Тема урока: Степень с действительным показателем.
Задачи:
- Образовательные:
- обобщить понятие степени;
- отработать умение находить значение степени с действительным показателем;
- закрепить умения использовать свойства степени при упрощении выражений;
- выработать навык использования свойств степени при вычислениях.
- Развивающие:
- интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика;
- развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод;
- активизировать самостоятельную деятельность;
- развивать познавательный интерес.
- Воспитательные:
- воспитание коммуникативной и информационной культуры обучающихся;
- эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание на доске и в тетради.
Учащиеся должны знать: определение и свойства степени с действительным показателем.
Учащиеся должны уметь:
- определять имеет ли смысл выражение со степенью;
- использовать свойства степени при вычислениях и упрощении выражений;
- решать примеры, содержащие степень;
- сравнивать, находить сходства и отличия.
Форма урока: семинар – практикум, с элементами исследования. Компьютерная поддержка.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.
Тип урока: урок исследовательской и практической работы.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Притча:
«Однажды царь решил выбрать из своих
придворных первого помощника. Он подвёл всех к
огромному замку. «Кто первым откроет, тот и будет
первым помощником». Никто даже не притронулся к
замку. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок,
который открылся. Он не был закрыт на ключ.
Тогда царь сказал: «Ты получишь эту должность,
потому что полагаешься не только на то, что
видишь и слышишь, а надеешься на собственные силы
и не боишься сделать попытку».
И мы сегодня будем пытаться, пробовать, чтобы
прийти к правильному решению.
1. С каким математическим понятием связаны слова:
Основание
Показатель (Степень)
Какими словами можно объединить слова:
Рациональное число
Целое число
Натуральное число
Иррациональное число (Действительное
число)
Сформулируйте тему урока. (Степень с
действительным показателем)
2. Какая наша стратегическая
цель? (ЕГЭ)
Какие цели нашего урока?
– Обобщить понятие степени.
Задачи:
– повторить свойства степени
– рассмотреть применение свойств степени при
вычислениях и упрощениях выражений
– отработка вычислительных навыков.
3. Итак, ар, где р – число
действительное.
Приведите примеры (выберете из выражений 5–2,
, 43,
) степени
– с натуральным показателем
– с целым показателем
– с рациональным показателем
– с иррациональным показателем
4. При каких значениях а имеет смысл выражение
аn, где n
(а
– любое)
аm, где m
(а
0) Как от степени с
отрицательным показателем перейти к степени с
положительным показателем?
, где
(а
0)
5. Из данных выражений выберете те,
которые смысла не имеют:
( –3)2,
,
, 0–3,
, ( –3)–1,
.
6. Вычислите. Ответы в каждом столбике
обладают одним общим свойством. Укажите лишний
ответ (этим свойством не обладающий)
=
2
=
= ![]()
=
6
=
(неправ.
др.)
=
(нельзя записать дес. др.)
=
(дробь)
=
= ![]()
7. Какие действия (математические операции) можно выполнять со степенями?
Установите соответствие:
| При умножении степеней с равными основаниями | Основания умножаются, а показатель остаётся прежним |
| При делении степеней с равными основаниями | Основания делятся, а показатель остаётся прежним |
| При возведении степени в степень | Основание остаётся прежним, а показатели умножаются |
| При умножении степеней с равными показателями | Основание остаётся прежним, а показатели вычитаются |
| При делении степеней с равными показателями | Основание остаётся прежним, а показатели складываются |
Один ученик записывает формулы (свойства) в общем виде.
8. Дополнить степени из п.3 так, чтобы к полученному примеру можно было применить свойства степени.
(Один человек работает у доски, остальные в тетрадях. Для проверки обменяться тетрадями, а ещё один выполняет действия на доске)
9. На доске (работает ученик):
Вычислите
:
=
Самостоятельно (с проверкой на листах)
=
=
Какой из ответов не может получиться в части
«В» на ЕГЭ? Если в ответе получилось
, то как записать такой
ответ в части «В»?
10. Самостоятельное выполнение задания (с проверкой у доски – несколько человек)
Задание с выбором ответа
1 |
2 |
3 |
4 |
||
| 1 |
|
25 – |
19 |
|
|
| 2 |
|
|
–7 |
–9 |
|
| 3 | 0,3 |
9,1 |
2,9 |
89,9 |
8,9 |
| 4 | ![]() |
1 |
0 |
2,5 |
4 |
11. Задание с кратким ответом (решение у доски):
+
+ (60)5
2 – 3–4 ![]()
![]()
27 =
Самостоятельно с проверкой на скрытой доске:
–
– 32
2– 4![]()
+ (30)4
4 =
12. Сократите дробь (на доске):
=
В это время один человек решает на доске
самостоятельно:
=
(класс проверяет)
13. Самостоятельное решение (на проверку)
На отметку «3»: Тест с выбором ответа:
1. Укажите выражение, равное степени ![]()
| 1. |
2. |
3. |
4. |
2. Представьте в виде степени произведение: ![]()
| 1. |
2. |
3. |
4. |
3. Упростите выражение
:
и
найдите его значение при х = 2
| 1. |
2. 8 | 3. |
4. – 8 |
4. Чему равно значение выражения
при а = ![]()
| 1. – 9 | 2. |
3. |
4. 9 |
5. Вычислите ![]()
| 1. |
2. |
3. 16 | 4. – 16 |
На отметку «4»: № 439 (1, 2, 4, 5, 6)
На отметку «5»:
1.
2. Упростите выражение 
14. Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями:
Сравните числа
и

15. Дома: №438, придумать по 2 примера на свойства степени.
В заключение урока:
«Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать
материальную сторону жизни людей,
А математика способна достичь всех этих целей»
– Так сказал американский математик Морис
Клайн.
– Спасибо за урок!
