Урок обучения грамоте в 1-м классе охраны зрения "Звуки [г-г'], [к-к'], буквы г, к. Закрепление". УМК "Гармония"

Разделы: Начальная школа


Система обучения, воспитания и развития слабовидящих детей является неотъемлемой частью всего общеобразовательного процесса  и решает, кроме общих проблем, специфические задачи социальной реабилитации детей с нарушением зрения.
Мой урок нацелен на такую организацию деятельности обучающихся, которая предполагает  самостоятельную работу школьников по самодобыванию знаний под руководством учителя и соединяет  познавательный процесс  с глубокой заинтересованностью детей в результатах труда, с их творчеством.
Коррекционно-педагогическая работа, которую я провожу,  пронизывает и органически увязывает как отдельные этапы и структурные построения урока, так и организационно-методические его компоненты.  Её следует рассматривать во всех взаимосвязях и взаимозависимостях как в рамках отдельного конкретного занятия, так и в системе уроков в целом.

Тема: Звуки [г – г’], [к – к’], буквы Г, К. Закрепление.

Цели:

  • закрепление знаний о звуках [г – г’], [к – к’], обучение умению их различать на      слух и обозначать буквами г, к; упражнение в чтении слогов, слов и предложений; ознакомление со стихотворением И.Сурикова «Зима»;
  • развитие фонематического слуха, умения выделять нужный звук и обозначать его буквой; развитие навыков чтения, словарного запаса, речи учащихся; развитие зрительного восприятия;
  • воспитание интереса к чтению, любви к природе.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент – Ребята, сейчас у нас урок обучения грамоте. Начнём мы его как всегда с изучения «Азбуки добрых слов». Давайте заглянем в нашу волшебную коробочку, сегодня здесь лежат слова на буквы г и к.  (Учитель достаёт из коробки карточки со словами и помещает на доску.)

гармония
гостеприимный
комфортный
комплимент

– Как вы понимаете эти слова?

– Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы чувствовали себя на этом уроке комфортно, чтобы между нами установилось полное взаимопонимание и гармония. А своей слаженной работой  покажем нашим гостям, какие мы гостеприимные хозяева.

 

 

 

 

Дети  сами и с помощью учителя объясняют значения слов.

II. Повторение ранее изученного – Какое сейчас время года?
– За что вы любите зиму?
– Сегодня на уроке мы попробуем погрузиться в атмосферу зимы. А начну я с загадки:

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

– Какие слова помогли вам отгадать загадку?
– К нам на урок прилетела необычная снежинка (большая – на доске, маленькие – у детей на партах). Чем она необычна?

– Какие буквы вы увидели? Найдите их глазками и назовите их цвет.
– Что о них можете сказать? На какие группы их можно поделить?
– Назовите буквы для гласных звуков.
– Все ли они?
– Сколько их всего?
– А сколько гласных звуков?
– Что можете сказать о буквах для гласных звуков, которые вы видите на доске?
– Какую особенную букву вы здесь видите?
– Назовите буквы для согласных звуков.
– Что о них можете сказать?
– Что можете сказать о буквах для непарных звуков? Какая среди них лишняя? (Учитель убирает эти буквы с доски)
– Назовите оставшиеся буквы.
– Что вы о них знаете?
–  Сейчас я прочитаю вам это стихотворение.
Написал его И.Суриков, называется оно «Зима». А поможет мне в этом музыкальное произведение П.И.Чайковского из альбома «Времена года», называется оно «Декабрь».
– Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.

– Зима.
– Можно кататься на лыжах, коньках, санках, играть в снежки, строить снежные крепости и т.д.

 

– Это снежинка.

– Сравнили со звёздочкой, села и растаяла.

 

 

 

 

– Она состоит из букв.

– У, К, Р, О, А, И, Й, Е, Г, М, Н.

(Учитель вешает на доску карточки с буквами)

– Буквы для гласных звуков и буквы для согласных звуков.
– У, О, А, И, Е.
– Нет.
– 10.
– 6.
– Их можно поделить на командиров мягкости и командиров твёрдости.
– Это буква Е, она состоит из двух звуков.
– К, Р, Й, Г, М, Н.
– Их можно поделить на буквы для парных по звонкости-глухости согласных звуков и непарных согласных звуков.
– Это буквы для сонорных звуков, лишняя Й – это буква для звука, который не имеет пару по твёрдости.
– К, Г.
–  Это буквы для парных по звонкости-глухости согласных звуков.

