В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю, как кому, а мне
Вода донская слаще меда.
Не знаю, как другой, но я
Весь слух, весь – жадное вниманье,
Когда услышу соловья
Возвышенное ликованье.
Осенний лес затих, замолк,
Над степью прошумели ливни,
Но соловьиный свист и щелк
Звучат в душе напевом дивным.
А.Г.Гарнакерьян
У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край. Край, который он никогда не забудет.
От Воронежа до Азовского моря простиралось Дикое Поле – необъятная седая ковыльная степь. Изредка здесь проходили кочевники, направляясь на север, в pуccкие пределы, и, получая отпор уходили к Каспию, на Кубань или в Крым.
Летом по степи гуляли горячие ветры-суховеи, зимой нависали вьюги, со стоном вскипали бураны и вихри кружили снежную пыль. Сурова и неприветлива была степь в непогоду. И только весной становилась она ласковой и щедрой. Во множестве водились зайцы, дикие козы, волки, лисы, всевозможная птица.
Вот на этой земле и появились первые постоянные поселения донских казаков. Глубочайшие исторические корни казачества, уходящие в землю донскую, пронизывают тысячелетия.
Казаки прежних веков, как это не странно звучит, не считали себя русскими, но казаками – отдельным народом, хотя и родственным по вере и языку русским, населяющим Русь.
В начале XIX века большая часть земель нашего района оставалась незаселенной. На протяжении рек Большой и Малой Куберле стояли зимовники (зимники) – скотоводческие точки-загоны для скота на случай зимней непогоды, да при загонах по одной-две землянки для пастухов.
На закрепленных в личное владение землях казачья верхушка основывала свои хутора. Атаманы Иловайский и Кутейников захватили себе обширные владения по р. Большая Куберле. Их именами и называются станица Кутейниковская и хутор Иловайский
Станица Кутейниковская – казачья станица на территории которой работает муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Малыш», в котором создаются равные условия для полноценного целостного развития ребенка: обеспечивается физическое, познавательное, рeчeвoe, социальное и эстетическое развитие детей, воспитание патриотизма на основе культурно-исторических традиций донского казачества, делая приоритетным в развитии ребенка игр. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Поэтому и выбор проблемы не составил большого труда. Где как не в селе зарождались истоки народного творчества, что как не село сохранило это наследие нашего народа, нашего края. Именно с села начинается возрождение русской народной культуры.
Возрождение
С возрождением казачества в станице стала актуальной проблема духовно-нравственного воспитания детей.
Важно с ранних лет научить ребенка понимать культуру своего народа, показать дорогу в этот сказочный и добрый мир, потому что именно в дошкольном возрасте возрастают познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Создается фундамент для последующего развития детей, потому что, только зная историю своего края, ребенок сможет полюбить его.
«Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» – задача особенно актуальна сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры…».
Для того чтобы начать работу в МДОУ по внедрению регионального компонента необходимо было определить следующие направления деятельности:
– создание условий для удовлетворения и
реализации этнокультурных образовательных
потребностей;
– изучение литературы по введению регионального
компонента;
– выработка принципов и механизмов
взаимодействия в содержании образования на всех
ступенях воспитания.
Работу по внедрению регионального компонента распределила следующим образом:
1 БЛОК. 3-4 года: «Фольклорное наследие»
Целью которого является приобщение детей к истокам русской народной культуры через:
- Формирование эмоциональной сферы ребенка, освоения ценного опыта поколений.
Знакомство с малыми фольклорными формами расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.
2 БЛОК. 4-5 лет: «Моя семья и Я»
Целью которого является изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
3 БЛОК. 5-7 лет «Родом из Донского края»
Целью которого является развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине.
Задачи:
- Пробудить интерес к истории и культуре родного села, района, края, формировать эстетическое и нравственное их восприятие.
- Воспитывать активную гражданскую позицию, патриотизм на примерах истории и культуры Дона, бережное отношение к культурному наследию своего края, своей малой родины, гордости за свой край.
Ведущая цель работы – создание условий для формирования личности ребенка с опорой на местный краеведческий материал.
Ведется работа на занятиях по физической культуре. С детьми разучиваю русские народные подвижные игры, в которые играли их отцы и деды, разучиваю русские народные песни, танцы, хороводы, зазывалки.
Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, хорошо понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.
Задача эта – на года, поэтому в
основе системы воспитания лежит знакомство с
русским фольклором, народным творчеством
Донского края.
Уже первые шаги в этом направлении показали, как
велик интерес детей к народной культуре:
увидеть в действии прялку, покачать в люльке
куклу, самим растолочь в ступе зерно… Чтобы
доставить эту радость детям, помочь им
«освоить» необычные для нашего времени
предметы, мы решили совместно с
родителями воссоздать обстановку
русской избы, наполнив ее
предметами старины.
В русской избе дети знакомятся с необычными предметами, их названиями, рассматривают затейливые узоры. Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними.
Стараюсь применять русские народные традиции в повседневной жизни детей: использую потешки, прибаутки в работе с детьми в группах младшего возраста. Восприятие частушки – короткой рифмованной песенки, доступно детям второй младшей, средней групп. Детей старшего возраста знакомлю с русской и казачьей песнями, демонстрируя, как в них отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости.
Большой интерес вызывает знакомство с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.
Изучение календарного детского фольклора осуществляю через участие детей в календарных праздниках. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь они почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием детей.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Результатом работы этого блока стало создание альбома «Моя семья», где, как мне кажется, отражается сущность каждой семьи.
В работе с родителями важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия
Мы находимся только вначале пути,
определены цели и задачи над которыми нам
предстоит работать. Формировать личность
выпускника как достойного представителя
казачьего сообщества, носителя, пользователя и
созидателя ценностей и традиций Донского
края.
Желание познавать фольклор данного региона,
желание самовыразиться и самоутвердиться в
коллективе сверстников сподвигло нас на
создание в 2008 году на базе детского сада ансамбля
«Донские лазорики».
Он является спутником казачьих коллективов «Вольный Дон» и «Казаки России», активным участником культурных мероприятий станицы.
В 2009 году ансамбль прошел отборочный тур фестиваля «Казачок» в г. Волгодонске и был отобран для участия в заключительном гала-концерте в сентябре 2009года в г. Белая Калитва, где был отмечен именным дипломом.
Донской мой край!
Любимая сторонка!
Мой уголок родной – Кутейники!
Тебя я воспеваю звонко
И о тебе пишу стихи.
Ты так прекрасна, милая станица,
На берегах речушки Куберле,
И золотится на полях пшеница
И ивы преклоняются тебе.
Любимый край, любимая станица!
Живи всегда, расти и расцветай!
Пусть солнце в небе над тобой лучится,
И каждый год приходит теплый май!
(В.В. Матеева)
Спасибо за внимание.