Цели и задачи: познакомить со звуками [к'] и [к], буквами К, к; закрепить навык звукового анализа слов; обучать умению читать слоги, слова с изученными буквами; развивать фонематический слух, формировать графические умения, научить печатать буквы К, к; развивать наглядно-образное мышление, формировать учебную деятельность.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран; учебник “Букварь” Т.М. Андриановой, рабочая тетрадь к “Букварю” Т.М. Андриановой; медали желтого, синего и зеленого цветов; карточки слоги-слияния; на доске: фишки желтого, синего и зеленого цветов.
Ход урока
I. Организация начала урока.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы работаем по группам, для того чтобы работать быстрее и лучше. Группы организуем по цвету медалей на вашем рабочем месте. Наденьте медали. Сядьте, дети, с синими медалями, сядьте – с зелеными, сядьте – с желтыми.
II. Повторение изученного материала.
1. Работа по “Ленте букв”.
Покажите буквы, которые на письме обозначают:
- согласные звонкие звуки;
- согласные парные звуки;
- твердость согласных звуков;
- букву, обозначающую на письме всегда мягкий согласный звук.
– Что можете рассказать о букве “и”? (Обозначает на письме гласный звук [и], является показателем мягкости предшествующего согласного звука.)
2. Подобрать слова к схемам (схемы, относятся к подчеркнутым слогам и словам).
Дифференцированный подход (группы – по цвету медалек).
На доске:
синие фишки – ва, ро, ми, вы,_ни;
зеленые фишки – пар, гном, нора, был, мир;
желтые фишки – домик, город, садик,
звонок, кукла.
III. Подготовка к основному этапу урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквой. Их вы произнесете и назовете сами. Прослушайте загадку и назовите отгадку.
Есть ребята у меня
Два серебряных коня.
Езжу снова на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки.)
(На обороте доски может быть подсказка, картинки: коньки, лыжи, мяч.)
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Звуковой анализ слова “коньки”. Выделение звуков [к'] и [к], их характеристика.
– Выполните звуковой анализ слова “коньки”, составьте схему. (Дети выполняют на партах звуковой анализ с помощью карточек, сверяют со схемой на наборном полотне, составленной учеником.)
– Сколько слогов в слове “коньки?” Почему?
– С какого звука начинается это слово? ([к])
– Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой.)
(Учитель помещает на доску синюю карточку.)
– Назовите последний слог. (ки)
– Назовите согласный звук в этом слоге. ([к'])
(На доску – зеленую карточку.)
– Итак, мы выделили два звука. Произнесите их. ([к], [к'])
– Назовите слова со звуком [к]. Слова со звуком [к'].
Называет слова учитель: кино, капуста, сок, кеды, раки, дубок. (Дети показывают нужные карточки синего или зеленого цветов.)
2. Знакомство с буквами К, к.
– Какой буквой обозначаются звуки [к], [к'] на письме? Напечатайте букву “К” на листочке. Сравниваем с образцом. Найдем место букве “К” на “Ленте букв”.
– На каком фоне должна находиться буква “К”? (На синем.) Почему? (Обозначает согласные звуки.)
– В каком ряду? (На нижнем, так как обозначает глухие согласные звуки, под букой “Г”, похожи по артикуляции.)
V. Первичная проверка понимания.
1. Игра “Молчанка”
Учитель показывает предметные картинки. Дети показывают карточку с буквой “К”, если в слове, обозначающий предмет есть эта буква. (Замок, ведро, санки, автобус, корзина.)
Физминутка (сопровождается движением рук)
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем низко.
2. Работа по Букварю, с. 59.
Сравнение печатных и письменных букв в верхнем левом углу страницы. Герои какой сказки изображены на картинке? (Конек-горбунок.) Автор этой стихотворной сказки Петр Ершов (показ портрета).
Учитель читает отрывок этой сказки из “Спутника Букваря”. Дети называют услышанные слова с буквой “К”.
Словарная работа.
– Объясните, как поняли выражения из сказки.
VI. Закрепление знаний и способов действий.
1. Чтение слогов.
Учитель показывает карточки со слогами:
- читают дети с синими медальками (ка; ку);
- дети с зелеными медальками называют слова, начинающиеся на этот слог (каша, касса, Катя; курица, кушать, купол);
- дети с желтыми медальками называют слова, слог в середине слова (указка, скажет, карта; скутер, секунда, макушка).
2. Чтение слов в учебнике. Фронтальная работа.
– Что прочитали в первом столбике? (Названия букв.)
– Какое слово лишнее в третьем столбике? (Купил.)
3. Чтение рассказа “Аквариум”.
– О чем пойдет речь в рассказе? Что такое аквариум? (Емкость с водой, где живут морские или речные обитатели.)
(Чтение текста учителем.)
Беседа по содержанию:
– Какие подарки получил Кирилл?
– Как Кирилл ухаживал за рыбками?
– Как по-другому называют в тексте аквариум?
(Чтение текста детьми.)
Физминутка
Хомка, хомка, хомячрк.
Полосатенышй бочок.
Хомка раненько встает,
Ушки моет, щечки трет.
Хомка делает зарядку: 1, 2, 3,4, 5 –
Хочет хомка сильным стать.
4. Работа в тетради; с. 28.
Отметьте знаком V изображение предметов, в названии которых два звука [к] (кубики, клубок, колокольчик, кукла). Составляем схемы слов. Слова, которые одинаково читаются и справа, и слева (комок, наган).
VII. Обобщение и систематизация знаний.
Приложение 1
Презентация
Слайд 1
– Что видите на экране? (Маршрутный лист. Город Алфавитинск.)
– В какой дом этого города следует поместить букву “К”? (В дом букв, обозначающие парные согласные звуки.)
Слайд 2
Чтение слогов с буквой “К”.
– Почему “К” на синем фоне? Что можете сказать о буквах а, у, о, э, ы? (Показатель твердости согласного.)
– Почему фон буквы изменился? (и – показатель мягкости согласного звука.)
Слайд 3
Чтение слов. Каждый ученик сам выбирает столбик слов для чтения. Чтение хором.
кот |
рука |
молоко |
кит |
пони |
колобок |
ком |
волк |
клоун |
лук |
банк |
струна |
мак |
кони |
сорока |
рот |
куст |
корова |
ток |
крот |
мостик |
Слайд 4
Чтение слов: аквариум, акварель, акваланг, аквалангист.
– Назовите общую часть (Аква – латин. сл).
– Что она обозначает?
– Объясните, почему так считаете? Объясните значение слов.
Слайд 5
– Прочитайте слова: Оля, Ира, Арина, Лара.
– Почему они написаны с большой буквы?
– Какую букву можно поставить в начало слова, чтобы получить другие имена?
– Какие еще имена могут быть?
Слайд 6
Составление пословиц.
Грамоте учиться Повторенье – У всякого Федорки – Каков мастер, |
мать ученья. такова и работа. всегда пригодится. свои отговорки. |
– Как вы понимаете их?
Слайд 7
– С какой буквой познакомились?
– Что вы о ней можете сказать? (Обозначает на письме звуки [к'], [к].)
Слайд 8
Читаем хором.
МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!
VIII. Подведение итога.
– Кому понравился урок? Встаньте, кто считает, что работал на уроке очень хорошо. Вы – молодцы! Хорошо потрудились!