"Родом из Донского края"

Разделы: Работа с дошкольниками


В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю, как кому, а мне
Вода донская слаще меда.
Не знаю, как другой, но я
Весь слух, весь – жадное вниманье,
Когда услышу соловья
Возвышенное ликованье.
Осенний лес затих, замолк,
Над степью прошумели ливни,
Но соловьиный свист и щелк
Звучат в душе напевом дивным.

А.Г.Гарнакерьян

У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край. Край, который он никогда не забудет.

От Воронежа до Азовского моря простиралось Дикое Поле – необъятная седая ковыльная степь. Изредка здесь проходили кочевники, направляясь на север, в pуccкие  пределы, и, получая отпор уходили к Каспию, на Кубань или в Крым.

Летом по степи гуляли горячие ветры-суховеи, зимой нависали вьюги, со стоном вскипали бураны и вихри кружили снежную пыль. Сурова и неприветлива была степь в непогоду. И только весной становилась она ласковой и щедрой. Во множестве водились зайцы, дикие козы, волки, лисы, всевозможная птица.

Вот на этой земле и появились первые постоянные поселения донских казаков. Глубочайшие исторические корни казачества, уходящие в землю донскую, пронизывают тысячелетия.

Казаки прежних веков, как это не странно звучит, не считали себя русскими, но казаками – отдельным народом, хотя и родственным по вере и языку русским, населяющим Русь.

В начале XIX века большая часть земель нашего района  оставалась незаселенной. На протяжении рек Большой и Малой Куберле стояли зимовники (зимники) – скотоводческие точки-загоны для скота на случай зимней непогоды, да при загонах по одной-две землянки для пастухов.

На закрепленных в личное владение землях казачья верхушка основывала свои хутора. Атаманы Иловайский и Кутейников захватили себе обширные владения по р. Большая Куберле. Их именами и называются станица Кутейниковская и хутор Иловайский

 Станица  Кутейниковская – казачья станица на территории которой работает  муниципальное     дошкольное образовательное  учреждение  МДОУ «Малыш»,  в котором создаются равные условия для полноценного целостного развития ребенка: обеспечивается физическое, познавательное, рeчeвoe, социальное и эстетическое  развитие  детей,  воспитание патриотизма на основе культурно-исторических традиций донского казачества, делая приоритетным в развитии ребенка игр. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Поэтому и выбор проблемы не составил большого труда. Где как не в селе зарождались истоки народного творчества, что как не село сохранило это наследие нашего народа, нашего края. Именно с села начинается возрождение  русской народной культуры.

Возрождение

С возрождением казачества в станице стала актуальной  проблема духовно-нравственного воспитания детей.

Важно с ранних лет научить ребенка понимать культуру своего народа, показать дорогу в этот сказочный и добрый мир, потому что именно в дошкольном возрасте возрастают познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Создается   фундамент для последующего развития детей, потому что, только зная историю своего края, ребенок сможет полюбить его.

 «Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» – задача особенно актуальна сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры…».

Для того чтобы  начать работу в МДОУ по внедрению регионального компонента  необходимо было  определить следующие направления деятельности:

– создание условий для удовлетворения и реализации этнокультурных образовательных потребностей;
– изучение литературы по введению регионального компонента;
– выработка принципов и механизмов взаимодействия в содержании образования на всех ступенях воспитания.

Работу по внедрению регионального компонента  распределила следующим образом:

1 БЛОК. 3-4 года: «Фольклорное наследие»

Целью которого является  приобщение детей к истокам русской народной культуры через:

  • Формирование эмоциональной сферы ребенка, освоения ценного опыта поколений.

Знакомство с малыми фольклорными формами расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

2 БЛОК. 4-5 лет: «Моя семья и Я»

Целью которого является изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

3 БЛОК. 5-7 лет «Родом из Донского края»

Целью которого является  развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине.

Задачи:

  • Пробудить интерес к истории и культуре родного села, района, края, формировать эстетическое и нравственное их восприятие.
  • Воспитывать активную гражданскую позицию, патриотизм на примерах истории и культуры Дона, бережное отношение к культурному наследию своего края, своей малой родины,  гордости за свой край.

Ведущая цель работы – создание условий для формирования личности ребенка с опорой на местный краеведческий материал.

Ведется работа на занятиях по физической культуре. С детьми разучиваю русские народные подвижные игры, в которые играли их отцы и деды, разучиваю русские народные песни, танцы, хороводы, зазывалки.

Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством,  хорошо понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Задача эта – на года, поэтому в  основе системы воспитания лежит знакомство с русским фольклором, народным творчеством Донского края.
Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре:   увидеть в действии прялку, покачать в люльке куклу, самим растолочь в ступе зерно… Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить»  необычные  для нашего времени предметы, мы решили совместно с родителями    воссоздать обстановку русской избы,  наполнив ее   предметами  старины.

В русской избе дети знакомятся  с необычными предметами, их названиями, рассматривают затейливые узоры. Большую радость приносят  детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними.

Стараюсь применять русские народные традиции в повседневной жизни детей:  использую потешки, прибаутки в работе с детьми в группах младшего возраста. Восприятие частушки – короткой рифмованной песенки,  доступно детям второй младшей, средней групп. Детей старшего возраста знакомлю с русской  и казачьей песнями, демонстрируя, как в них отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости.

Большой интерес вызывает  знакомство с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.

Изучение календарного детского  фольклора осуществляю  через участие детей в календарных праздниках. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь  они  почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием  детей.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

 Результатом работы этого блока стало создание альбома «Моя семья», где, как мне кажется, отражается сущность каждой семьи.

В работе с родителями важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия

 Мы находимся только вначале пути, определены цели и задачи над которыми нам предстоит работать. Формировать личность выпускника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций  Донского края.
Желание познавать фольклор данного региона, желание самовыразиться и самоутвердиться в коллективе сверстников сподвигло нас на создание в 2008 году на базе детского сада ансамбля «Донские лазорики».

Он является спутником казачьих коллективов «Вольный Дон» и «Казаки России», активным участником культурных мероприятий станицы.

В 2009 году ансамбль прошел отборочный тур фестиваля «Казачок» в г. Волгодонске и был отобран для участия в заключительном гала-концерте в сентябре 2009года в г. Белая Калитва, где был отмечен именным дипломом.

Донской мой край!
Любимая сторонка!
Мой уголок родной – Кутейники!  
Тебя я воспеваю звонко
И о тебе пишу стихи.
Ты так прекрасна, милая станица,
На берегах речушки Куберле,
И  золотится на полях пшеница
И ивы преклоняются тебе.
Любимый край, любимая станица!
Живи всегда, расти и расцветай!
Пусть солнце в небе над тобой лучится,
И каждый год приходит теплый май!

(В.В. Матеева)

Спасибо за внимание.