее погиб. Сведения были неверными, а появились они так: мимо берега, где жил Маклай, проходил небольшой купеческий корабль. Капитану было известно, что на берегу стоит хижина русского ученого Миклухо-Маклая. Он навел подзорную трубу на берег и увидел хижину, но никаких признаков жизни в хижине не заметил. Высадиться на берег он побоялся, и корабль проплыл мимо, а в Австралии он сообщил в газеты, что хижина пуста и, наверное, русский ученый погиб. Но Миклухо-Маклай был жив.

Капитан дальнего плавания. Капитану «Изумруда» был дан приказ: поспешить к острову Новая Гвинея, найти хижину Маклая и доставить ученого на родину. Иван Иванович с нетерпением ожидал встречи со своим другом. Но вот в австралийском порту, просматривая газеты, Иван Иванович прочитал: «По сведениям из Гонконга недавно скончался молодой естествоиспытатель Миклухо-Маклай. Он остался на Новой Гвинее среди пустынной природы и дикарей совершенно один...»
Иван Иванович отбросил газету, схватил другую и прочитал: «Господин Маклай пожертвовал жизнью для изучения природы....» Солнце померкло в глазах. Неужели Маклай погиб? В ту ночь Иван Иванович совсем не спал. А утром «Изумруд» вышел из австралийского порта и взял курс на Новую Гвинею.

Ведущий № 1 (читает по дневнику). «Ранним утром я занимался научной работой. И вот возле хижины раздались крики. Это пришли папуасы. Они кричали наперебой: «Маклай! Маклай! Из моря выходит дым! Дым большой! Я побежал к морю. Даже больной Ульсон встал с постели. Да это был большой корабль. Счастье было безмерным, когда на корабле я увидел русский флаг. Сев в пирогу, я попросил папуасов как можно быстрее грести к кораблю».

Историк 2. И вот настал день прощания с папуасами. Папуасы знали, что Маклай уезжает. Они поняли это, когда увидели большой корабль. Жители всех деревень собрались на берегу и просили Маклая остаться на острове, не бросать их. Они не уходили даже ночью, и берег мигал огоньками, потому что папуасы всю ночь жгли смоляные факелы. Корвет уходил утром, когда всходило солнце. Туман в горных долинах острова таял и исчезал. «Изумруд» медленно разворачивался. Папуасы кричали, а на корвете их понимал только один человек. И вот корвет вышел на простор, где блистали на солнце невысокие волны, где дул свежий ветер, крепкий и соленый. Берег совсем отдалился, превратился в темную полоску. А Маклай все стоял на корвете, на корме, все смотрел назад, и ему казалось, что он все еще слышит голоса своих темнокожих друзей: «Возвращайся, Маклай! Возвращайся!».

Географ (чтение текста, записанного на доске)

«…..Вы, первый, несомненно, опытом доказали, что человек везде человек.... И Вы доказали это подвигом исторического мужества». Эти слова написал А. Н. Толстой, восхищаясь Миклухо-Маклаем.

Ведущий 2 (спрашивает ребят):

– Что можно считать выдающейся заслугой Миклухо-Маклая?
– Найдите на карте в атласе остров Новая Гвинея.

III. Повторение

На доске записаны фамилии путешественников, о которых мы говорили на уроках. На карте эмблемы и корабли.

– Соотнесите фамилии и эмблемы кораблей. (Назови самое главное)
– На обратной стороне эмблемы корабля вопрос, на который надо ответить! (Ученики снимают эмблему, читают вопрос и отвечают на него)

Вопросы:

1. Почему индейцев назвали индейцами?
2. Почему Америку назвали Америкой?
3. Как Магеллан доказал, что Земля имеет форму шара?
4. Чем отличаются льды северного полюса от льдов южного полюса?
5. На каком материке отсутствует почвенный покров? Растут ли там растения? Какие?
б. Почему оставшихся в живых участников первого кругосветного путешествия хотели отдать под суд?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание

1. Пособие «Прикосновение к вечности» стр. 328-335.
2. Подумайте, почему? Первый дневник Миклухо-Маклая был опубликован в 1941 году, а второй он завещал сжечь.