III.Объявление темы урока. – Сегодня на уроке мы будем продолжать работу с парными по звонкости-глухости согласными звуками и буквами для их обозначения Г-К.  
IV.  Речевая разминка

1. Артикуляционная гимнастика

2. Сравнение звуков по артикуляции

 

3. Игра «Поймай звук»

 

4. Игра «Договори словечко»

 

 

5. Игра «С горки – на горку»

– Для того, чтобы разогреть наш речевой аппарат выполним артикуляционную гимнастику:

–  упражнение «Качели»;
–  упражнение «Птенцы»;
–  упражнение «Лошадки».

–  Произнесите звуки [г], [к] и скажите, почему они парные?

– Почему один – глухой звук, а другой – звонкий?

–  Ловим [г – г'] в словах: колобок, носки, нога, гиря, корка, голова.
– Ловим [к– к'] в словах: Коля, Гена, Кира, норка, рыбаки, гроза, пятёрка.

– А сейчас поиграем в снежки. Я говорю начало слова и кидаю снежок (мячик из ваты), а вы договариваете слово, добавляя слог ка или га, и кидаете снежок обратно мне.

ру…       но…        ро…       шап…      лап…  
юб…    кни…      дра…     ду…     лу…    рыб…

–  А сейчас «покатаемся» с горки – на горку и прочитаем слова, делая вдох (стрелка вверх) и выдох (стрелка вниз). Начинаем игру стоя.

–  Назовите «лишнее» слово среди прочитанных.
–  Поделите все слова на группы.

 

Дети с открытым ртом двигают кончиком языка вверх и вниз.
Дети открывают и закрывают рот.
Дети «цокают» языком.

– В произношении и того, и другого звука участвуют язык и нёбо.
– [к] произносим с шумом, а при произношении [г] добавляется голос.

Дети делают хватательное движение рукой, если слышат данные звуки.

Дети соединяют слоги в слова приседая и вставая, делая вдох и выдох, ориентируясь по стрелкам.

–  Галя – имя собственное.
–  Лягу – называет действие.
–  По числу.
–  По ударению.

V. Чтение стихотворения И.Сурикова «Зима»

1. Подготовка к восприятию

2. Чтение стихотворения учителем (под музыку Чайковского «Декабрь»

Зарядка для глаз (Приложение 1)

3. Чтение стихотворения детьми и беседа по содержанию

– Мы покатались на необычных горках, а теперь давайте посмотрим какую горку изобразили авторы учебника на стр. 83.
– Что вы видите  на иллюстрации?
– А кто мне скажет, какая изображена погода: ветреная или нет? Как вы определили?
– Слева от картинки есть запись, что это? Как вы определили?

 

Учитель демонстрирует на экране презентацию «Снежинки» (зрительно-двигательные траектории)

1-е четверостишье – ученик
– Какими словами автор называет снег?
– Что автор говорит о снеге?
2-е четверостишье – ученик
– Как вы понимаете слова «поле забелело»?
– С чем автор сравнивает снег? Что это такое?
3-е четверостишье – ученик
– Что автор сравнивает с шапкой?
– А как это «принакрылся»?
– Что делает лес зимой?
– Как он спит?
– Что значит «непробудно»?
4-е четверостишье – самостоятельно
– О каких приметах зимы говорит автор?
– Почему автор говорит не морозы, а «морозцы»?
– Ребята, если вам понравилось стихотворение, прочитайте его ещё раз своим родителям дома.

Дети открывают книги и рассматривают иллюстрацию.
– Погода изображена безветренная. Из трубы дома дым вылетает ровно.
– Это стихотворение. Строчки записаны в столбик четверостишьями.
Дети следят взглядом за движением снежинок.

 

 

 

 

– Покрылось снегом.

– Снег.
– Набросил сверху.
– Лес зимой спит.
– Непробудно.
– Очень крепко.

– Не очень сильные.

VI. Итог урока – Дети, вы сегодня достойны похвалы. Я благодарю вас за работу и хочу сделать вам комплимент. Какие вы умные, внимательные, старательные ученики и гостеприимные хозяева!
– Ну, а вы попробуйте сделать комплимент друг другу. Не стесняйтесь этого:

Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.

Давайте говорить
Друг другу комплименты,
Ведь это всё любви
Счастливые моменты.