Система обучения, воспитания и развития
слабовидящих детей является неотъемлемой частью
всего общеобразовательного процесса и
решает, кроме общих проблем, специфические
задачи социальной реабилитации детей с
нарушением зрения.
Мой урок нацелен на такую организацию
деятельности обучающихся, которая предполагает
самостоятельную работу школьников по
самодобыванию знаний под руководством учителя и
соединяет познавательный процесс с
глубокой заинтересованностью детей в
результатах труда, с их творчеством.
Коррекционно-педагогическая работа, которую я
провожу, пронизывает и органически увязывает
как отдельные этапы и структурные построения
урока, так и организационно-методические его
компоненты. Её следует рассматривать во всех
взаимосвязях и взаимозависимостях как в рамках
отдельного конкретного занятия, так и в системе
уроков в целом.
Тема: Звуки [г – г’], [к – к’], буквы Г, К. Закрепление.
Цели:
- закрепление знаний о звуках [г – г’], [к – к’], обучение умению их различать на слух и обозначать буквами г, к; упражнение в чтении слогов, слов и предложений; ознакомление со стихотворением И.Сурикова «Зима»;
- развитие фонематического слуха, умения выделять нужный звук и обозначать его буквой; развитие навыков чтения, словарного запаса, речи учащихся; развитие зрительного восприятия;
- воспитание интереса к чтению, любви к природе.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | – Ребята, сейчас у нас урок обучения
грамоте. Начнём мы его как всегда с изучения
«Азбуки добрых слов». Давайте заглянем в нашу
волшебную коробочку, сегодня здесь лежат слова
на буквы г и к. (Учитель
достаёт из коробки карточки со словами и
помещает на доску.)
– Как вы понимаете эти слова? – Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы чувствовали себя на этом уроке комфортно, чтобы между нами установилось полное взаимопонимание и гармония. А своей слаженной работой покажем нашим гостям, какие мы гостеприимные хозяева. |
Дети сами и с помощью учителя объясняют значения слов. |
II. Повторение ранее изученного | – Какое сейчас время года? – За что вы любите зиму? – Сегодня на уроке мы попробуем погрузиться в атмосферу зимы. А начну я с загадки:
– Какие слова помогли вам отгадать загадку? – Какие буквы вы увидели? Найдите их глазками и
назовите их цвет. |
– Зима. – Можно кататься на лыжах, коньках, санках, играть в снежки, строить снежные крепости и т.д.
– Это снежинка. – Сравнили со звёздочкой, села и растаяла.
– Она состоит из букв. – У, К, Р, О, А, И, Й, Е, Г, М, Н. (Учитель вешает на доску карточки с буквами) – Буквы для гласных звуков и буквы для
согласных звуков. |
III.Объявление темы урока. | – Сегодня на уроке мы будем продолжать работу с парными по звонкости-глухости согласными звуками и буквами для их обозначения Г-К. | |
IV. Речевая разминка 1. Артикуляционная гимнастика 2. Сравнение звуков по артикуляции
3. Игра «Поймай звук»
4. Игра «Договори словечко»
5. Игра «С горки – на горку» |
– Для того, чтобы разогреть наш речевой
аппарат выполним артикуляционную гимнастику:
– Произнесите звуки [г], [к] и скажите, почему они парные? – Почему один – глухой звук, а другой – звонкий? – Ловим [г – г'] в словах: колобок, носки,
нога, гиря, корка, голова. – А сейчас поиграем в снежки. Я говорю начало слова и кидаю снежок (мячик из ваты), а вы договариваете слово, добавляя слог ка или га, и кидаете снежок обратно мне. ру…
но…
ро… шап…
лап… – А сейчас «покатаемся» с горки – на горку и прочитаем слова, делая вдох (стрелка вверх) и выдох (стрелка вниз). Начинаем игру стоя. – Назовите «лишнее» слово среди
прочитанных. |
Дети с открытым ртом двигают кончиком
языка вверх и вниз. – В произношении и того, и другого звука
участвуют язык и нёбо. Дети делают хватательное движение рукой, если слышат данные звуки. Дети соединяют слоги в слова приседая и вставая, делая вдох и выдох, ориентируясь по стрелкам. – Галя – имя собственное. |
V. Чтение стихотворения И.Сурикова
«Зима» 1. Подготовка к восприятию 2. Чтение стихотворения учителем (под музыку Чайковского «Декабрь» Зарядка для глаз (Приложение 1) 3. Чтение стихотворения детьми и беседа по содержанию |
– Мы покатались на необычных горках, а
теперь давайте посмотрим какую горку изобразили
авторы учебника на стр. 83. – Что вы видите на иллюстрации? – А кто мне скажет, какая изображена погода: ветреная или нет? Как вы определили? – Слева от картинки есть запись, что это? Как вы определили?
Учитель демонстрирует на экране презентацию «Снежинки» (зрительно-двигательные траектории) 1-е четверостишье – ученик |
Дети открывают книги и рассматривают
иллюстрацию. – Погода изображена безветренная. Из трубы дома дым вылетает ровно. – Это стихотворение. Строчки записаны в столбик четверостишьями. Дети следят взглядом за движением снежинок.
– Покрылось снегом. – Снег. – Не очень сильные. |
VI. Итог урока | – Дети, вы сегодня достойны похвалы. Я
благодарю вас за работу и хочу сделать вам
комплимент. Какие вы умные, внимательные,
старательные ученики и гостеприимные хозяева! – Ну, а вы попробуйте сделать комплимент друг другу. Не стесняйтесь этого:
|